Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИНФОРМАЦИОННЫE СИСТЕМЫ В СТРУКТУРЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Илюхина Н.А. 1 Хмызова Е.А. 1
1 Орловский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»
В статье изучается вопрос использования информационных технологий в деятельности государственных органов Российской Федерации. Информационные системы в государственном управлении повышают качество оказания государственных услуг и соответственно преобразовывают публичную власть в открытый канал взаимодействия гражданского общества с органами власти. В связи, с чем наиболее значимым является изучение направления формирования электронного правительства в сфере реализации полномочий по нормативному правовому регулированию. В данном контексте важной составляющей считается информационная деятельность по обеспечению своевременного и полного опубликования в сети Интернет разрабатываемых и принимаемых нормативных правовых актов в электронном виде. Акцентируется внимание на создание единой системы регламентов и стандартов, регулирующие действия информационных систем в структуре государственной власти.
информационная система
электронное правительство
информационно-телекоммуникационные технологии
государственное управление
информационные ресурсы
1. Дрожжинов В. 2013 год: Электронное правительство России на перепутье // PCWEEK. Государство и ИТ URL: http://www.pcweek.ru (дата обращения 10.09.2015 г.).
2. Заика А.О. Информационные системы поддержки принятия решений в государственном и муниципальном управлении // Современные наукоёмкие технологии. – 2013. – № 10 (часть 2). – С. 86–87.
3. Матяш С.А. Информационные технологии управления // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8(часть 2). – С. 283–284.
4. Хмызова Е.А. Принципы служебного поведения государственных служащих: направления совершенствования механизмов контроля // Современные концепции научных исследований. – 2015. – № 4 (часть 13). – С. 79–81.
5. Экономика сегодня: новые вызовы – новые решения / Е.А. Боброва, И.А. Болдырева, Д.В. Бураков, Т.И. Бухтиярова, Е.В. Галкина, В.М. Головач, Д.Г. Демьянов, А.В. Дубынина , Н.А. Илюхина, Е.И. Киселева, Е.В. Марченко, И.Н. Турчаева, В.В. Прохоров, Е.А. Тюхова, М.Е. Ханенко, О.А. Шапорова / под ред. Н.С. Клунко. – Ставрополь, 2014.

В государственном управлении информационные технологии представляют собой новые возможности использования сети Интернет и в будущем могут быть популяризованы в массовом сознании, а значит, будет достигнута идея информационного общества в России. Программа «Электронное правительство» повышает эффективность работы государственного аппарата, совершенствует государственное управление и приводит к повышению производительности труда государственных структур в целом. Одним из элементов информационного общества является электронное правительство. Использование новейших информационно-телекоммуникационных технологий в государственном управлении позволит улучшить качество услуг гражданам и бизнесу со стороны государственных служб.

Автоматизированные государственные структуры предоставят свободный доступ граждан ко всей необходимой государственной информации, обеспечат регистрацию транспортных средств и патентов, сбор налогов, комфортную запись на прием к врачу и многие другие государственные услуги. Применение информационных систем в деятельности органов государственной власти сможет привести к их открытости и прозрачности. Электронное правительство включает:

– онлайн сервисы для граждан и бизнеса на едином портале;

– электронный документооборот в правительственных и парламентских структурах;

– общую для разных правительственных структур базу данных для предотвращения дублирования информации и повторных затрат;

– частно-закрытую специализированную информационную сеть (интернет) для внутриправительственных транзакций;

– разветвленную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру;

– системы криптографии и прочие способы защиты информации, в том числе и персональных данных;

– цифровую подпись, электронный ключ, смарт-карты и другие средства санкционированного доступа к информации и операций с ней.

Электронное правительство тесно связано с такими компонентами информационного общества, как электронная коммерция, электронный бизнес, электронный банкинг, универсальный доступ, пожизненное образование, компьютеризация, компьютерная грамотность.

В настоящее время в России осуществляют контрольные и нормативно-методические функции всех государственно-информационных ресурсов следующие структуры [3]:

1. Министерство Российской Федерации по связи и информатизации. Обеспечивает контроль над созданием информационных ресурсов в органах и организациях, их регистрацией, доступностью и порядком использования, а также контроль систем навигации и общую координацию работ по формированию и ведению государственных информационных ресурсов.

2. Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ и Государственная техническая комиссия при Президенте РФ. Реализуют контроль над защитой государственных информационных ресурсов от незаконного использования и разрушения.

3. Министерство имущественных отношений РФ. Осуществляет учет государственных информационных ресурсов как имущества, порядка их закрепления в оперативном управлении и хозяйственном ведении.

4. Российское агентство по патентам и товарным знакам. Производят учет информационных ресурсов как интеллектуальной собственности.

Идея внедрения информационных систем в государственное управление начала свое воплощение с принятия концепции формирования электронного правительства до 2010 года Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р. Данная концепция основывалась на Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 года № 1244-р, а также на Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р.

Нормативно-правовой базой, регламентирующей внедрение информационных систем, являются правовые акты, издаваемые Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, министерствами РФ, некоторые из них представлены на рис. 1.

Эффективная реализация данных нормативно-правовых актов призвана улучшить положение России в международном рейтинге стран по уровню развития информационных технологий. Согласно данным Всемирного экономического форума по индексу сетевой готовности 2015 года, характеризующему уровень развития информационно-коммуникационных технологий в мире и его влияние на государственную конкурентоспособность, Россия занимает 41-е место из 143 [4]. Государственно-информационные ресурсы, имеющиеся на сегодняшний день, представлены в таблице.

На современном этапе в России имеется успешный опыт внедрения информационных технологий в государственном управлении. Но существует проблема выбора критерия оценки эффективности информационных систем, поддерживающих деятельность государственных органов в процессе управления и принятия управленческих решений.

Электронное правительство существует с целью активного использования всеми гражданами информационных технологий для повышения эффективности государственного управления. Электронное правительство представляет собой способ получения актуальной информации, а также оказания услуг государством [3]. Оно реализуется посредством четырех групп взаимодействия, которые представлены на рис. 2.

Причина невысоких показателей нашей страны заключается в разобщенности систем в плане стандартов на функциональность и на технологию. Выбор решений по автоматизации информационных систем субъективен, продиктован современными реалиями, бюджетными средствами, а также рядом иных факторов. В ряде случаев принимаются за разработку собственных стандартов на обмен и управление информацией, так как базовые стандарты в федеральных законах и программах отсутствуют (рис. 3).

В настоящее время невозможной становится успешная реализация стратегии информационного общества по автоматизации деятельности государственных органов, поскольку отсутствует единая система стандартов и регламентов, которая осуществляет регламентацию данной области [5]. Федеральные программы, направленные на совершенствование государственного управления через информационные технологии, обладают на данный момент следующими негативными особенностями: высокие затраты, длительный срок реализации, низкая эффективность использования бюджетных средств, высокие проектные риски, низкая степень масштабируемости и интеграции систем. Для совершенствования информационных систем с учетом единой функциональной модели государственного управления, необходимо применить критерии оценки эффективности информационных систем, используемые на рис. 3.

pic_38.tif

Рис. 1. Нормативно-правовые акты, регламентирующие внедрение информационных систем в Российской Федерации

Государственные информационные ресурсы

№ п/п

Государственные информационные ресурсы

Сайт

1

Информационные ресурсы библиотечной сети России. Создание общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети – «ЛИБНЕТ»

www. gpntb.ru

2

Ресурсы государственной системы экономической и научно-технической информации

www.rosinf.ru

3

Российские ресурсы правовой информации

www.garant.ru

www.kodeks.net

www.consultant.ru

4

Информационные ресурсы федеральных и региональных органов власти

www.lenobl.ru

5

Информационные ресурсы в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности

www.minfin.ru

www.cbr.ru

www.gtk.ru

6

Информационные ресурсы отраслей материального производства

www.vpk.ru

7

Информационные ресурсы Государственной системы статистики

www.gks.ru

8

Информационные ресурсы социальной сферы

www.pharm.mos.ru

9

Информация о природных ресурсах, явлениях, процессах

www.gbdgi.ru

www.gisa.ru

www.fccland.ru

pic_39.wmf

Рис. 2. Группы взаимодействия электронного правительства

pic_40.wmf

Рис. 3. Критерии оценки эффективности информационных систем. *Единая федеральная архитектура электронного правительства

Можно сделать вывод, что информационные системы в административном управлении повышают качество оказания государственных услуг, а также способствуют укреплению открытости и прозрачности институтов государства. На данный момент имеется положительный опыт внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов власти. Но в то же время государству необходимо акцентировать свое внимание на создание единой системы регламентов и стандартов, регулирующей действия информационных систем в структуре государственной власти.


Библиографическая ссылка

Илюхина Н.А., Хмызова Е.А. ИНФОРМАЦИОННЫE СИСТЕМЫ В СТРУКТУРЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 9. – С. 35-38;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35114 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674