Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Трофимова Л.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет путей сообщения»
В статье рассмотрено актуальное на современном этапе направление дополнительного образования – профессиональная переподготовка. Дано авторское определение понятия «профессиональная переподготовка». Показано, что основной целью профессиональной переподготовки является предоставление специалисту с высшим образованием возможности изменения профессиональной деятельности. Рассмотрены основные признаки профессиональной переподготовки. Выявлено противоречие между большой востребованностью на рынке дополнительных образовательных услуг – профессиональной переподготовкой специалистов и отсутствием разработанных образовательных технологий по этому направлению. Сформулирована проблема настоящего исследования, которая заключается в разрешении противоречия между потенциальными возможностями курсов профессиональной переподготовки специалистов и реально сложившейся практикой обучения, не позволяющей должным образом организовать этот процесс.
дополнительное образование
компетентностный подход
профессиональная переподготовка
1. Змеев С.И. Технология обучения взрослых: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 128 с.
2. Казакова М.А. Профессиональная переподготовка педагогов в системе дополнительного профессионального образования. // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2012. – № 1. – С. 98–102.
3. Ковалева А.В., Полина Н.Н., Погорелова Т.М. Профессиональная переподготовка как инструмент повышения конкурентоспособности выпускников системы НПО // Научные исследования в образовании. – 2007. – № 3. – С. 92–94.
4. Куренной А.М. Трудовое право России. – М.: МГУ им. Ломоносова, 2004. – 453 с.
5. Михайличенко А.Ю. Профессиональная переподготовка учителей малокомплектных школ (из опыта работы Томского государственного педагогического университета) // Вестник ТГПУ. – 2009. – № 12. – С. 19–21.
6. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: «Мир книги», 2001. – 260 с.
7. Трофимова Л.Н. Компетентностный подход в системе профессиональной переподготовки специалистов // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10 (часть 2). – С. 221–224.

Модернизация высшего профессионального образования вызвана переходом России к рыночной экономике, «в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал» [6].

Целью модернизации является развитие системы высшего профессионального образования в соответствии с потребностями общества. Для того чтобы успешно реформировать экономику, стране необходимо подготовить специалистов, способных осуществлять эти реформы.

Современному работодателю недостаточно, чтобы специалист владел системой фундаментальных знаний. Специалисту необходимо быть социально мобильным, уметь перестраиваться в быстроменяющихся производственных условиях. Он должен быть способен самостоятельно приобретать новые знания, применять полученные знания на практике. Как следствие, высшие учебные заведения вынуждены переходить от фундаментально-академического к практико-ориентированному образованию, искать новые формы обучения для быстрой и качественной подготовки и переподготовки специалистов.

Поэтому современное высшее профессиональное образование ориентировано на компетентностный подход.

В современных условиях все большую значимость приобретает развитие системы профессиональной переподготовки специалистов, которая даст возможность получения дополнительного профессионального образования, позволяющего специалистам быть более востребованными на рынке труда.

Если ранее получение дополнительного профессионального образования было возможно только при обучении на заочном факультете в течение 3–5 лет, то в настоящее время вузы анонсируют курсы профессиональной переподготовки продолжительностью от одного года до двух лет.

В научно-педагогической литературе достаточно часто обсуждается проблема реализации профессиональной переподготовки специалистов. Однако нет единого подхода к определению самого понятия «профессиональная переподготовка». Так, А.В. Ковалева считает, что профессиональная переподготовка – это получение дополнительных знаний и умений, необходимость в которых возникает не только в связи с изменениями в технологиях, но и по причине недостаточного уровня практической квалификации работника [3].

М.А. Казакова под профессиональной переподготовкой понимает подготовку специалистов к реализации нового вида профессиональной деятельности в рамках избранной профессии [2]. А.Ю. Михайличенко считает, что профессиональная переподготовка – «это наделение специалиста дополнительно определенным спектром знаний в области информационно-коммуникационных технологий для решения конкретных задач» [5].

А.М. Куренной подразумевает под профессиональной переподготовкой работников – процесс получения новых знаний по основной или смежной специальности [4]. Согласно Приказу Минобразования РФ от 6 сентября 2000 г. № 2571 «Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов» «Профессиональная переподготовка специалистов является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, проводится с учетом профиля полученного образования специалистов и осуществляется образовательными учреждениями повышения квалификации и подразделениями образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, другой – для получения дополнительной квалификации».

В настоящее время многие вузы предлагают пройти переподготовку специалистам с высшим образованием без учета базового образования.

В своей работе под профессиональной переподготовкой мы будем понимать получение дополнительного профессионального образования специалистами с высшим образованием, возможно, без учета профиля базового образования. Основная цель профессиональной переподготовки – дать возможность специалисту с высшим образованием изменить сферу своей профессиональной деятельности [7].

Нами выявлены сновные признаки профессиональной переподготовки:

1. Дает возможность слушателю получить дополнительное профессиональное образование, для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

2. Учебная программа профессиональной переподготовки специалистов должна содержать только специальные дисциплины, позволяющие слушателю в ограниченные временные сроки получить необходимые теоретические знания и практические навыки.

3. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы слушатели с разным базовым образованием смогли освоить учебные предметы на уровне, достаточном для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

4. Продолжительность курсов профессиональной переподготовки должна быть не менее 1000 часов трудоемкости.

Опираясь на сформулированные нами признаки профессиональной переподготовки, можно константировать тот факт, что это новое направление дополнительного профессионального образования. Поэтому еще нет должного теоретико-педагогического обоснования эффективной организации курсов профессиональной переподготовки. В практике отечественного высшего образования остается неисследованной проблема профессиональной переподготовки специалистов, с учетом требований современного производства. До сих пор не разработаны образовательные технологии профессиональной переподготовки специалистов.

В ходе анализа организации различных курсов профессиональной переподготовки нами были выявлены основные недостатки в их работе:

1. Изложение дисциплин есть «сжатый» курс заочного обучения.

2. Недооценка преподавателями, ведущими занятия, места и роли самостоятельной работы слушателей.

3. Отсутствие учета индивидуальных и возрастных особенностей слушателей при организации образовательного процесса.

4. Содержание обучения не соответствует текущему моменту времени. Преподаватели зачастую ссылаются на устаревшие нормы и правила.

5. Игнорирование мотивации образовательной деятельности слушателей.

Слушателями в системе профессиональной переподготовки являются, как правило, взролые люди, с определенным кругом профессиональных знаний, умений, навыков, жизненным опытом. Это делает их не всегда восприимчивыми к новым знаниям, зачастую имеет место недоверие по отношению к нововведениям, что создает психологический барьер, а в некоторых случаях, конфликт между ними и преподавателями.

Поэтому, по нашему мнению, для организации курсов профессиональной переподготовки необходимо превлекать преподавателей не просто с широким кругозором и знаниями в области преподаваемой дисциплины, но и знаниями психологии взрослых, владеющими современными образовательными технологиями.

Змеев С.И. в своей работе «Технология обучения взрослых» сформулировал андрологические принципы обучения:

1. Приоритет самостоятельного обучения.

2. Принцип совместной деятельности.

3. Принцип опоры на опыт обучающегося.

4. Индивидуализация обучения.

5. Системность обучения.

6. Контекстность обучения.

7. Принцип актуализации результатов обучения.

8. Принцип элективности обучения [1].

Основываясь на принципах обучения, сформулированных С.И. Зверевым, определим основные условия, способствующие эффективной организации курсов профессиональной переподготовки:

1. Обучение должно давать слушателям знания в той профессиональной области, к которой они готовятся, в которой они желают работать, с целью облегчения их профессиональной адаптации.

2. Необходимо внедрять активные методы обучения.

3. Обучение должно моделировать профессиональную сферу, в которой будут работать слушатели.

4. Обеспечение формирования у слушателей способности решать практические задачи, развивать навык самостоятельно находить пути и методы разрешения проблемных ситуаций.

5. Учитывать уровень подготовки, индивидуальных особенностей слушателей.

Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что существует противоречие между большой востребованностью на рынке дополнительных образовательных услуг – профессиональной переподготовки специалистов и отсутствием разработанных образовательных технологий по этому направлению. Таким образом, можно утверждать, что существующая ситуация, сложившаяся с организацией учебного процесса профессиональной переподготовки специалистов свидетельствует об актуальной потребности в разработке инновационных образовательных технологий профессиональной переподготовки специалистов в условиях современных вузов.

Предварительное исследование позволило констатировать отсутствие теоретических основ построения содержания профессиональной переподготовки специалистов с высшим образованием, без учета их базового образования. Отсутствием методических основ структуры содержания учебного процесса и его научно-методического обеспечения.

В связи с этим проблема настоящего исследования состоит в разрешении противоречия между потенциальными возможностями курсов профессиональной переподготовки в формировании компетентных специалистов и реально сложившейся практикой обучения, не позволяющей должным образом организовать этот процесс.


Библиографическая ссылка

Трофимова Л.Н. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 8. – С. 83-85;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35106 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674