Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГРУЗОПАССАЖИРСКИХ САМОЛЕТОВ-АМФИБИЙ НА ВОДНЫХ АКВАТОРИЯХ

Воронков Ю.С. 1 Воронков О.Ю. 1
1 ОНТТЭ «Ювенал»
Разработанные в нашей стране гидросамолеты и самолеты-амфибии, кроме выполнения военных задач и задач пожаротушения, планируется использовать для перевозки на регулярной основе грузов и пассажиров. В отличие от сухопутных пассажирских перевозок самолетами ГВФ, выполнение грузопассажирских перевозок самолетами-амфибиями требует иных подходов к организации инфраструктуры их обслуживания. Коммерческие перевозки людей и грузов самолетами-амфибиями предполагается проводить между специально оборудованными гидроаэродромами или специально оснащенными морскими портами, не исключая использование обычных аэропортов ГВФ.
эксплуатация самолетов-амфибий
погрузка-разгрузка
обслуживание самолета-амфибии в портах
мягкий контакт
1. Шихеев Ф.М., Горюнов Б.Ф. Устройство морских портов. – М.: «Транспорт», 1976.
2. Справочник «Ежегодник приливов».
3. Патент США № 2985412 Способ передачи груза с судна на гидросамолет.
4. Патент США № 6176195 от 23.01.2001 г. В63В 35/44.
5. Патент США № 6575110 от 27.11.2001 г. В63В 59/02.
6. Патент США № 5529013 от 11.07.1995 г. В63В 35/44.
7. Патент РФ № 2323121 от 24.08.2006 г. В63В 35/53; В63В 21/00; В64С 25/00.
8. Материалы Благотворительного общества научно-технического творчества и экологии «Ювенал» города Таганрога.
9. Сборник докладов VI научной конференции по гидроавиации «Гидроавиасалон – 2006». – М.: Изд-во ЦАГИ, 2006.

Из опыта эксплуатации отечественных самолетов-амфибий известно, что приводнение, причаливание, швартовка, погрузка и разгрузка таких летательных аппаратов требуют специального оборудования. Соприкосновение самолета с причалом может быть обеспечено посредством специально оборудованных плавсредств или специально созданных причальных устройств с мягкой системой контакта. Наряду с указанными средствами должно быть предусмотрено наличие быстроходного катера с мягкими бортами. Такое плавсредство позволяет сближаться и производить безопасную швартовку к самолету на любом этапе его движения по водной поверхности. В состав оборудования, обеспечивающего прием и швартовку самолета-амфибии под погрузку-разгрузку, должно входить и радиооборудование для двусторонней радиосвязи руководителя полетов с экипажем самолета, а также морскими судами, средствами пожаротушения, катерами-буксировщиками, спасательными судами и т.д.

Гидроаэродром представляет собой комплекс акваторий и береговых территорий, специально оборудованных для базирования и наземного обслуживания самолетов-амфибий. На береговых участках расположены сооружения и оборудование, предназначенные для размещения и технического обслуживания самолетов-амфибий на суше.

В состав территории гидроаэродрома входят участок берегового размещения самолета-амфибии и участок служебно-технической застройки. Участок берегового размещения самолета-амфибии представляет собой часть территории, примыкающей к урезу воды, на которой располагаются береговая стоянка самолетов-амфибий, рулевые дорожки и маневровые площадки.

Служебно-техническая застройка представляет собой комплекс зданий, сооружений и оборудования, предназначенных для обеспечения управления полетами днем, ночью и в сложных метеоусловиях; для технического обслуживания и ремонта самолета-амфибии на берегу; хранения сжатых газов, топлива, масел, а также авиационного имущества.

Для приема самолетов-амфибий на регулярной основе гидроаэродром оснащается:

– приводной радиостанцией, обеспечивающей выход самолета в зону гидроаэродрома;

– средствами связи для управления полетами и обеспечения взаимодействия с судами и оперативными службами;

– наземной радиолокационной системой посадки для контроля захода на посадку и в качестве резерва обеспечения захода;

– метеорологическим оборудованием для определения состояния окружающей среды и метеорологических параметров атмосферы.

Акватория представляет собой водный участок, специально оборудованный для взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания самолетов-амфибий на плаву. Она имеет достаточные размеры в плане и глубину водоема. Имеет фарватеры для движения плавсредств, обслуживающих самолет-амфибию. В случаях пересечения акватории судоходными трассами она должна иметь фарватеры для этих судов. Акватория должна располагаться в непосредственной близости к береговой полосе.

В состав акватории входят летный бассейн и гавань.

Летный бассейн представляет собой часть акватории, предназначенную для взлета и посадки самолетов-амфибий. Он может иметь одну или несколько летных полос. Летная полоса должна находиться не ближе 2 морских миль от судоходного фарватера.

Летный бассейн гидроаэродрома обозначается буями с пограничными знаками. Пограничные знаки устанавливаются по границе летного бассейна равномерно на некотором расстоянии друг от друга. На акваториях постоянных гидроаэродромов, имеющих летный бассейн круговой формы, пограничные знаки окрашиваются в красный или ярко-оранжевый цвет. На акваториях, имеющих летный бассейн прямоугольной формы, правобережные знаки окрашиваются в красный или ярко-оранжевый цвет, левобережные – в белый цвет.

При расположении летного бассейна на судоходном фарватере или в непосредственной близости от него пограничные знаки оборудуются огнями соответствующего цвета, светящимися в темное время суток. Все перемещения самолетов-амфибий при этом согласованы с речным или морским пароходством.

При рулении по летной полосе, насколько это возможно, самолет-амфибия должен избегать полос движения судов. В вынужденных обстоятельствах пересечение полосы движения судов возможно курсом под прямым углом к общему направлению потока движения судов. В целом, при нахождении самолетов-амфибий на плаву они должны соблюдать «Международные правила предупреждения столкновения судов в море».

Гавань представляет собой часть акватории, предназначенной для стоянки, маневрирования и обслуживания самолетов-амфибий и плавсредств. На гидроаэродромах, где гавань расположена в непосредственной близости от фарватера, для предотвращения повреждения самолетов-амфибий гавань обустраивается буями с мигающими огнями.

Гидроспуск предназначен для спуска самолетов-амфибий на воду и подъема их на берег. Размеры и конструкция гидроспуска определяются в каждом конкретном случае и зависят от рельефа местности, колебаний уровня воды, глубины гавани у прибрежной полосы и класса гидроаэродрома, определяемого максимальным взлетным весом самолета-амфибии.

Оборудование гидроспуска обеспечивает наводку самолета-амфибии, его подъем на берег и спуск на воду. Оно включает: подъемно-спусковые лебедки, маневровые лебедки с системой тросов, блоки, устанавливаемые на бочках с якорями, створные знаки для обозначения направления выруливания самолета-амфибии. Гидроспуск оборудован специальными точками фиксации (рымами) для крепления самолета-амфибии и швартовки обслуживающих плавсредств. Гидроспуски обеспечивают спуск-подъем самолета-амфибии с работающими двигателями или спуск-подъем тягачами. Гидроспусками оборудуются в основном базовые гидроаэродромы. Временные и некоторые постоянные гидроаэродромы оборудуются выходом на берег без гидроспусков, если позволяют прочность грунта и рельеф берега.

Обслуживание самолета-амфибии с помощью плавпричала в портах

При использовании для гидроаэродрома зоны морского или речного порта формируется совместное руководство воздушным и морским движением. Морской порт в этом случае переходит на особый режим работы «Прием самолета-амфибии». Фарватер прохода морских или речных судов при этом закрывается для их движения на время от прилета до отлета самолета-амфибии. Производится контроль чистоты летной полосы в районе фарватера и при необходимости выполняется её очистка от посторонних предметов, могущих вызвать повреждение обшивки самолета-амфибии. Производится удаление всех посторонних плавсредств, которые могут вызвать помеху посадке, взлету или движению самолета-амфибии на пути к причалу. В зависимости от условий, оснащения порта и экологических возможностей самолета-амфибии после приводнения к нему подходит буксирный катер, с борта которого передается на борт самолета буксирный канат, производится его закрепление на утках, установленных в носовой части самолета, и следуют дальнейшие операции по приему самолета-амфибии:

– буксировка самолета-амфибии катером к плавпричалу;

– передача буксирного каната на тяговое устройство (лебедку) плавпричала;

– ввод самолета-амфибии в плавпричал;

– швартовка самолета и установка трапов;

– высадка пассажиров;

– выгрузка и загрузка багажа и грузов;

– проверка количества топлива, наличия давления в системах;

– подсоединение рукава заправки топливом, заправка топливом, подсоединение шлангов дозаправки сжатыми газами и жидкостями (при необходимости);

– отсоединение заправочных коммуникаций;

– осмотр лодки-фюзеляжа на отсутствие течи;

– слив отстоя топлива;

– посадка пассажиров;

– уборка трапов;

– заключительный осмотр самолета-амфибии с причала;

– уборка швартовых и подсоединение катера-буксировщика;

– вывод самолета из плавпричала и буксировка к месту запуска двигателей;

– запуск двигателей и выруливание на летную полосу.

При отсутствии электропитания на плавпричале допускается питание самолета от вспомогательной силовой установки (ВСУ).

Погрузка-разгрузка самолетов-амфибий

Прием и передача грузов, а также сход пассажиров с борта и их посадка на борт приводнившегося самолета-амфибии производятся путем использования следующих вариантов:

1. Самостоятельный, на тяге маршевых двигателей подход самолета-амфибии к плавпричалу с мягкой кромкой или кранцами.

Данный вариант предусматривает, что после приводнения экипаж самолета-амфибии подбирает оптимальный режим движения по полосе руления и на тяге маршевых двигателей выходит в зону плавпричала. Ориентируясь на створные знаки плавпричала и его мягкую кромку, подходит к нему бортом, на котором размещена грузопассажирская дверь, замедляет движение и в двух точках борта швартуется. Высадка пассажиров производится по специальному трапу. Погрузочно-разгрузочные работы проводятся путем использования специальных грузовых платформ. Длина плавпричала или их количество определяется парком одновременно обслуживаемых самолетов-амфибий.

2. Самостоятельный, на тяге маршевых двигателей подход самолета-амфибии к гидроспуску и выход его на береговую погрузочно-разгрузочную площадку.

Данный вариант предусматривает, что после приводнения экипаж самолета-амфибии подбирает оптимальный режим движения по полосе руления и на тяге маршевых двигателей выходит в зону гидроспуска. Ориентируясь на створные знаки гидроспуска, выходит на площадку приема и разгрузки пассажиров и грузов. Высадка пассажиров производится по специальному трапу. Погрузочно-разгрузочные работы проводятся путем использования специальных грузовых платформ.

3. Самостоятельный, на тяге маршевых двигателей подход самолета-амфибии к якорной стоянке, постановка на бочку и подъем по гидроспуску на береговую площадку подъемными и маневровыми лебедками или тягачами.

Данный вариант предусматривает, что после приводнения экипаж самолета-амфибии подбирает оптимальный режим движения по полосе руления и на тяге маршевых двигателей выходит в зону якорных стоянок, подруливает к причальной бочке. Постановка на бочку выполняется летным экипажем самостоятельно или с помощью аэродромной команды на надувной лодке с мотором. Количество якорных стоянок определяется парком одновременно обслуживаемых самолетов-амфибий. Далее к нему подводятся тросы маневровых и подъемных лебедок. Производится подъем на погрузочно-разгрузочную площадку. Высадка пассажиров, как и в первом случае, производится по специальному трапу. Погрузочно-разгрузочные работы проводятся путем использования специальных грузовых платформ.

4. Самостоятельный, на тяге маршевых двигателей подход самолета-амфибии к якорной стоянке, постановка на бочку, выполнение погрузочно-разгрузочных работ вспомогательными судами или понтонами.

Подход и постановка на бочку выполняются так же, как и в предыдущем варианте. Надувной 5-местной лодкой с мотором или плотом, оснащенным винтовым движителем, к самолету-амфибии производится буксировка многоместных спасательных плотов или грузовых платформ на понтонах. Экипажем самолета-амфибии на борт лодки или плота при помощи линемета производится передача приемного фала. Летным экипажем совместно с экипажами лодки и плотов производится подтяг и швартовка плотов. Прибывшие на борту самолета-амфибии пассажиры переходят в пришвартованный плот. По мере заполнения плота к погрузке подается очередной плот. По окончании загрузки плотов пассажирами плоты вспомогательным судном буксируются к причальному трапу, по которому пассажиры сходят на берег. Данная методика выполнения погрузочно-разгрузочных работ может применяться для работы с грузовыми платформами на надувных понтонах.

Передача грузов на берег производится буксировкой грузовых платформ на понтонах посредством тросовой связи с ними, а также посредством временно установленной воздушной тросовой связи самолета-амфибии с берегом. В данном варианте возможна подводная передача грузов в специальных герметичных контейнерах.

5. Буксировка самолета-амфибии к причальной бочке и постановка на якорь одним или двумя катерами. Подъем по гидроспуску подъемными и маневровыми лебедками или тягачами.

При отсутствии условий самостоятельного, на тяге маршевых двигателей, подхода к гидроспуску или причальной бочке буксировка самолета-амфибии производится катером-буксировщиком. Передача приемного фала на катер производится летным экипажем посредством линемета. С катера приемным фалом передается на борт самолета-амфибии буксировочный трос, который надевают на его 2 носовых утка. Катер-буксировщик буксирует самолет к гидроспуску или причальной бочке. Постановка на бочку выполняется летным экипажем самостоятельно или с помощью аэродромной команды на надувной лодке с мотором. Далее к самолету подводятся тросы маневровых и подъемных лебедок и производится подъем его на погрузочно-разгрузочную площадку. Высадка пассажиров, как и в первом случае, производится по специальному трапу. Погрузочно-разгрузочные работы проводятся путем использования специальных грузовых платформ.

Если гидрометеоусловия не позволяют производить буксировку самолета за два носовых утка из-за рыскания по курсу, вторым катером осуществляется буксировка за хвостовой гак с целью стабилизации.

6. Буксировка самолета-амфибии к причальной бочке и постановка на якорь одним или двумя катерами с дальнейшей швартовкой к специальному причалу. При отсутствии условий самостоятельного, на тяге маршевых двигателей, подхода к гидроспуску или причальной бочке буксировка самолета-амфибии производится катером-буксировщиком. Передача приемного фала на катер производится летным экипажем посредством линемета. С катера приемным фалом передается на борт самолета-амфибии буксировочный трос, который надевают на его 2 носовых утка. Катер-буксировщик буксирует самолет к специальному причалу.

Аэродромной командой на надувной лодке передаются тросы лебедок подтяга причального пирса на два носовых утка или хвостовой гак принимаемого самолета взамен снятых тросов катера-буксировщика. Производится подтяг самолета к причальному пирсу и выполняется его швартовка к приемным узлам пирса. Погрузочно-разгрузочные работы и высадка-посадка пассажиров ведутся по трапам на причальном пирсе.

7. Буксировка самолета-амфибии к причальной бочке и постановка на якорь одним или двумя катерами с дальнейшим выполнением погрузочно-разгрузочных работ вспомогательными судами и плотами.

Буксировка самолета-амфибии производится катером-буксировщиком. Передача приемного фала на катер производится летным экипажем посредством линемета. С катера приемным фалом передается на борт самолета-амфибии буксировочный трос, который надевают на 2 его носовых утка. Катер-буксировщик буксирует самолет к причальной бочке. Постановка на бочку выполняется летным экипажем самостоятельно или с помощью аэродромной команды на надувной лодке с мотором. Надувной 5-местной лодкой с мотором или плотом с мотором к самолету-амфибии производится буксировка многоместных спасательных плотов или грузовых платформ на понтонах. Прибывшие на борту самолета-амфибии пассажиры переходят в пришвартованный плот. По мере заполнения плота к погрузке подается очередной плот. По окончании загрузки плотов пассажирами плоты вспомогательным судном буксируются к причальному трапу, по которому пассажиры сходят на берег. Передача грузов на берег производится катером, который буксирует грузовые платформы на понтонах.

8. Самостоятельный, на тяге специального подруливающего устройства, встроенного в конструкцию самолета-амфибии, подход к якорной стоянке, швартовочному причалу с дальнейшим выполнением погрузочно-разгрузочных работ и высадкой-посадкой пассажиров.

Вариант применяется при наличии на самолете-амфибии специального подруливающего устройства, представляющего собой выпускной винтовой движитель на основе герметичного электропривода. Данное устройство устанавливается в хвостовой части самолета-амфибии в районе водоруля, обеспечивает его движение и маневрирование на водной поверхности акватории. Подруливающее устройство запитывается электроэнергией от вспомогательной силовой установки (ВСУ).

Заключение

Использование подруливающего устройства позволяет обходиться без тяги маршевых двигателей самолета, обеспечивает бесшумное движение и маневрирование при подходе в зону плавучего причала, гидроспуска, пирса, причальной бочки и обеспечивает бесшумное выруливание на взлетную полосу. Комфорт и технологичность обслуживания самолета-амфибии в морских и речных портах при использовании такого устройства значительно возрастают.


Библиографическая ссылка

Воронков Ю.С., Воронков О.Ю. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГРУЗОПАССАЖИРСКИХ САМОЛЕТОВ-АМФИБИЙ НА ВОДНЫХ АКВАТОРИЯХ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 4. – С. 84-88;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35021 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674