Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ ФОТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕГИОНЕ

Когай Г.Д. 1, 2 Тен Т.Л. 1, 2 Березюк В. 1, 2 Косова Е. 1, 2 Жалиева Э. 1, 2
2 Карагандинский экономический университет
В статье представлен процесс реализации мега-проекта «Электронный университет», рассмотрены проблемы и пути развития ИКТ в вузаз и регионе для реализации «Стратегия «Казахстан-2050»
1. Назарбаев Н.А. «Стратегия «Казахстан-2050». Астана, 2012.
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Дистанционное_обучение;
3. Кречетников К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе. Монография. - М.: Госкоорцентр, 2012. - 296 с.
4. Кун К. E-Learning - электронное обучение Информатика и образование. - 2012. - №10. - С.16-18
5. http://www.gazeta.kz/
6. Статья по смешанному обучению -http://kmsoft.ru/LD/C006/102/3331025268.html

 

Подводя итоги 15 лет выполнения Стратегии «Казахстан 2030», можно констатировать, что Республика Казахстан состоялась в качестве современного, устремленного в будущее и уверенного в себе государства и ответственного партнера на международной арене [1].

Одним из основных положений Стратегии является создание современных и эффективных систем образования, необходимо создавать и развивать прикладные и научно-исследовательские подразделения, работать в тесной связи с бизнес-структурами.

Согласно Стратегическому плану Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2011-2015 годы, одним из основных параметров развития высшего образования является необходимость обеспечения условиями профессиональной подготовки компетентных и конкурентоспособных специалистов для всех отраслей экономики республики, усиления интеллектуального потенциала и практико-ориентированной деятельности высшей школы, ее интеграции с наукой и производством, приведение в соответствие с международными образовательными стандартами [1].

Общую концепцию информатизации ВУЗов страны составляют: повышение качества образования за счет обеспечения учебно-методической базы университета современными информационными технологиями, внедрения компьютерных технологий в учебный процесс и дистанционное обучение; повышение эффективности управления университетом за счет развития корпоративной компьютерной сети и создания интегрированной информационно-управляющей системы [2].

Согласно Стратегии информатизации системы образования Республики Казахстан до 2020 года ориентиры образовательной политики в области информатизации образования развиваются по 8 направлениям:

1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения.

2. Интенсификация подготовки педагогических и управленческих кадров.

3. Создание отечественных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Реализация основывается на разработке производственных и научных виртуальных лабораторий, компьютерных измерительных систем, научно-популярных учебных фильмов, профессионально-ориентированных языковых программ, что обеспечивает объективные условия для создания креативной информационно-образовательной среды в каждой предметной области знаний.

4. Компьютеризация системы образования и обновление компьютерного парка.

5. Модернизация аппаратно-программного обеспечения.

6. Интернетизация, ориентированная на создание зон беспроводного доступа Wi-Max и Wi-Fi.

7.Технологическая и техническая поддержка развивающейся инфраструктуры системы образования.

8. Внедрение единой информационной системы управления образованием (ЕИСУО), которая направлена на создание иерархизированной базы статистических и мониторинговых данных по обеспечению информационного обмена, с целью получения объективных персонифицированных данных по субъектам образовательного процесса через систему идентификации субъектов и объектов образовательного процесса и формирования цифрового портфолио, что обеспечит систему рейтинга каждого учащегося, педагога и организации образования [3].

Важнейшим элементом формирования системы открытого образования являются технологии дистанционного обучения. Казахстан стал первым центрально-азиатским государством, которое вошло в европейское образовательное пространство. «Великую хартию университетов» подписали уже 60 казахстанских вузов [4].

В целях реализации стратегического развития информационно-коммуникационной среды Университета в 2013 году выполнена следующая работа:

1. Обеспечение видеотрансляций политически важных событий РК (лекции, послания Президента) и видеоконференций в интерактивном режиме в рамках корпоративной сети Университета:

• Видеотрансляция с использованием продуктов фирмы POLYCOM (клиента);

• Серверные решения по организации видеоконференций;

• Спутниковое вещание (пакет Радуга);

• Оснащение аудиторий массового вещания мультимедийным оборудованием;

• Программное обеспечение для организации виртуальных учебных аудиторий на базе Adobe Connect;

• Аппаратное обеспечение процесса трансляции лекции в виртуальную комнату;

• Аппаратное мультимедийное оснащение аудиторий массового значения (актовый зал - сенсорное управление презентационным материалом, синхронный перевод на гос. или англ. яз. (система радио-аудиоперевода) в режиме реального времени).

2. Обеспечение процесса интерактивного обучения и развитие виртуальной IT-инфраструктуры Университета:

• Система автоматизированного документооборота;

• Лицензионное программное обеспечение (закупка и обновление актуального программного обеспечения, дополнительная закупка лицензионных версий ПО, закупка сервисов облачных технологий);

• Инновационные учебные лаборатории (учебные классы мощных графических ПК, планшетников Samsung Galaxy Tab для изучения);

• Развитие облачных сервисов (расширение клиентских VMware, аппаратная виртуализация GRID).

3. Расширение корпоративной сети Университета до 2500 хостов, обеспечение безопасности и повышение качества Интернет-услуг в учебном процессе:

• IP – телефония;

• Централизованное хранилище данных (технология Symantec, программное обеспечение логики сбора в централизованное хранилище, архивация данных и удаленное хранение, система оперативного восстановления после сбоев (система клонов));

• Архивация данных (ленточные библиотеки);

• Автоматизированная система управления базами данных технического обеспечения учебного процесса ВУЗа;

• Развитие корпоративной сети Университета (модернизация ключевых узлов сети с учетом расширения сегментов, политика аппаратной защиты сети, увеличение скорости Интернета, расширение сервисов, Wi-Fi проект (расширение));

• Политика безопасности корпоративной компьютерной сети (безопасность системы авторизации пользователей, правила пользования корпоративной сетью и сервисами).

4. Антивирусная сетевая защита корпоративной сети Университета:

• Внедрение современных инновационных решений по защите от вирусов, утечки информации;

• Внедрение аппаратной и программной защиты данных, установка современного программного обеспечения (антивирус).

В настоящее время все образовательные учреждения оказались в сильной зависимости от информационных технологий (ИТ), без которых они уже не могут эффективно построить образовательный процесс.

- АИС унверситета является веб-серверным приложением, которые объединены в единой оболочке [5].

Система построена на следующих технологиях: сервер приложений на основе технологии Enterprise Java Beans, база данных MSSQL 2005. Минимальные технические требования системы:

• 4-ядерный процессор, 2 GHz;

• 4 GB RAM;

• 5 GB HDD.

АИС университета состоит следующих основных частей образовательного процесса: АРМ Факультет, АРМ Заведующего кафедрой, АРМ Преподавателя, АРМ Студента, АРМ Абитуриент, система автоматического компьютерного тестирования, подсистема отображения текущей успеваемости студентов.

Реализация данных проектов требует соблюдения некоторых условий:

• Необходимо постоянное обучение и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава путем добавления в организационную структуру вузов специальных отделов;

• Оптимальный баланс использования внутренних ресурсов вуза;

• Нематериальные ресурсы, под которыми подразумевается инфраструктура, обеспечивающая инновационное развитие, выявление приоритетных направлений и разработок в области новых технологий и организации процесса обучения [6];

• Инвестиционные средства и распределение финансирования по этапам инновационного процесса.

Научно-исследовательский институт электронных образовательных технологий (НИИ ЭОТ) им. Первого Президента РК создан с целью разработки собственных проектов и внедрения мировых достижений в области инновационных образовательных технологий.

НИИ ЭОТ решает следующие задачи:

• Развитие единой информационной образовательной среды;

• Создание качественно новых технологий разработки образовательных мультимедийных электронных учебных ресурсов;

• Подготовка ППС, способных использовать в образовательном процессе новейшие ИКТ;

• Внедрение инновационных компьютерных технологий в деятельность Университета;

• Обеспечение надежного и безотказного функционирования компьютерного и телекоммуникационного оборудования.

В состав НИИ ЭОТ входят лаборатории: Разработки и сопровождения программного обеспечения; Эксплуатации программных, информационных и технических средств; Технического обеспечения; Образовательных инноваций и дидактических средств; Учебного телевидения, пресс-служба и студия дизайна.

На сегодняшний день информационно-коммуникационная среда Университета включает современное программное обеспечение, 67 компьютерных классов, более 3600 компьютеров последнего поколения, 52 интерактивные доски, 88 видеопроекторов, и развитую локально-вычислительную сеть с подключением к глобальной сети Интернет. Во все корпуса проложен оптоволоконный канал, обеспечивающий скорость доступа к сети Интернет до 25 Мб/с. Реализован проект нового серверного помещения. Приобретено и настроено серверное оборудование Dell R510, Dell R810; завершены работы по администрированию трафика Интернета на базе интернет – шлюза собственной разработки. Реализован проект беспроводного Интернета во всех корпусах.

В целях совершенствования учебного процесса и развития комплекса информационно-коммуникационной среды Университета предлагаются следующие основные направления и задачи:

1. Внедрение комплекса современных виртуальных технологий использования академического лицензионного программного обеспечения (ПО) в учебном процессе:

• систематизация учебного ПО;

• обеспечение участия Университета в академической программе Microsoft Developer Network Academic Alliance (MSDN AA);

• приобретение дополнительного академического лицензионного ПО;

• создание образовательной инфраструктуры на базе виртуальных учебных классов с академическим лицензионным ПО.

2. Внедрение комплекса современных обучающих технологий, виртуальных лабораторий и лабораторных комплексов в учебный процесс:

• внедрение технологии видеотрансляций лекций, семинаров в режиме реального времени (online-лекция) по корпоративной сети Университета;

• разработка и приобретение современных обучающих технологий, виртуальных лабораторий и лабораторных комплексов для учебного процесса;

• внедрение и учебно-методическое сопровождение современных обучающих технологий, программных продуктов, виртуальных лабораторий и лабораторных комплексов в учебный процесс;

• расширение внедрения «облачных технологий» (cloud computing), путем разработки SaaS и SoD (бизнес-моделей для продажи и использования программного обеспечения) конечным пользователям удаленного динамического доступа к услугам, вычислительным ресурсам и приложениям;

• проведение обучающих мероприятий по использованию системы корпоративной электронной почты.

3. Развитие инфокоммуникаций, систем мультимедийных конференций и телевещания:

• расширение системы трансляций политически значимых мероприятий; внедрение единой системы IP- телевидения вуза;

• внедрение корпоративной системы видео телефонии;

• расширение проекта беспроводной сети Wi-Max;

• развитие системы телевизионных трансляций в корпусах Университета.

4. Развитие e-learning в Университете:

• разработка современных инновационных видов электронных учебных изданий для e-learning и веб-ориентированных электронных учебных изданий;

1. Внедрение технологии SMART e-BOOK:

• создание механизмов распространения лучших образовательных программ, разрабатываемых преподавателями с применением ИКТ, а также мотивации и стимулирования преподавателей-авторов;

• развитие и внедрение дистанционных курсов повышения квалификации для бизнес-структур;

• развитие образовательного портала курсов дистанционного повышения квалификации для магистрантов, докторантов, ППС и бизнес-структур.

Карагадинская область является основным промышленным центром Казахстана, где успешно работают корпорации в сфере угольной промышленности и черной металлургии.

Для обеспечения функционирования и реинжениринга бизнес- процессов информационных систем (ИС) предприятий региона: АО «Корпорация «Казахмыс», ТОО «Карагандинский машиностроительный консорциум», АО «АрселорМиттал Темиртау», ТОО «Промстройэнерго», АО «Шубарколь комир» и др. возникла потребность в переподготовке специалистов и повышении квалификации системных администраторов сети, менеджеров проектов, web-дизайнеров, разработчиков баз данных, программистов –разработчиков приложений, специалистов по продажам, и т.д.)

Центр профессионального образования нашего университета и существующие в регионе IT компании: ПО ТОО «ПлюсМикро» , M&K Казахско-Британский образовательный центр, SOFT SV МАСТЕР-КЛАСС ТОО, EPAM Systems и др. дают возможность сотрудникам бизнес-структур повысить свою квалификацию по образовательным программам: Практический курс по разработке web-приложений на Java  Programming in C#, Web Development  Введение в тестирование ПО/Software,Testing Introduction и др..

Однако, переподготовка специалистов бизнес-структур в вышеуказанных IT – компаниях связана с отрывом от производства, продолжительным периодом обучения (от 3 и более месяцев), с потерей заработной платы и др., что тормозит процесс реинжиниринга.

Решить данную проблему предлагается путем использования ИКТ в целях повышения квалификации профессионального образования специалистов бизнес-структур региона, разработки методики обучения, учитывая положительный опыт европейских стран и России, получения необходимых компетенций.


Библиографическая ссылка

Когай Г.Д., Когай Г.Д., Тен Т.Л., Тен Т.Л., Березюк В., Березюк В., Косова Е., Косова Е., Жалиева Э., Жалиева Э. ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ ФОТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕГИОНЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 4. – С. 132-135;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34582 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674