Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,969

ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Полякова Т.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова»
1. Захаров А.И. Как преодолеть страх у детей. – М., 1986. – 112 с.
2. Изард К.Э. Теория дифференциальных эмоций // Психология эмоций. – СПб., 2007. – 464 с.
3. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь. – М., 1985. 431 с.
4. Левин К. Динамическая психология. Избранные труды. М., 2001.
5. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989. – 296 с.

Среди человеческих эмоций самой распространённой и отрицательно окрашенной выделяется – страх, которая может быть и у детей и у их родителей. В ситуации межличностного общения родителей и детей всегда присутствуют отрицательные эмоции, которые вызывают страх, порой это происходит осознанно, и родители пытаются таким образом воздействовать на поведение ребёнка, забывая при этом, что чувство страха приводит к параличу сознания ребёнка и наносит ему ощутимый вред. Впоследствии этот детский страх мешает повзрослевшему ребёнку преодолеть жизненные ситуации, связанные с этим страхом. Зачастую само противодействие родителям становится для ребёнка важнее, чем неудовлетворённая потребность: он и не против бы осуществить родительский запрет, но не может смириться с тем, что ему запрещают что-то делать, пугая непонятными страхами и, лишая возможности самостоятельного выбора.

К. Левин, обсуждая психологическую ситуацию запрета и наказания, выделил четыре направления поведения детей: выполнение требования, принятие наказания, действия направленные на преодоление препятствия, борьба с взрослыми [4].

В отечественной и зарубежной психологии авторы с разных точек зрения подходят к определению содержания понятия «страх».

Например, З. Фрейд говорит, что страх – это состояние аффекта – объединение определённых ощущений ряда: удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а также вероятно, и отражение определённого значимого события [5].

Карпенко Л.А., характеризуя эмоциональную составляющую страха, приводит следующие аргументы: …В случае, когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия) и др. [3].

В теории дифференциальных эмоций К.Э. Изард, описываются базовые эмоции человека, среди которых одно из основных мест занимает страх. Поскольку страх отнесён к базовым эмоциям, то его относят к врождённым эмоциональным процессам, имеющим, генетически заданный физиологический компонент, строго определённый мимическим проявлением и конкретным субъективным переживанием… [2].

Как правило, страхи возникают по вине самих родителей, которые пользуясь, случаем запугивают своих детей, не думая о последствиях. Если бы родители знали, что предупреждение и ограждение детей от страхов приходящих от семейных неурядиц, чрезмерной опеки, родительской невнимательности, неблагоприятным окружением и пр., то они более пристально следили бы за семейным комфортом и взаимоотношениями и тогда дети не накапливали тревогу и беспокойство.

Наше исследование проходило в детском санаторно-оздоровительном центре «Спутник», в анкетировании приняли участие 29 детей в возрасте от 6 до11 лет.

Задачей исследования стало определение особенностей страхов у детей младшего школьного возраста и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Так как, появляющиеся в детском возрасте страхи несут за собой большие последствия, сопровождая уже, будучи взрослого человека, то мы считаем, что наше исследование имеет определённую актуальность

Отечественный исследователь А.И. Захаров, считает, что причиной детских страхов могут быть многочисленные запреты со стороны родителей и учителей, а также гнев и угрозы взрослых в адрес ребёнка. Самые распространённые – это внушённые страхи. Источником внушённых страхов выступают взрослые, окружающие ребёнка: родители, бабушки, воспитатели, педагоги и др., которые непроизвольно, слишком эмоционально, предупреждают ребёнка об опасности [1].

Взрослые часто предупреждают ребёнка об опасности короткими фразами: «Стой, а то упадёшь!», «Не трогай – обожжёшься!», «Не гладь собаку – укусит!» и т.д. Ребёнок до конца ещё не понимает, чем ему грозит общение с животными или выполнением той или иной не знакомой ему деятельности, но уже ясно ощущает тревогу в эмоциональном предупреждении, и у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на схожие жизненные ситуации. Поскольку ребёнок воспринимает в предупреждении лишь вторую часть «Упадёшь!», «Обожжёшься!», «Укусит!», то такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь и когда ребёнок вырастет, страх не притупится, но и не исчезнет.

Детская фантазия безгранична. Она ярко окрашена, наделена негативными эмоциями и представляется ребёнку как вполне реальное явление. Одной из причин страха у ребёнка может быть взаимоотношения со сверстниками. Например, если более сильный ребёнок запугивает малыша разными историями «страшилками». Однако, не смотря на то, что страх – это интенсивно выражаемая эмоция, обычно он кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми.

Возвращаясь к исследованиям К.Э. Изард, мы обращаем внимание на выделенные исследователем факторы, которые участвуют в возникновении устойчивых страхов:

– наличие страхов у родителей, прежде всего у матери;

– тревожность в отношении с ребёнком, избыточное предохранение его от опасности и изоляция от общения его со сверстниками;

– излишне ранняя рационализация чувств ребёнка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;

– большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;

– отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающие проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе;

– конфликтные отношения между родителями в семье;

– психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;

– психическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми [2].

Используя данные, проанализированные в изученной литературе и, проведя анкетирование во временном детском коллективе детского санаторно-оздоровительного центра «Спутник» в период летних каникул, мы выяснили, чего боятся дети в возрас-
те 6-11 временно изолированных от родителей:

1. Крови, ушибов, операций.

2. Потери родственников.

3. Одиночества.

4. Пауков, змей, клещей, собак.

5. Клоунов, кукол, восковых фигур.

6. Высоты.

7. Темноты.

Из приведённых выше страхов наибольший выбор остался за № 3 (Одиночество). Проведя беседы с обследованными детьми, оказалось, что причиной возникновения страха одиночества служит:

– привязанность к матери (начиная с раннего детства, ребёнок постоянно находится под опекой мамы, боятся незнакомых людей, плачет, когда с ним разлучаются, подрастая, спрашивает одобрения, требует признания и любви);

– неполная семья или неблагоприятное окружение (недостаток любви приводит к тому, что ребёнок замыкается в себе, вследствие этого приходит состояние страх перед одиночеством).

Таким образом, проведённое теоретико-экспериментальное исследование дало нам основание для следующих выводов:

1. Анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме развития страха у детей младшего школьного возраста показал, что данная проблема достаточно разработана и обоснована. В ходе анализа было выявлено, что данной проблемой занимались многие учёные К.Э. Изард, З.Фрейд, А.И. Захаров, К.Левин, А.М. Прихожан,
М. Ковач, Л.С. Выготский, С.В. Воликова, А.Б. Холмогорова, А.М. Галкина и др.

2. Анкетирование позволило выявить, что у большинства детей есть незначительный уровень страха. Страх не является первоначальной эмоцией, благоприятным показателем явилось то, что в основном дети задумывались о том, что их пугает. Некоторые отвечали сразу, но это объясняется тем, что они сталкиваются часто со своим страхом (пауки, темнота).

Следовательно, можно говорить о том, что детские страхи создают неблагоприятную ситуацию для эмоционального развития ребёнка, способствуют формированию депрессивной и тревожной симптоматики у детей младшего школьного возраста, ведёт к недоразвитию социальных навыков. Чтобы оказать действенную помощь, таким детям необходима своевременная профилактика эмоционального состояния, помощь должна носить комплексный характер. В фокусе внимания специалистов по коррекции детских страхов должны быть непосредственно ребёнок, его родители (их воспитательные установки), педагоги и учебное заведение. Помимо оказания индивидуальной помощи детям и их родителям, государство должно проявить максимум усилий по налаживанию позитивного информативного поля СМИ, детской литературы, искусства и кино. Эта необходимость обусловлена, в том числе, проблемами психологического благополучия детей.


Библиографическая ссылка

Полякова Т.В. ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 12. – С. 148-150;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=33617 (дата обращения: 21.05.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252