Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИЭТНИЧНОМ РЕГИОНЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АБХАЗСКИХ, АДЫГСКИХ И РУССКИХ СТУДЕНТОВ)

Треногина М.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет»

Национальная идентичность – совокупность представлений, на основе которых люди, принадлежащие к одной нации, осознают себя как некое сообщество, видят свое место в мире и могут различить «своего» и «другого». Членам одной группы свойственны общие взгляды, традиции и культура, а те, кто не входит в их группу, представляются как чужие, отличные от них. С теми, кто отличается от нас, зачастую труднее общаться, сложно понять их мировоззрение и язык, видеть не такие, как у нас традиции. И из-за этого между разными народами возникает непонимание. Особенно остро проблема толерантности стоит в отношениях между молодыми людьми, ведь в силу своего статуса они постоянно сталкиваются с представителями разных национальностей. Это происходит в институте, где даже в одной группе могут учиться русские, армяне, адыгейцы, абхазы. От их умения уважать друг друга, от их открытости и доброжелательности зависит психологический климат в коллективе, что влияет на способность группы обучаться и действовать сообща. Россия – многонациональная страна, представители разных национальностей должны понимать, что мирное, гармоничное сосуществование на одной территории возможно лишь в том случае, если каждый будет относиться к другому толерантно. Толерантность – это терпимость к иного рода взглядам, традициям и образу жизни. Она предполагает не безразличие, а спокойное предоставление другим права жить в соответствии с их мировоззрением. Толерантность это не проявление снисходительности, не взгляд на другого сверху вниз, и отнюдь не принятие образа жизни другого человека, а доброжелательность, уважение, готовность к диалогу и сотрудничеству.

В рамках проекта «Проблема толерантности в контексте самопонимания этнокультурной идентичности студентами в условиях полиэтничного региона» было проведено определение отношения абхазов, адыгов и русских к представителям других народов. Опрошенным был задан вопрос: «Что для меня значит быть представителем моей национальности?», затем было проведено выявление в суждениях признаков толерантности и нетерпимости.

39,52 % абхазов указали на их отличие от других национальностей («Я горда, что я абхазка, это в первую очередь традиции, непохожие на другие»). Уважение – основа доброжелательных отношений между людьми. 11,76 % респондентов указывали то, что проявляют уважение к другому человеку, народу: «я абхазка и горжусь своей нацией. Тем не менее, я уважаю другие нации». Значимым признаком проявления толерантности является оказание помощи другому: «На нас можно понадеяться, мы поддерживаем всех всем, чем можем», «Абхаз никогда не оставит своего друга в беде, какой бы национальности он не был». Готовы бескорыстно помочь другому человеку 9,8 % абхазов. Не столь важно, к какой национальности принадлежишь, важнее то, какой ты человек – указание приоритета человеческих, гуманных качеств отметили 5,88 % респондентов: «не имеет значения, какое место вы занимаете в обществе. Всегда нужно оставаться Человеком». Открытость в общении, диалог с представителями другой национальности выделили также 5,88 % от числа респондентов, суждения которых могут указывать на проявление толерантности или нетерпимости. Осознание особенности своего народа приводит к сравнению себя с представителями других национальностей. Толерантность проявляется, когда человек не смотрит на других «сверху вниз», не считает другую национальность хуже. Есть другая национальность, чем у меня. Но если она отличается, это не значит, что она хуже моей – так считают 3,92 % опрошенных: «Все нации хорошие, плохих нет…». Есть мой народ, а есть другой. Но все мы должны быть равны в своих правах – такая точка зрения свойственна 1,96 % респондентов: «Вообще мы должны строить общество, где все равны, то есть если русский, армянин и т.д. живет у нас в Абхазии, это не значит, что его права должны быть ущемлены». Понимание, уважение и доброжелательность проявили не все респонденты. Утверждения о превосходстве абхазской национальности занимают 13,73 %. К ним были отнесены фразы наподобие этих: «нет национальности лучше Абхазской»; «я считаю, что моя национальность самая чистая!» – то есть некое возвышение своей нации над другими или же занижение других. Здесь респондентами использовалось слово превосходной степени «самый». 1 респондент проявил некоторую агрессию по отношению к другим людям: «Кто не с нами, тот под нами». 3,92 % опрошенных написали, что представители других национальностей зачастую не понимают обычаи, традиции и религию абхазов.

Согласно проведенному исследованию, абхазы акцентируются на отличиях от представителей других национальностей (менталитет, традициями, обычаями), но уважают другие народы и даже готовы им помочь.

Адыги четко осознают отличие своего народа от других (27,59 % от числа респондентов, высказывающих понятия, которые можно отнести к толерантности или нетерпимости), разница эта состоит в разнообразных традициях, обычаях: «В мире существует много культур и у каждой из них есть свои особенности. Например, у нас очень красивые и интересные национальные костюмы, украшенные различными адыгейскими орнаментами». Респонденты отмечают, что нужно проявлять уважение к другим людям (20,69 %): «адыги – уважающие друг друга и людей других национальностей люди», «все должны относиться к друг другу с уважением и пониманием». Они проявляют открытость в общении с представителями других национальностей (17,24 %): «быть адыгом почетно, так как они очень умные, доброжелательные и очень хорошие люди». Многие респонденты готовы бескорыстно помочь другому человеку (13,79 %): «быть адыгом – значит помогать окружающим абсолютно бескорыстно». «Для меня национальность не главное, а главное человеческие качества» – 10,34 % опрошенных высказывают подобные точки зрения. Аналогичное количество респондентов говорят прямо, что необходимо быть толерантными. 6,89 % замечают, что все национальности хороши, и плохих не бывает, а еще столько же пишут, что готовы учиться хорошему у других национальностей: «своей задачей ставлю воплотить все лучшее в нашей нации и научиться положительному у других». Точку зрения о том, что все народы должны быть равны в своих правах, высказали 3,45 % опрошенных, о необходимости быть честными и вежливыми с друг другом заявили 3,45 % и 6,89 % соответственно. Все высказывания, представленные выше, можно отнести к проявлениям толерантности. Теперь следует рассмотреть то, что можно отнести к противоположному явлению – к нетерпимости. Возвышение собственной национальности над другими составило у адыгов 17,24 %: «не у каждого народа такие красивые обычаи и традиции», «моя нация всегда на 1 месте», «мы во всем мире признаны как национальность с самими красивыми традициями и обычаями». Мысли о том, что другие народы не достаточно понимают адыгов, отметили 6,89 % от числа респондентов, говорящих о толерантности и нетерпимости. Агрессия по отношению к другим народам в ответах адыгов не встречалась.

Также как и абхазы, адыги ощущают национальную идентичность, сравнивают свою культуру с культурой других народов. Адыгам присуще уважительное отношение к представителю другой национальности и готовность к диалогу, однако они чаще, чем абхазы, пишут о превосходстве своей нации.

Русские, согласно результатам, открыты к общению с представителями других национальностей (18,18 %), и вот что они пишут: «быть русским значит быть дружелюбным по отношению к другим национальностям», «русский человек очень открытый, общительный, гостеприимный». Прямо сообщают, что русскому человеку нужно быть толерантным 13,64 % от числа респондентов, говорящих о толерантности и нетерпимости.

Осознают явное отличие русских от представителей других национальностей 9,09 % опрошенных, что гораздо меньше, чем у абхазов и адыгов. Русские меньше других упоминают необходимость следовать традициям, зато чаще говорят про свое государство. Критерии необходимости проявлять уважение к другому человеку и оказывать ему помощь, если он в ней нуждается, выделили по 4,54 % опрошенных. Необходимость проявления главным образом человечных качеств, вне зависимости от национальности отметило такое же количество респондентов. Утверждали, что все национальности хороши и что готовы учиться чему-нибудь положительному у других национальностей также по 4,54 % опрошенных. «Россия – это единство всех наций!» – считают также 4,54 % опрошенных. «Россия – это будущее мира», «русский человек самый умный и добрый», «я представитель самой лучшей нации с долгой историей» эти и подобные фразы были отнесены к нетерпимости, так как выражают превосходство над другими нациями. Почти каждый второй респондент использовал слово «самый» при описании своей национальности, нации. 9,09 % респондентов, которые писали о толерантности и нетерпимости, говорили о непонимании русских другими народами: «быть русским довольно интересно, ведь только нашу страну мало кто может понять», еще 9,09 % высказывали точку зрения, что русских представители других национальностей угнетают: «мы бесхитростны, именно поэтому другие более хитрые (наглые) нации пытаются нас использовать, и у них это часто получается».

Проанализировав ответы русских, можно заметить, что они более всего открыты к общению с представителями других национальностей. Часть русских прямо заявляет о необходимости быть толерантными, проживая в России. Эти респонденты меньше указывают на их национальные отличия, но они пишут, что русских не просто не понимают, но и угнетают представители других наций. Русские чаще абхазов и адыгов пишут о своей национальности, используя слово «самый».

Итак, по результатам исследования было выявлено, что большая часть респондентов проявляют толерантность к представителям других народов: они, во-первых, осознают свое отличие от них, во-вторых, готовы общаться с другими, уважают их и иногда готовы оказать помощь. Респонденты отмечают, что толерантным, что плохих национальностей нет, но есть люди, не похожие на них.

1 Работа подготовлена в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы. Проект «Проблема толерантности в контексте самопонимания этнокультурной идентичности студентами в условиях полиэтничного региона». Соглашение
№ 14.B37.21.1999 от 14.11.2012.


Библиографическая ссылка

Треногина М.В. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИЭТНИЧНОМ РЕГИОНЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АБХАЗСКИХ, АДЫГСКИХ И РУССКИХ СТУДЕНТОВ) // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7-2. – С. 187-188;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=32208 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674