Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,909

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИИ

Блинова Е.О. 1 Пустовалова И.Н. 1
1 Филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»

Коррупция не водится к одному конкретному деянию. Она охватывает различные сферы деятельности и содержит достаточно большой спектр составов правонарушений.

Под коррупционным правонарушением понимается виновное умышленное деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения или публичного статуса, нарушающее определенные правовые предписания и запреты с целью получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ.

Наиболее часто объектом коррупционных правонарушений становится – государственный порядок или порядок отправления государственными служащими возложенных на них обязанностей по выполнению государственных функций. Здесь речь идет не только о преступных нарушениях этого порядка, например, взяточничестве, злоупотреблении служебным положением, но и о менее опасных правонарушениях, совершаемых служащими органов государственной власти, за которые не предусматривается уголовная ответственность.

Субъектом коррупционного правонарушения может быть физическое лицо, в силу своего публичного статуса (служебного положения), а также юридические лица и граждане.

В силу многообразия проявлений, не все деяния коррупционного характера указаны законодателем в числе правонарушений. Гражданско-правовые деликты (правонарушения) – общественно небезопасные противоправные действия граждан и организаций в сфере имущественных и личных неимущественных отношений, содержащие признаки коррупции.

К таковым относятся, например, нарушение запрета на дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений указана законодателем в числе основных принципов противодействия коррупции. За совершение коррупционных правонарушений антикоррупционное законодательство предусматривает все существующие виды юридической ответственности. Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 19.12.2008 № 273 «граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Статьей 14 указанного закона установлено, что «в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации».

В последние годы отмечается тенденция предпочтения гражданско-правовых мер уголовным мерам воздействия за коррупционные правонарушения. На наш взгляд, такие меры имеют действенную силу, так как носят имущественный характер, что соответствует международным принципам противодействия коррупции и потребностям общественного развития.

Гражданская – правовая ответственность как антикоррупционная мера, предусмотрена нормами гражданского права и наступает вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, что связано с нарушением субъективных гражданских прав другого лица, при наличии признаков коррупции.

Гражданско-правовая ответственность носит имущественный характер и наступает независимо от привлечения нарушителя к другим видам ответственности.

Она заключается в применении к правонарушителю в интересах другого лица либо государства установленных законом или договором мер воздействия в виде возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), возмещения вреда, принуждения к исполнению обязательства, односторонней реституции или изъятия незаконно полученного имущества и доходов в пользу государства. Вред, причиненный субъектом коррупционных правонарушений физическим и юридическим лицам вследствие совершения коррупционного правонарушения, подлежит возмещению в полном объеме.

Для государственного (муниципального) служащего, виновного в коррупционном правонарушении, на основании требований ст. 16, 1069, ч. 3 ст. 1081 ГК РФ наступает гражданско-правовая ответственность, связанная с презумпцией, что, нарушив установленные государством ограничения и незаконно получив коррупционные доходы, государственный (муниципальный) служащий причинил ущерб государству, оцениваемый в имущественном выражении и рассчитываемый пропорционально стоимости коррупционных доходов[1].

Согласно ст. ст. 16, 1069 ГК, убытки (вред), причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

С учетом положений Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» кроме возмещения прямых убытков и упущенной выгоды, предусмотрена возможность возмещения и морального вреда.

Установление гражданско-правовой ответственности за коррупционные правонарушения согласуется с положением ст. 35 «Компенсация ущерба» Конвенции ООН против коррупции, предусматривающим, что каждое государство-участник принимает такие меры, какие могут потребоваться, в соответствии с принципами его внутреннего законодательства, для обеспечения того, чтобы юридические или физические лица, которые понесли ущерб в результате какого-либо коррупционного деяния, имели право возбудить производство в отношении лиц, несущих ответственность за этот ущерб, для получения компенсации.

Коррупция не водится к одному конкретному деянию. Она охватывает различные сферы деятельности и содержит достаточно большой спектр составов правонарушений.

Под коррупционным правонарушением понимается виновное умышленное деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения или публичного статуса, нарушающее определенные правовые предписания и запреты с целью получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ.

Наиболее часто объектом коррупционных правонарушений становится – государственный порядок или порядок отправления государственными служащими возложенных на них обязанностей по выполнению государственных функций. Здесь речь идет не только о преступных нарушениях этого порядка, например, взяточничестве, злоупотреблении служебным положением, но и о менее опасных правонарушениях, совершаемых служащими органов государственной власти, за которые не предусматривается уголовная ответственность.

Субъектом коррупционного правонарушения может быть физическое лицо, в силу своего публичного статуса (служебного положения), а также юридические лица и граждане.

В силу многообразия проявлений, не все деяния коррупционного характера указаны законодателем в числе правонарушений. Гражданско-правовые деликты (правонарушения) – общественно небезопасные противоправные действия граждан и организаций в сфере имущественных и личных неимущественных отношений, содержащие признаки коррупции.

К таковым относятся, например, нарушение запрета на дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений указана законодателем в числе основных принципов противодействия коррупции. За совершение коррупционных правонарушений антикоррупционное законодательство предусматривает все существующие виды юридической ответственности. Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 19.12.2008 № 273 «граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Статьей 14 указанного закона установлено, что «в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации».

В последние годы отмечается тенденция предпочтения гражданско-правовых мер уголовным мерам воздействия за коррупционные правонарушения. На наш взгляд, такие меры имеют действенную силу, так как носят имущественный характер, что соответствует международным принципам противодействия коррупции и потребностям общественного развития.

Гражданская – правовая ответственность как антикоррупционная мера, предусмотрена нормами гражданского права и наступает вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, что связано с нарушением субъективных гражданских прав другого лица, при наличии признаков коррупции.

Гражданско-правовая ответственность носит имущественный характер и наступает независимо от привлечения нарушителя к другим видам ответственности.

Она заключается в применении к правонарушителю в интересах другого лица либо государства установленных законом или договором мер воздействия в виде возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), возмещения вреда, принуждения к исполнению обязательства, односторонней реституции или изъятия незаконно полученного имущества и доходов в пользу государства. Вред, причиненный субъектом коррупционных правонарушений физическим и юридическим лицам вследствие совершения коррупционного правонарушения, подлежит возмещению в полном объеме.

Для государственного (муниципального) служащего, виновного в коррупционном правонарушении, на основании требований ст. 16, 1069, ч. 3 ст. 1081 ГК РФ наступает гражданско-правовая ответственность, связанная с презумпцией, что, нарушив установленные государством ограничения и незаконно получив коррупционные доходы, государственный (муниципальный) служащий причинил ущерб государству, оцениваемый в имущественном выражении и рассчитываемый пропорционально стоимости коррупционных доходов[1].

Согласно ст. ст. 16, 1069 ГК, убытки (вред), причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

С учетом положений Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» кроме возмещения прямых убытков и упущенной выгоды, предусмотрена возможность возмещения и морального вреда.

Установление гражданско-правовой ответственности за коррупционные правонарушения согласуется с положением ст. 35 «Компенсация ущерба» Конвенции ООН против коррупции, предусматривающим, что каждое государство-участник принимает такие меры, какие могут потребоваться, в соответствии с принципами его внутреннего законодательства, для обеспечения того, чтобы юридические или физические лица, которые понесли ущерб в результате какого-либо коррупционного деяния, имели право возбудить производство в отношении лиц, несущих ответственность за этот ущерб, для получения компенсации.


Библиографическая ссылка

Блинова Е.О., Пустовалова И.Н. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 6. – С. 139-140;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=32038 (дата обращения: 21.01.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074