Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,909

Женский костюмный комплекс Орловской губернии XIX ВЕКА

Донскова Д.В. 1 Валькевич С.И. 1
1 Филиал ФГВОУ ВПО «Ивановский государственный университет»

У русской народной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Одежда женщины Орловской губернии была яркой как радуга. Рубаха со сплошь расшитыми красной нитью и разноцветными лентами рукавами и вышитым яркими нитками подолом. Рукава заканчивались алыми сборчатыми манжетами и кружевом. Затем одевалась распашная или глухая понёва. Понёва шилась из трех полотнищ, и передние полы её подтыкались за пояс, она так и называлась – понёва «кульком», «уточкой», сзади пришивались разноцветные круги из зеленых, желтых, синих и красных нитей. К ним прикреплялись разноцветные ленты с мелким цветочным узором. Спереди костюм украшал передник, декорированный вышивкой и яркими лентами. Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. Девушки вокруг головы повязывали ленту, а иногда носили венец – расшитый бусами и жемчугом. Замужние женщины носили легкую шапочку, под которую прятали свои волосы. А у костюма невесты головной убор напоминает гребень экзотической птицы, состоит из расшитого золотой нитью веерообразного верха из красных, синих, розовых и зеленых полос с индюшиными перьями по верху. Кроме того сзади он украшен венком из искусственных цветов и спускающихся воль спины лентами. Разноцветные ленты на понёве и головном уборе, развиваясь от ветра при ходьбе, создавали вокруг женщины фантастический красочный ореол. Зимней одеждой были шубы широкие, длинные с большими воротниками. Богатые крестьянки использовали мех соболя, а те, кто беднее, бараний мех, а иногда и собачий, поэтому появилась пословица «у неё шуба дом стережет». Зимняя одежда для русского человека всегда имела большое значение. Из овчины шили полушубки мехом вовнутрь и тулупы. Полы тулупа заходили одна на другую, а подвязывали его ярким поясом. На полушубках часто выкладывали орнамент из кусочков кожи, из разноцветной тесьмы по подолу и по краю рукавов. В дальней дороге тулуп служил и подстилкой и подушкой, и одеялом. В холодную пору одевали валенки или меховую обувь. Обувь была разнообразной. В сельской местности основным видом обуви были лапти. Плели их из лыка липы, вяза. Иногда как материал использовалась простая веревка. Такие лапти назывались – чуни. Неповторимую красоту старинного русского женского костюма воспевали многие русские художники, писатели и поэты. Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. Он привлекает, прежде всего, своей красотой, неповторимостью и узнаваемостью.


Библиографическая ссылка

Донскова Д.В., Валькевич С.И. Женский костюмный комплекс Орловской губернии XIX ВЕКА // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 6. – С. 23-24;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=31932 (дата обращения: 21.01.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074