Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВЛИЯНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ НА РАСКРЫТИЕ ИДЕЙНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Сманов Б.У.
Все творения литературы и искусства исследуют один объект – человека, с его чаяниями, устремлениями, с его радостями и горестями. И это делается художником во имя того же самого человека, ради формирования в нем жизнеутверждающих принципов и светлых идеалов. Нельзя обеспечить сознательное и прочное усвоение учащимися целостного характера творческого воображения писателя, всей совокупности духовных, эстетических и этических убеждений, заложенных им в своем произведении, без глубокого анализа структурных элементов, системы образов, а также причин противостояния персонажей. Поэтому при разборе достоинств литературного произведения (особенно крупного эпического) следует в первую очередь уделять внимание анализу системы образов, композиционного строя, выразительных средств, что в известной степени служит раскрытию идейного содержания произведения.

Результаты наших многолетних исследований показали, что все типы анализа обладают относительно равными возможностями для раскрытия содержания разбираемых произведений и выполняют соответствующие им педагого-дидактические функции. Опытные учителя-практики не предпочитают, один тип анализа другому, не изолируют, а по возможности, в зависимости от композиционных особенностей анализируемого произведения, варьируют их. Такой справедливый вывод содержится в исследованиях Н.И. Кудряшева, Т.Г. Браже, В.Г. Маранцмана, З.Я. Рез и др.[1, 2].

Любой более или менее серьезный анализ предполагает целостный подход к выдвигаемым проблемам, который полностью применим и к рассмотрению образов персонажей, становлению их характера. Анализ художественного произведения невозможен без последовательного целостного раскрытия проблем, показывающих становление характеров персонажей.

В связи с этим основной задачей любого типа анализа является освещение внутренней логики развития, главного героя в его всевозможных связях с другими персонажами. Какой бы аспект проблем литературного произведения ни рассматривался, непременно затрагиваются вопросы взаимоотношений персонажей, ибо, как уже выше отмечалось, в основе всякого произведения лежат судьбы людей.

В школе работа по изучению взаимосвязей литературных героев начинается уже с младших классов. Учащиеся находят в тексте те или иные определения (дефиниции), раскрывающие особенности характера персонажа; их внимание привлекается к социальному положению, действиям, поведению героев.

В старших классах особое внимание уделяется таким теоретическим понятиям, как типизация, персонажи, конфликт и т.д., которые призваны способствовать более углубленному анализу системы образов.

Анализ системы образов предполагает освещение следующих обстоятельств, оказывающих воздействие на формирование характера героя:

  • социальная среда, в которой действует персонаж, общественно-политическая ситуация описываемого периода;
  • взаимоотношения персонажей;
  • система сюжетных линий, показывающих жизнь и деятельность главного персонажа;
  • его семья, бытовые условия.

Эти обстоятельства способствуют выработке более глубокой, объективной характеристики героев.

Резюмируя сказанное, отметим, что при анализе художественных произведений учитель должен особое внимание уделять следующим моментам:

  1. Определение роли центрального персонажа по отношению к другим героям, образующим в совокупности систему образов.
  2. Определение места данного литературного героя в творчестве писателя или, еще шире, в истории национальной литературы. В этих целях можно использовать сравнительный анализ данного образа с героями других классических произведений (например, «Шуга и Раушан» Б. Майлина, «Камар-Слу» С. Торайгырова и т.д.).

Таким образом, такой разбор системы образов литературного произведения обеспечивает рассмотрение их в единстве формы и содержания. Помимо того, при рассмотрении системы образов в рамках вышеназванных проблем, полнее раскрываются познавательная, воспитательная и развивающая функции урока, тем самым решается двуединая задача развития логической мысли и художественного (эстетического) восприятия учащихся.

Список литературы

  1. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. - М., 1981.
  2. Браже Т.Г. Учитель как носитель гуманитарной культуры: традиции российского учительства и современность // Гуманитарная культура учителя. - СПб., 2002. - С. 32-42.

Библиографическая ссылка

Сманов Б.У. ВЛИЯНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ НА РАСКРЫТИЕ ИДЕЙНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2012. – № 6. – С. 58-59;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=30783 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674