Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Одаренные дети, роль психолого-педагогического сопровождения в их обучении

Вараксин В.Н.

В качестве одного из распространенного представления одарённости ребёнка, является его трудность воспитания. Педагоги, работающие с такими детьми, их боятся, многие родители не знают как с ними нужно вести, а сверстники их считают заумными.

Можно предположить, что появление таких детей является следствием нарушений в онтогенетическом развитии: запаздыванием или инверсией (нарушением последовательности) в прохождении определенных генетических программ, функциональной незрелости в развитии высших психических функций, нарушений в проживании возрастных этапов, а также неудовлетворительным состоянием познавательной мотивации. При проявлении детской одаренности появляются и факторы, влияющие на их поведение, общение и обучение.

Общее право каждого ребенка на развитие своих способностей в качестве идеологической базы имеет гуманистический подход. Однако такой подход лишь декларируется в современном образовании и не даёт возможности широкому кругу учащихся заниматься любимым делом, поскольку большинство таких направлений в современной педагогике дополнительного образования является платным и не каждая семья способна оплатить желания своего ребёнка, всё это размывает специфику понятия «одаренность».

При тщательном наблюдении можно заметить появление у таких детей когнитивных способностей и нестандартность рассуждений ещё в дошкольном возрасте. В то же время эти дети могут отличаться двигательной расторможенностью, неспособностью к длительной концентрации внимания, трудностями в сфере общения, конфликтностью. Проявление одарённости проявляется в трудности восприятия социальных норм, дети подстраивают эти нормы под себя так, что они приобретают несвойственную возрасту значимость. А существенные проблемы в социальной адаптации и задержку эмоционального и личностного развития, серьезные нарушения в поведении и общении можно расценивать как очередное подтверждение неординарности мышления. Однако остаётся непонятным, почему дети, проявляющие в детстве исключительные способности, не всегда сохраняют их потом.

Замечено, что в качестве основных критериев одаренности дошкольников являются любознательность и широта интересов, но эти качества могут быть вызваны различными факторами. О любознательности можно судить по количеству вопросов, которые ребенок задаёт. Но он может задавать вопросы ещё и потому, что это, например, «нравится маме», или потому что так делает старший братик или как соревнование кто больше задаст вопросов к тому - большее внимание. О глубине и неординарности вопросов, а также высказываний ребенка судить крайне сложно: во-первых, взрослые обычно рады любым вопросам (если они, конечно, внимательные взрослые); во-вторых, неординарность высказываний может говорить и о некомпетентности ребенка в данной области. Как детское словотворчество является не творчеством как таковым, а квазитворчеством, характеризующим этап овладения речью, так и детская любознательность однозначно свидетельствует только о благополучном развитии познавательной сферы, а её отсутствие - о возможных отклонениях в психическом развитии.

Если ребёнок не проявляет любознательность, то его могут отнести к разряду неуспешных, дезадаптивных детей, хотя у них при этом присутствуют признаки одаренности. Далеко не все дети, с которыми ведётся развивающая работа, проявят себя как одаренные в будущем: к сожалению, в большинстве случаев нельзя сказать, что эти дети имеют высокий творческий потенциал личности. Такие результаты на наш взгляд имеют корни в семейном воспитании и развитии, в дальнейшем недостатки семейного воспитания могут заблокировать все усилия педагогов по развитию творческих способностей индивида и привести к школьной дезадаптации.

Школьная дезадаптация - это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами. В этом контексте школьную дезадаптацию рассматривали Вроно М.В., Ковалев В.В., как медико-биологическую проблему. Они считали, что патология развития и здоровья явно или скрыто, определяет отношение к школьной дезадаптации. Неблагоприятным следствием такого отношения является ориентир на тестовый контроль при поступлении в школу, а также оценке уровня развития ребенка при переходе с одной учебной ступени на другую, когда от ребенка требуется, чтобы он доказывал у себя отсутствие отклонений в способности обучаться по программам, предлагаемым педагогами, и в школе, выбранной родителями [5].

Специалисты определили основные критерии школьной дезадаптации, которые выявляют неуспешных учащихся:

  1. неуспешность в обучении, соответствующим возрасту и способностям ребенка, включая такие формальные признаки как хроническая неуспеваемость, второгодничество и качественные признаки в виде недостаточности общеобразовательных знаний и навыков (когнитивный компонент школьной дезадаптации);
  2. нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой: пассивно-безучастное, негативно-протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком отношения к школе и учебе (эмоционально-личностный компонент школьной дезадаптации);
  3. повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения (отказные реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопоставлением себя соученикам, учителям; демонстративное пренебрежение правилам школьной жизни, школьный «вандализм»).

Теплов Б.М. считал, что нельзя говорить об одаренности вообще, а можно говорить об одаренности к какой-нибудь деятельности, он понимал одаренность как «качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении деятельности» [4].

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся - комплексная педагогическая, психологическая, медицинская, социальная проблема, поэтому её решение возможно лишь при объединении усилий специалистов разного профиля. С такими детьми должны работать многие специалисты, об этом в своих трудах говорят М.Н. Акимова, Ю.Д. Бабаева, М.М. Безруких, М.Р. Битянова, М.И. Буянов, Н.П. Вайзман, А.И Доровской, В.Т. Козлова, В.Б. Новичкова., Н.Б. Шумакова, Е.Л. Яковлева и др.

Опыт нашей работы показал, что при поступлении в школу медико-психолого-педагогическая комиссия сформировала класс коррекции, и поставила им диагноз - задержка психического развития (ЗПР) 12 детям. Мы вывели этот класс за пределы общеобразовательной школы, организовали так называемую школу полного дня. В классе работали помимо учителя начальных классов, специалисты: учитель музыки, хореографии, физкультуры, ИЗО, трудового обучения и школьный психолог. Обучение детей проводилось по развивающей технологии Л.В. Занкова. В конце учебного года диагноз ЗПР был снят с восьми учащихся.

Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся выделяется рядом исследователей в качестве необходимого условия развития потенциальных способностей одаренных школьников М.Н. Акимова, А.И. Доровской, Л.И. Ларионова, А.Н. Матюшкин, Н.В. Семенова, Н.Ю. Синягина, Е.Г. Чирковская и др.

Зеер Э.Ф. отмечает, что психологическое сопровождение - это движение вместе с изменяющейся личностью, своевременное оказание возможных путей, помощь и поддержка [1].

Сопровождение - это способ включения индивида в процесс взаимодействия с целью создания условий для саморазвития, самодвижения в деятельности всех субъектов взаимодействия.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей - это система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка. В условиях школы оно является особенно актуальным, так как является гарантом в обеспечении его высокого качества.

Современными научными исследованиями доказано существование особого вида одаренности - творческой, т.е., способности к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности.

Торранс Э. считает, что творческая одаренность не связана однозначно с интеллектом.Он говорит, если бы мы выявляли одаренных детей на основе тестов на интеллект, то мы бы отсеяли 70% наиболее творческих из них [2].

А известный исследователь способностей Лейтес Н.С. предлагает различать три категории способных детей:

  1. Учащиеся с ранним подъёмом интеллекта.
  2. Дети с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности (в том числе и внешкольной).
  3. Дети с потенциальными признаками одарённости [3].

Следовательно, создаваемые условия по психолого-педагогическому сопровождению одарённых учащихся в рамках общего образования должны предусматривать: совершенствование когнитивных, поведенческих, эмоциональных и мотивационных сфер личности, а также обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса за счёт включения в него предметных, надпредметных и метапредметных знаний и умений. Необходимо предусматривать использование современных источников информации, а также включение личностно-ориентированных технологий обучения, которые должны способствовать развитию самопознания и социализации личности.

Список литературы

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. - М.: 2003.
  2. Одаренные дети. / Общ. ред. Г.В. Бурменской, В.А.Слуцкого. - М.: 1991 - 376 с.
  3. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: 1996 - 416 с.
  4. Теплов Б.М. Способность и одарённость. Т.1. - М.: 1985 - 461 с.
  5. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М.: 1995.

Библиографическая ссылка

Вараксин В.Н. Одаренные дети, роль психолого-педагогического сопровождения в их обучении // Современные наукоемкие технологии. – 2012. – № 7. – С. 37-38;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=30727 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674