Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА: ОПТИМИЗАЦИЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

Мельник Т.В.

Анализирую результаты реализации за­дач, поставленных Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., предусматривающей   существенно   изменить структуру образования в соответствии с новы­ми запросами общества и принятую в феврале 2010 г. Национальную образовательную иници­ативу «Наша новая школа», необходимо отме­тить, что прежде всего, школам и учительскому сообществу на современном этапе определена миссия выполнения нового социального заказа, обращенная к педагогике и выраженная в виде требований в подготовке людей, способных к саморазвитию, к самореализации имеющихся возможностей, способных самостоятельно ори­ентироваться в этом мире, гораздо более нео­пределенном и непредсказуемом, чем это было раньше. Отсюда становится понятным высокий интерес к интегральным характеристикам лич­ности педагога, включая и такую как «профес­сиональная компетентность», поскольку опере­жающие запросы инновационной педагогиче­ской деятельности порождаются усложнившим­ся содержанием профессиональных компетентностей педагогов.

Современное село является субъектом приложения вышеперечисленных обществен­ных изменений. Общая социальная и демогра­фическая ситуация в стране в последнее время, привела к обострению проблем доступности ка­чественного образования и последующего трудоустройства молодежи, проживающей в сель­ской местности. Абсолютное большинство вы­пускников сельских школ, поступивших в вузы, в родное село не возвращаются. И как это ни па­радоксально выглядит, более доступное высшее образование способствует оттоку молодых сель­ских кадров в города.

Главная проблема сельского социума: от­сутствие жизненных перспектив для большин­ства жителей села. Депрессия, груз обрушив­шихся экономических проблем, изолировал се­мью от села. Следствие - утрата приоритетов, растерянность, кризис самореализации, порож­дение правового нигилизма.

Единственным, стабильно функциониру­ющим социальным институтом на селе остает­ся школа, где на практике сельский учитель превращается чуть ли не в единственного предста­вителя интеллигенции, способной дать молодо­му поколению нравственные ориентиры, сфор­мировать реальные жизненные планы и есте­ственно, перед ним встает проблема соответ­ствия идеальному образу. Ежедневная рабо­та в условиях постоянной общественной оцен­ки, ставит учителя перед выбором, - либо про­фессиональный рост, позволяющий заниматься просветительской работой не только в школе с учениками, но и в открытой среде сельского со­циума, либо приспособление к имеющимся обстоятельствам, когда учитель ничем в культур­ном отношении не отличается от односельчан.

С другой стороны, образовательное превосход­ство, таит в себе опасность отрыва учителя от местных обстоятельств жизни села, когда его перестают понимать и воспринимать как учени­ки, так и их родители.

Отсюда проблема социальной адаптации, профессиональноролевого самоопределения сельского учителя - одна из основных и болененных.

Общество, находящееся в условиях все­общей модернизации, требует от подростка уме­ния адаптироваться к новым условиям существования. Перед учителем, работающем в условиях села, возникает проблема: как в условиях жест­кой рыночной конкуренции, смещения ценност­ного вектора личности от высоких идеалов к иде­алам материального достатка сохранить нрав­ственные качества подрастающего поколения.

Одним из важнейших факторов успеш­ности в современной жизни, является доступ к современным технологиям. Не секрет, что жи­тели отдаленных сельских поселений, лишены возможности подключения к информационным сетям, что ограничивает доступ к самообразова­нию, реализации как дистантного, так и дистан­ционного обучения.

Автор, в статусе директора школы, пред­ставляет учительский корпус Волгодонского района Ростовской области, в отличии китай­ских мудрецов... «Не дай нам Бог, жить в эпо­ху перемен», считает, что трудное время - это время огромных возможностей!

Модернизация системы образования вле­чет за собой существенные и качественные из­менения в практике работы учителя. И уверен, что сегодня каждый учитель в одиночку вряд ли справится с ними.

Исходя из этого, районным методическим центром отдела образования разработана модель мониторинга качества образования, предусматри­вающая прежде всего организацию промежуточ­ной диагностики знаний, умений и навыков вы­пускников разных ступеней образования и подго­товку к государственной итоговой аттестации.

Анализ результатов таких диагностик по­казывает наличие системных проблем, как в ре­сурсном обеспечении, так и в организации образовательного процесса и обучения. Следую­щим этапом стало создание Координационно­го центра методической работы на базе четырех опорных школ, объединяющих 12 сельских методических служб, который определяет стра­тегические направления развития, планирует и организует работу над единой методической те­мой, оказывает содействие в рамках организа­ции научнопрактических конференций, спо­собствует самостоятельному выбору учителями форм повышения своей квалификации.

Неслучайно, по инициативе областно­го министерства общего и профессионального образования в период проведения районной августовской конференции, в Романовской СОШ № 1, вместе с делегатами, приняли участие по­бедители Всероссийского и областного конкурсов в период 20082010 гг., лауреаты фина­ла конкурса 2010 г., которые по окончании пле­нарного заседания, провели свои презентации и мастерклассы, тем самым обменялись передо­вым опытом, а также современными и востребо­ванными идеями. Их именами по праву гордит­ся учительское сообщество Ростовской области: Нечитайлова Е.В., г.РостовнаДону Боброва О.М., г. Шахты Чугунова Л.И., Заветнинский район Леонова СВ., Волгодонский район Растрепина Н.М., Цимлянский район Шкурина И.Н., Зимовниковский район Онопченко И.В., г. Таганрог Шапоренко А.В., Багаевский район Только такой подход и систематизация методической работы в сельских школах, созда­нии распространение передового опыта, вклю­ченности каждого в исследовательскую деятель­ность, работу по самосовершенствованию, способствует созданию апробированной модели образовательновоспитательной среды, которая должна стать важным звеном в системе жизне­обеспечения села, - формируя интеллектуаль­ный и трудовой потенциал сельского социума.

Список литературы

1.  Актуальные документы:

-  Концепция модернизации российского образования/20062010 г.

-  Национальная образовательная инициа­тива «Наша новая школа»

2.   Кузнецов В.И. Миссия школы- спа­сти село / Материалы XIой Августовской ин­тернет педконференции. МОиН РФ. 20 Юг

3.   Луценко А. Изменения в российском образовании // Директор школы. № 4. 2010.


Библиографическая ссылка

Мельник Т.В. СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА: ОПТИМИЗАЦИЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 12. – С. 73-75;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26199 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674