Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

Волкова Т.Н.

В настоящее время важным является ак­сиологический подход к образованию. В педа­гогических исследованиях (работы В.А. Сластенина, Г.И. Чижаковой и других) подчеркива­ется мысль о том, что «выбор аксиологическо­го подхода в качестве методологической основы современной педагогики позволяет рассмотреть образование как социальнопедагогический феномен, который находит свое отражение в основных его идеях: универсальности и фун­даментальности гуманистических ценностей, единстве целей и средств, приоритете идеи сво­боды» [4, с. 439]. Прочные знания, подготовка к жизни, развитие личности следует рассматри­вать как отдельные аспекты более общего и глу­бокого процесса - приобщение растущей лич­ности к культуре. Образование без культурного развития превращается в процесс передачи ин­формации от учителя к ученику. Дети, даже об­ладающие системными, глубокими и обширны­ми знаниями, зачастую оказываются неразвиты­ми культурно, не ориентируются в мире культу­ры, музыки, живописи, театра, не знают куль­турные ценности своего края, считая эти сферы незначительными, не имеющими прямого отно­шения к жизненным потребностям современно­го человека, прагматичного и ориентированного на успех.

Непреходящей ценностью является рус­ский язык. Знание языка позволяет сохранять связь поколений, оно дает возможность шире смотреть на мир, понимать и принимать его во всем разнообразии. В этом заключается нераз­рывная связь языка и культуры.

В методической науке, в частности в тру­дах А. Д. Дейкиной, выделяется две стороны при изучении русского языка: «Первая сторо­на ценностного отношения к предмету, к куль­туре - основывается на знаниях и представле­ниях и может быть освоена и рационально (осо­знаю, понимаю), и эмоционально (чувствую). Вторая сторона касается чувств - чувства люб­ви к языку, к культуре, которое возникает чув­ственным, эмоциональным путем на фоне ин­тереса к языку и культуре (там, где интерес­но, эмоциональное чувство выше). Соединение двух сторон дает соединение образованности и нравственности: зная родной язык и родную культуру нельзя не оценить их, не проникнуть­ся к ним теплым чувством (патриотическим!). В синтезе научного (воспринимаемого умом) и духовного (воспринимаемого сердцем) преодо­левается духовная безграмотность и нравствен­ный нигилизм» [2, с. 11].

Ценности русской национальной культу­ры, в частности, культурные ценности своего края, своей малой Родины являются очень важ­ными в воспитании учащихся. Любовь к роди­не начинается с чувства любви к тому месту, где родился и вырос.

Знакомство с культурными ценностями родного края, своей малой родины, представля­ет богатейшие возможности для речевого разви­тия учащихся [1].

Обратимся к культурноисторическим ценностям Ивановской области, которая бога­та своими достижениями в русской культуре: это искусство мастеров Палеха, сокровища зо­лотого Плеса, коллекция ситца в Иванове, архи­тектурные памятники города Иванова, строчевышивальные изделия Шуи, Пучежа, Приволжска и многое другое.

Формы знакомства с региональной куль­турой на уроках русского языка могут быть са­мыми различными: заочные экскурсии по горо­ду, конкурсы на лучший пешеходный маршрут, читательские конференции о книгах по куль­туре своего края, составление толковых слова­рей о культуре своего края и другие. Обратимся к примерам. Интересной формой воспитания у школьников ценностного отношения к русскому языку, а также развития их речи являются уче­нические научные конференции. Так, в Иванов­ской средней общеобразовательной школе № 18 прошла такая конференция на тему «Язык есть исповедь народа». Учащимися были подготов­лены очень интересные доклады, например, на секции «На всех словах - события печать. Они дались недаром человеку» прозвучали сообще­ния об истории Ивановской земли в названии сел, улиц, городов; об этимологии ивановских топонимов VXV веков, о географических назва­ниях ивановского края. В качестве примера приведем отрывок из доклада ученицы 10 класса:

Внимательно взглянув на карту нашего края, вы без труда обнаружите десятки гео­графических названий, происхождение кото­рых загадочно или неизвестно. Определить их истоки затрудняются даже многие специали­сты.

Изучение географических названий име­ет большое значение для истории вообще и для истории языка в частности. Поэтому основным направлением топонимики до последнего време­ни было историческое исследование топонимов. Как показали многочисленные исследования, то или другое морфологическое строение топони­ма часто неопровержимо доказывает принад­лежность его к определенной исторической эпо­хе. От финно угорских племен нам остались в наследство довольно многочисленные топони­мы. На карте это такие названия городов и сел, как Кинешма, Шуя, Вичуга, Южа, Кохма, Решма, Лух, Палех, Холуй, Нижний и Верхний Ландех. С помощью современных родственных язы­ков можно хотя бы приблизительно установить смысл некоторых из этих названий. Топоним Ки­нешма означает в финскоугорских языках «ти­хая гавань». Действительно, во время непого­ды на Волге суда могли переждать бурю в устье небольшой реки Кинешемки, которая впадает здесь в великую русскую реку.

Уроки русского языка дают прекрасную возможность для воспитания ценностного от­ношения к родной природе, обогащению лекси­ки школьников эмоциональнооценочной лекси­кой для описания природы, что, несомненно, вос­питывает у школьников отношение к языку как важной культурной ценности. Школьников нуж­но учить видеть красоту во всем. В.А. Сухо­млинский утверждал: «Красота- могучий ис­точник нравственной чистоты, духовного богат­ства, физического совершенства. Важнейшая за­дача эстетического воспитания - научить ребен­ка видеть в красоте окружающего мира (природе, искусстве, человеческих отношениях) духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе « [5, с. 470], и мы бы добавили, выражать в ярком, эмоци­ональном слове свое отношение к красоте. При­ведем пример содержания урока развития связ­ной речи в старших классах на тему «По городам и весям земли Ивановской». На уроке школьники знакомились с текстами о Плесе и анализировали их языковые особенности:

Соборная гора - это главная городская святыня, хранительница многовековой памяти, это тихая обитель, сохранение которой напря­мую связано с сохранением культуры малых го­родов, с их особенным духом, сохранение той са­мой глубинной России, где краски не ярки и зву­ки не резки, без которой утрачивается ее наци­ональное своеобразие.

Красота Плеса открылась миру благода­ря полотнам И.И. Левитана. Поэтому на уроке учащимся желательно предложить текст «Левитановскими тропами» (по которому после со­держательного и языкового анализа можно про­вести изложение или сочинение об одной из кар­тин Левитана):

И.И. Левитана поразила необычайная красота Плеса, которая подвигла художника на создание задушевных лирических пейзажей, пейзажей настроения, в которых он непревзой­денный мастер. Сегодняшним туристам, посе­щающим город. Знаменитые левитановские ме­ста позволяют пробудить воображение, вспом­нить картины художника. Во многом город из­менился, но еще хранит память о местах, запечатленных художником в знаменитых полот­нах, в небольших зарисовках с натуры, в этю­дах, набросках по памяти. Всего в Плесе Левитаном написано около 200 работ, более чем в двадцати из них отразились плесские впечат­ления, принесшие художнику громкую славу. В Плесе находится доммузей И.И. Левитана.

«Улочка в Плесе» - одно из первых впе­чатлений от тихого уютного волжского город­ка. Основной зеленый тон картины передает ощущение затерянности, старости, даже замшелости забытого богом уголка, но не вызыва­ет мрачных мыслей. Теплое розоватое пятно освещенной стены дома будто отражает свет и рассеивает его на окружающую зелень, от­чего она будто улыбается тихой приветливой улыбкой. Такой также является картина «Вет­хий дворик», на которой изображен вросший в землю сарайчик, написанный в сероголубых и коричневых тонах и пятном зелени в левом углу.

Левитан очень любил цветы, которых в Плесе росло во множестве, и эта его любовь за­печатлена в натюрмортах «Незабудки», «Ноч­ные фиалки», «Одуванчики».

Левитана все поражало в Плесе. Силь­ное впечатление на художника произвела Пе­тропавловская церковь, и он пишет этюд «Вну­три Петропавловской церкви в Плесе на Волге» с удивительной теплотой и задушевностью. Древняя позолота икон, мерцающие огоньки све­чей и лампад создают неповторимый уют и соз­дают в душе светлую радость. Этот этюд ху­дожник использовал при написании знаменитой картины «Над вечным покоем». Именно древняя Петропавловская церковь изображена на этой картине [3].

Как показывает практика, подобные фор­мы работы при изучении русского языка помо­гают воспитанию у школьников ценностного от­ношения к культуре, в частности русскому языку как феномену культуры и одной из важнейших ценностей человека. Разбуженное эстетическое чувство, богатство нравственных впечатлений развивает в ребенке творческие способности, которые находят выход в труде, в отношениях с людьми, в обретении активной жизненной пози­ции. Формирование умения бережно относиться к национальным культурным ценностям также служит важным средством повышения интереса к изучению русского языка в школе.

Таким образом, цель такой работы видит­ся в том, чтобы воспитать патриотические чув­ства и настроения: это восхищение красотой родной земли, гордость за свою малую родину, желание беречь и приумножать ее культурные ценности, что являются неотъемлемой частью общей земли нашей, которую зовут Россией.

Список литературы

1.  Волкова Т.Н. Воспитание человека культуры средствами русского языка и искус­ства в процессе гуманитарного образования.Шуя, 2007.

2.  Дейкина А.Д. Духовнонравственное развитие учащихся средствами русского язы­ка // Реализация современных подходов к пре­подаванию русского языка с учетом традиций отечественной методики / Материалы Всерос­сийской научнопрактической конференции в МПГУ 2021 марта 2008 г. - Москва - Ярос­лавль, 2008.

3.  Закаменная Е.Н. Плес XX век. - Ива­ново, 2007.

4.  Сластенин В.А., ЧижаковаГ.И. Переход от авторитарной к гуманистической парадигме как фактор становления и развития педагогиче­ской аксиологии // Хрестоматия по педагогиче­ской аксиологии. Москва - Воронеж, 2005.

5. Сухомлинский В.А. Познание красоты и воспитание чувств // Хрестоматия по педагоги­ческой аксиологии  Москва - Воронеж, 2005.


Библиографическая ссылка

Волкова Т.Н. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 12. – С. 53-55;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26186 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674