Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

«СИСТЕМА ЦЕЛЕЙ» КАК РЕЗУЛЬТАТ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Ю.А. Егорова
анатомия
плод
гортань
голосовая складка

Одним из результатов целеполагания в образовании следует считать «систему целей» - т.е. совокупность целей, между которыми существуют связи различного характера.

Приведем примеры систем целей, спроектированных на международном, государственном, региональном и муниципальном уровнях образовательного пространства.

1. Одна из систем целей международного уровня представлена целевыми приоритетами ЮНЕСКО в сфере образования, изложенными в программе «Образование для всех»:

1) расширение и совершенствование комплексных мер по уходу за детьми младшего возраста и их воспитанию;

2) обеспечение доступа к бесплатному и обязательному начальному образованию высокого качества к 2015 году;

3) развитие программ обучения основам безопасности жизнедеятельности и здоровья для молодежи и взрослых;

4) повышение уровня грамотности среди взрослого населения на 50% к 2015 году;

5) ликвидация разрыва между мальчиками и девочками при получении доступа к обучению в начальных и средних школах и достижение равенства мужчин и женщин в образовании к 2015 году;

6) повышение качества образования. ЮНЕСКО гарантирует, что образование является приоритетной темой международных повесток дня [1].

2. Одна из систем целей государственного уровня представлена целями Министерства образования и науки Российской Федерации:

1) обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе;

2) обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для развития непрерывного образования;

3) создание условий для активного включения детей, обучающихся (воспитанников) образовательных учреждений в экономическую, социально-политическую и культурную жизнь общества;

4) создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала;

5) создание условий для активизации инновационной деятельности [2].

3. Одна из систем целей регионального уровня представлена целями Министерства образования и науки Республики Татарстан:

1) разработка эффективных мер по реализации приоритетов государственной политики в сфере образования и науки;

2) обеспечение конституционных гарантий и законных интересов обучающихся, воспитанников, а также прав и законных интересов педагогических работников образовательных учреждений;

3) формирование механизмов развития образования и его национально-регионального компонента в соответствии с социально-экономическими потребностями и стратегическими программами инновационного развития республики;

4) совершенствование системы национального образования и воспитания, основанных на глубоком изучении истории, культуры, национальных традиций и обычаев народов Республики Татарстан, внедрение эффективных технологий обучения государственным языкам Республики Татарстан;

5) развитие и внедрение новых форм и технологий научно-образовательной деятельности и др. [3].

4. Одна из систем целей муниципального уровня представлена целями и задачами развития образования в городе Казань, изложенными в «Программе развития образования в г. Казани на 2008 - 2010 годы» [4].

Главная цель Программы: «обеспечение устойчивого развития системы образования в соответствии с современными требованиями динамично развивающегося города; создание механизма, обеспечивающего доступность, высокое качество и эффективность образования, его постоянное обновление с учетом социальных и экономических потребностей города».

Задачи Программы:

1. Создание условий для обеспечения общедоступности получения детьми из разных социальных групп населения дошкольного образования и предшкольной подготовки; повышение качества образовательных услуг при сохранении здоровья, эмоционального и психологического благополучия детей дошкольного возраста.

2. Создание условий для обеспечения государственных гарантий доступности качественного образования, обновления его содержания, изучения иностранных языков, введения профильного обучения, подготовки обучаемых к проектированию своего будущего, самореализации в общественной жизни.

3. Обеспечение развития национальной культуры и государственного двуязычия; повышение эффективности деятельности системы национального образования за счет создания условий для получения образования на родном языке и формирования личности на традициях языков и культур народов Татарстана.

4. Формирование нравственно и физически здоровой личности, обладающей навыками общественной деятельности, активной жизненной позицией.

5. Предоставление возможности для максимального раскрытия природной одаренности, развития интеллектуального и творческого потенциала одаренных и талантливых детей; обеспечение их адресной поддержки.

6. Обеспечение доступности, многообразия и улучшения качества предоставляемых дополнительных образовательных услуг в соответствии с индивидуальными интересами и запросами учащихся, потребностями социально-экономического и культурного развития города.

7. Создание условий для раннего выявления и обучения детей с проблемами в развитии; обеспечение их индивидуального психолого-педагогического сопровождения; совершенствование системы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи.

8. Формирование единой информационно-образовательной среды, способствующей развитию учреждений образования города; обеспечение их средствами информатизации, автоматизации процессов управления на основе информационно-коммуникационных технологий, в том числе дистанционного обучения.

9. Доведение материально-технической базы учреждений образования до действующих нормативов.

10. Обеспечение условий для повышения педагогического мастерства, проектно-исследовательских компетенций работников образования, социального статуса педагогических и управленческих кадров образования города.

11. Формирование механизмов эффективного управления развитием муниципального образования на основе проектно-целевого подхода, включающих развитие государственно-общественных форм управления образованием и модернизацию деятельности методической службы.

12. Совершенствование экономических механизмов отрасли [4].

Системы целей есть и на уровнях: образовательного учреждения, учебного предмета.

Список литературы

1. Информационный выпуск «ЮНЕСКО и образование».

2. Миссия Министерства образования и науки Российской Федерации. http://mon.gov.ru/str/mon/mis/

3. О Министерстве образования и науки Республики Татарстан. http://mon.tatar.ru/rus/about.htm.

4. Программа развития образования в г. Казани на 2008-2010 годы. http://www.kros.ru/_educ/national-5.php.


Библиографическая ссылка

Ю.А. Егорова «СИСТЕМА ЦЕЛЕЙ» КАК РЕЗУЛЬТАТ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 10. – С. 111-113;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26045 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674