Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Мавлуткулова А.Г.
Хорошо известно, что на уроках физической культуры дети не получают соответствующую их возрасту физическую нагрузку, которая оказывала бы положительное влияние на развитие их физических качеств и укрепление здоровья. Одним из действенных средств, способствующих повышению эффективности уроков физической культуры, может служить музыкальное сопровождение.

Исследования проводились в школе № 35 г. Казани на учениках третьих классов. В экспериментальном классе на уроках физической культуры использовалось музыкальное сопровождение, в контрольном классе уроки проводились без музыкального сопровождения. Физическая подготовленность детей обоих классов до и после эксперимента (соответственно в начале и конце учебного года) оценивалась при помощи тестов: бег 30 м, 6-минутный бег, прыжок в длину с места, челночный бег 3х10 м, сгибание и разгибание рук в упоре лежа на гимнастической скамейке. По этим тестам различия между классами до эксперимента были несущественными.

Общая физическая работоспособность и устойчивость к кислородному голоданию в исследуемых классах оценивались соответственно по тесту PWC-150 и по пробе Штанге с одновременны контролем степени насыщения крови кислородом. По данным этих функциональных проб различий между классами до начала эксперимента также не было.

Повторное исследование, проведенное в конце учебного года, показало, что прирост результатов по физической подготовленности за период эксперимента произошел в обоих классах, но в экспериментальном классе он был выше. Так, в беге на 30 м в экспериментальном классе прирост составил в среднем 0,23±0.02 сек., а в контрольном классе - всего 0,10±0,02 сек. (p<0,05). В 6-минутном беге результат в экспериментальном классе улучшился на 72,5±7,2 м, а у детей контрольного класса - 49,6±8.1 м (p<0,05). В челночном беге в экспериментальном классе улучшение среднего показателя на 0,25±0.02 с также было выше, чем в контрольном классе (0,13±0,02 с; р<0,05).

 В упражнении сгибание и разгибание рук в упоре лежа на гимнастической скамейке результаты у детей экспериментального и контрольного классов за период эксперимента улучшились на 2,92±0,46 и 1,50±0,39 раз соответственно. Следовательно, улучшение в экспериментальном классе оказалось почти вдвое больше (p<0,05).

В прыжках в длину с места в экспериментальном классе улучшение показателей было также больше - 9,83±1,44 см, чем в контрольном классе - 6,01±1,32 см (р<0,05).

Таким образом, по всем тестам физической подготовленности по окончании эксперимента дети экспериментального класса имели более значительное улучшение показателей, чем дети контрольного класса.

Результаты повторного исследования физической работоспособности и устойчивости к кислородному голоданию показали, что у детей экспериментального класса показатель PWC-150 достиг 230.89±2,47 кгм/мин, что на 9,3% выше, чем у детей контрольного класса - 211,20±3,20 кгм/мин (р<0,05). Прирост исследуемого показателя у детей экспериментальной группы составил 29,31±5,09 кгм/мин (14%), у детей контрольного класса 12,87±3,41 кгм/мин (6%); (р<0,05).

Максимальная длительность задержки дыхания на вдохе в экспериментальном и контрольном классах составила 45,83±2,15 и 39,33±3,09 сек соответственно. Прирост данного показателя в экспериментальном классе (8,48±1,81 с) был в 3 раза больше, чем в контрольном классе (2,67±0,84 с) (р<0,01), но средний уровень насыщения крови кислородом в момент возобновления дыхания в исследуемых группах не различался (83,8% в экспериментальном классе и 84,8% в контрольном).

Таким образом, показатели физической подготовленности, физической работоспособности и устойчивости к кислородному голоданию у детей, на уроках у которых использовалась музыка, была выше, чем у детей, уроки физической культуры у которых проводились без музыкального сопровождения. По данным наших исследований, эти различия объясняются тем, что музыкальное сопровождение повышает интерес учащихся к урокам физической культуры, вызывает у них положительные эмоции.


Работа представлена на научную международную конференцию «Секция молодых ученых, студентов и специалистов», 8-15 июля 2007 г., Коста Брава (Испания). Поступила в редакцию 15.05.2007.

Библиографическая ссылка

Мавлуткулова А.Г. МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 12. – С. 56-57;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25810 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674