Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКОЙ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Аллагулов А.М.
Современный этап развития российского общества приводит к значительным изменениям сфер жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают и систему образования. Новые социально-экономические условия породили множество проблем, выбор путей решения которых, связан с обоснованием теоретико-методологических основ формирования образовательной политики в современных условиях. Инновационное развитие России, обусловленное непрерывными изменениями в жизни общества, стремительным развитием высоких технологий, ростом уровня технической оснащенности производства, высокими темпами развития науки и техники требуют существенных изменений социальной политики в целом и образовательной политики,
в частности. Совершенствование образовательной политики является одним из основных механизмов развития современной системы образования страны.

В Постановлении Правительства от 17.11.08 №1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» предусматривается трансформация организационно-экономи-ческих механизмов на всех уровнях системы образования, которая обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысит практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность. Современная стратегическая цель образовательной политики характеризуется повышением доступности качественного образования.

Пересмотр существующей системы образования потребует трансформации структуры и содержания управления, которое будет опираться на принципы инновационного развития. В программе «Российское образование - 2020. Модель образования для экономики, основанной на знаниях» отмечается, что предлагаемая концепция управления предусматривает активизацию институтов общественного управления (наблюдательные советы, попечительские советы, школьные, управляющие советы), создание национального образовательного портала, восстановление профессионального (академического) самоуправления. Следовательно, значимым становится взаимообусловленность качества образования и совершенствования форм деятельности субъектов образовательной политики.

В России необходимо сформировать целостный, стратегический подход к образовательной политике (А. Кондаков), который позволит использовать имеющийся в образовании потенциал для инновационного развития экономики.

В этой связи интерес к оптимизации управления региональной системой образования будет неуклонно возрастать.

Определяющим фактором разрешения глобальных проблем человечества, а также определяющим фактором развития любого государства выступает система образования. Становясь центральным феноменом культуры, образование все более ориентируется на утверждение сущностного личностного начала в человеке.

Образование является социальным способом наследования культуры, выступает в качестве особой сферы социокультурной практики, обеспечивающей качество общественного и личностного самопознания, реализующего передачу и воспроизводство культурного опыта поколений. Реализация культурно творческой миссии образования требует качественную систему управления образованием, которая обеспечит ее эффективность.

Отличительной чертой образования XXI века, является динамизм. В этой связи претерпевают серьезную структурную перестройку системы образования России, зарубежных стран, осуществляется интенсивное реформирование образования, внедряются новые проекты. По мнению А.С. Гаязова, изменения в образовании - результат изменения содержания общественного бытия в сознании. Основой парадигмы в педагогике стали приоритеты - саморазвитие, самообразование, самопроектирование. Следом за этими изменениями происходит смена традиционных требований к специалисту - носителю современного образования. Он должен уметь управлять образовательными и воспитательными процессами: проектировать и реализовывать на практике развивающие воспитательно-образовательные ситуации нового типа.

В этой связи необходимо вести речь о создании инновационных основ управления качественно-ориентированной системы образованием. При этом государственная система управления образованием рассматривается как сложная, динамическая, саморазвивающая система. В энциклопедическом словаре управление трактуется как функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Весьма значимым является процессуальный подход к управлению, рассматривающий управление как целостный процесс реализации управленческих функций (П. Друкер, Ф. Тейлор, А. Файоль). В исследованиях О.В. Виханского, Д.М. Гвишиани, В.И. Герчикова под управлением понимается процесс воздействия на некую систему в целях перевода ее в новое состояние или для поддержания ее в каком-то установленном режиме.

Региональная система управления образованием ориентирована на развитие местных особенностей и образовательные запросы населения территории. Региональная система образования представлена разветвленной сетью самых разных по профилю, уровню и содержанию образовательных учреждений профессионального и специального типов, квалифицированными педагогическими работниками. Эта система направлена на удовлетворение потребностей детей и молодежи, общества и государства в общем и профессиональном образовании.

Государственное управление региональной системой образования позволяет найти новые источники и ресурсы для развития этой жизненно важной сферы; определить перспективные пути повышения эффективности научно-технического, социально-экономического и духовного развития региона, реализации многообразных образовательных потребностей личности в условиях непрерывного образования «через всю жизнь», как важнейшей стратегии образовательной политики на XXI век.

Обеспечение управления системой образования должна выстраиваться с учетом общих принципов педагогического управления: принцип научности, принцип гуманизации, принцип демократизации, принцип оптимальности и эффективности, принцип прогностичности управления, принцип непрерывности, принцип обратной связи, принцип главного звена, обусловленного выбором ведущих направлений деятельности, выявлении главных задач и эффективных способов их реализации, принцип компетенции, основанный на овладении коллективом учреждения технологий управления; принцип системности управления предполагает необходимость охвата процессом управления всей совокупности (объектов и субъектов) целостной системы образования.

В качестве теоретических подходов, которые обеспечат качественное управление образованием региона, выступает совокупность следующих подходов: общенаучных - системного, синергетического, программно-целевого, кибернетического, педагогических - комплексного, антропоцентрического, ситуационного, акмеологического, регионального, квалиметрического.

Как показал анализ ситуации в системе образования Оренбургской области, перед регионом стоят следующие проблемы в предоставлении качественного образования:

  • Несоответствие содержания образования современным и прогнозируемым потребностям общества, государства, экономики, науки, культуры, отдельной личности.
  • Несоответствие качества образования современным и прогнозируемым потребностям общества, государства, экономики, науки, культуры, отдельной личности.
  • Рост доли детей, не имеющих возможность получать качественное образование - недоступность качественного образования.
  • Рост доли обучающихся в образовательных учреждениях с отклонениями в здоровье.

В Оренбургской области предпринимаются попытки решения представленных проблем на основе реализации комплексного подхода. Целью комплексного проекта модернизации образования Оренбургской области является решение вышеуказанных проблем качества образовательных услуг посредством устранения причин их возникновения - проблем системы образования.

В случае региональной системы образования мы имеем дело с комплексом взаимосвязанных проблем, требующих системного решения. Решение отдельных проблем будет приводить к появлению новых, либо обострению других уже существующих. Указанные направления модернизации являются инфраструктурными, модернизация каждого из них может быть направлена на решение проблемы качества образовательных услуг.

Проблема несоответствия содержания образования современным и прогнозируемым потребностям общества, государства, экономики, науки, культуры, отдельной личности на основе реализации системного подхода может быть сформулирована как несоответствие результатов образовательного процесса по содержанию требованиям процессов-потребителей.

На наш взгляд, модернизация системы управления образованием в рамках регионального комплексного проекта должна проводиться на областном уровне, муниципальном уровне и на уровне образовательного учреждения. При этом модернизируется как государственная, так и общественная составляющая этих процессов.

Управление образованием на каждом уровне включает в себя следующие процессы, составляющие единый контур управления:

  • выявления отклонений фактических результатов образовательного процесса от целевых,
  • выработки решений по устранению этих отклонений,
  • реализации управляющих воздействий, направленных на устранение отклонений.

Региональная система образования включает в себя систему оплаты труда, систему финансирования образовательных учреждений, систему оценки качества, сеть общеобразовательных учреждений, органы управление образованием (государственные и общественные).

Для получения положительного эффекта от модернизации необходимо четкое понимание роли этих элементов в процессной модели системы образования. Такое понимание позволит спроектировать целостную систему решений по модернизации регионального образования в рамках заданных направлений.

Так система оценки качества образования отвечает за выявление отклонений фактических результатов образовательного процесса от целевых требований.

Региональные и муниципальные органы управления, а так же органы управления образовательным учреждением как государственные, так и общественные каждый на своем уровне, в пределах своей компетенции отвечают за выработку решений, направленных на устранение выявленных отклонений.

Проведенное исследование показало, что в процессе модернизации образования предстоит обеспечить, во-первых, открытость образования как государственно-общественной системы и, во-вторых, переход от патерналистской модели к модели взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия.

Одним из перспективных путей формирования новой модели государственно-общественного управления образовательной отраслью может стать воссоздание на качественно новом уровне плодотворного опыта дореволюционной России, где региональный образовательный потенциал различных территорий объединялся в учебные округа. На современном этапе задачи подобных округов, создаваемых в различных организационно-правовых формах могут состоять во взаимообогащении региональным и местным опытом, в повышении эффективности горизонтального образовательного взаимодействия территорий, в концентрации их образовательных, экономических, материально-техни-ческих, кадровых, интеллектуальных и прочих ресурсов, в выработке новой системы управленческого мышления и деятельности в образовании - системы сотрудничества и координации. При этом в условиях образовательных округов и вертикальная составляющая управления (именно как управления процессом развития образования) должна становиться более действенной и эффективной.


Библиографическая ссылка

Аллагулов А.М. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКОЙ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 9. – С. 153-155;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25399 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674