Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Мосиенко Л.В.
Процесс формирования и функционирования молодежной субкультуры в значительной степени протекает в образовательном пространстве, что обусловлено самой природой феномена «молодежная субкультура». Под молодежной субкультурой понимается, прежде всего, особая форма организации молодых людей, определяющая свой стиль жизни, поведения, мышления, отличающаяся своими обычаями, ритуалами, нормами, ценностями и стереотипами. А так как «классическую» группу молодежи представляют именно студенты, имеет смысл рассмотреть вопросы, связанные с взаимовлиянием молодежной субкультуры и образовательного пространства. Существуют различные подходы к определению понятия «молодежная субкультура». Остановимся лишь на некоторых из них. Молодежная субкультура определяется как «частичная, относительно когерентная культурная подсистема внутри базовой культуры общества, культивирующая собственно молодежную систему ценностей, норм и форм поведения, отношение к моде и т. д.» [2]. Как «особую сферу культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, отношениями, нормами поведения» [1] воспринимает молодежную субкультуру Бондырева С.К. Она отмечает ряд особенностей современной молодежной субкультуры: повышенная активность и реальная действенность молодежных групп, повышенная эмоциональность в поведении, отношениях, оценке действий и себя, показательная активная претензия на окружающих, а поэтому часто оригинальная, порой вызывающая форма поведения, в которой проявляется потребность быть замеченным и казаться значимым. Молодежная субкультура не является константой. Ее проявления зачастую носят временный характер и связаны с особенностями перехода от одного возраста к другому. Достаточно процитировать еще одно определение, отражающее сущность понятия «молодежная субкультура», чтобы выделить ключевые характеристики молодежной субкультуры: «субкультура - совокупность специфических социально-психо-логических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т. п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума). Субкультура - это автономное относительно целостное образование. Она включает в себя ряд более или менее ярко выраженных признаков: специфический набор ценностных ориентаций; норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей; статусную структуру в реальных группах; иерархию предпочитаемых источников информации; своеобразные увлечения, вкусы; способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и т. д.» [3].

Насколько отличается восприятие молодежной субкультуры представителями студенческой молодежи от понимания этого феномена социологами, педагогами, психологами? Каково отношение студенчества к молодежной субкультуре? Каковы их личные предпочтения? Влияет ли принадлежность к той или иной субкультуре на образовательный процесс в вузе? Ответить на данные вопросы мы попытались с помощью анкетирования, проведенного на базе Оренбургского государственного университета и Оренбургского государственного педагогического университета, в котором участвовали 203 студента.

Анкету условно можно разделить на 4 группы вопросов. Первая группа касалась понимания содержания понятия «молодежная субкультура». 32% студентов считают, что субкультура - это «подкультура, часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей», «это часть культуры, имеющая свои ценности, приоритеты, отличная от общепризнанной, официальной», то есть часть общепринятой культуры, созданной на ее основе и отражающая ее традиции. 49% студентов, считая, что субкультура - «это направление, связанное с причастностью к той или иной молодежной группе, имеющей определенные знаки отличия, слушающей определенную музыку и т. д.», отмечают внешние атрибуты представителей молодежной субкультуры (одежда, прически, пирсинг, аксессуары), а также самовыражение через музыку, граффити. Часто, по их мнению, все ограничивается лишь эксцентричностью поведения и нарушением норм общепринятой морали, интересами вокруг тусовок, музыки, секса и т. п. 19% студентов полагают, что субкультура - это «группа людей с общей идеологией, манерой жизни, нормами поведения», «субкультура - это группа людей, связанных общими интересами, мировоззрением», «культура групп, отличная от общепринятых норм, принципов, имеющая определенные ценности». Таким образом, ключевыми словами в понимании молодежной субкультуры этой группы студентов стали: идеология, мировоззрение, ценности, интересы, нормы поведения. О принадлежности к той или иной субкультуре свидетельствуют, по мнению 56% опрошенных, внешние атрибуты (одежда, прическа, украшения и т. д.), 28% - манера поведения, общения, 28% - музыкальные пристрастия. В целом, анализ результатов исследования позволил выяснить, что в студенческой среде не существует единого представления о молодежной субкультуре.

Вторая группа вопросов касалась осведомленности студентов в области современных молодежных субкультур: их типов, критериев выделения, а также наиболее распространенных, точнее наиболее известных в настоящее время молодежных субкультур. Студентами выделены следующие критерии для классификации субкультур. Они представлены в ранжированном порядке: музыка, имидж (манера одеваться), территория, интересы, образ жизни (стиль жизни), мировоззрение, поведение, религия, профессия, хобби, возраст, идеалы. Наиболее известными в студенческой среде являются следующие молодежные субкультуры: готы, эмо, панки, рокеры, рэперы, хиппи, скинхеды.

Третья группа вопросов характеризует отношение студенческой молодежи к молодежным субкультурам. Большинство студентов ответили, что субкультура позволяет им самовыразиться, найти новых знакомых и понимание среди людей со схожими интересами. 32% студентов считают, что сплоченность, организованность характеризуют группы людей, принадлежащих к той или иной субкультуре, образ жизни их меняется. По их мнению, принадлежность к молодежной субкультуре позволяет выделиться из серой массы, организовать свободное время (28%), сформировать жизненную позицию (24%).

Традиционно понятия «неформальные объединения», «неформальные молодежные группы», «молодежные субкультуры» и др. вызывают негативные ассоциации, связанные с конфликтами, противопоставлением себя обществу, обособленности и замкнутости, вредных привычек и стычками с правоохранительными органами. Совпадают ли с общепринятой точкой зрения мнения самих молодых людей? 80 % опрошенных студентов считают, что у приверженцев той или иной субкультуры существуют конфликты с представителями других субкультур. 76% отмечают фанатизм представителей молодежных субкультур. 60% студентов уверены, что у молодых людей - представителей субкультур имеются вредные привычки, проблемы с наркотиками, милицией и др. Отрицательным видят они влияние группы на отдельных личностей (56%). По мнению 52% студентов, внешность представителей молодежных субкультур вызывает у окружающих, в том числе педагогов, родителей негативные эмоции (раздражение, непонимание).

Четвертая группа вопросов свидетельствует об изменении предпочтений в выборе той или иной молодежной субкультуры, о влиянии принадлежности к молодежным субкультурам на обучение в вузе. Что касается изменений предпочтений студентов в выборе той или иной молодежной субкультуры, то 92% опрошенных ответили положительно на данный вопрос, что свидетельствует о неуверенности, нестабильности взглядов, спонтанности принимаемых решений, подверженности влиянию извне. 60% студентов считают, что это связано, прежде всего, с изменением мировоззрения, взрослением человека, становлением личности, 56% - с изменением моды на определенную субкультуру, 44% - с изменением личных вкусов, увлечений, интересов или жизненных обстоятельств, 40% - под влиянием коллектива, в связи с общением с другими студентами, имеющими другие взгляды, с появлением новых знакомых, друзей. Лишь 16% связывают это с изучением таких предметов, как философия, социология, 8% считают, что это возможно под влиянием преподавателей.

Важным представляется тот факт, что 92% студентов уверены, что принадлежность к той или иной культуре оказывает влияние на учебу, причем 20% квалифицируют это влияние как негативное, уточняя: «оказывает влияние на отношение к товарищам, на психику», «получение образования теряет свою важность, у них появляются другие ценности». 52 % опрошенных сошлись во мнении, что приобщение к субкультурам вызывает проблемы в общении с окружающими; создается круг общения, который ограничивается рамками субкультуры. 48% - констатируют, что если молодой человек уделяет много времени субкультуре, то, соответственно, меньше - учебе. Внешний вид представителей субкультур часто пугает окружающих. Что особенно важно, их «судят по атрибутике, а не по уму». 32% студентов отмечают, что ощущают «совершенно другое отношение педагогов и сокурсников» к представителям той или иной молодежной субкультуры.

Итак, в одних анкетах о молодежной субкультуре отмечается ее адаптивно-кон-формистский характер, способствующий интеграции молодых людей в общество, в других - нигилистическо-разрушительный. В современных условиях к молодежной субкультуре необходимо подходить более дифференцированно, исходя из всего разнообразия ее сторон и форм проявления, функций.

Таким образом, молодежная субкультура, являясь переходной стадией становления личности, фазой развития, может иметь не только негативный, антиобщественный характер, как это было традиционным в течение долгого периода времени, но и выполнять вполне положительные функции, например, социализации молодых людей, предлагая решение проблем, порождаемых противоречиями социально-экономической структуры; проблем конфликта поколений; создания таких элементов культуры (эстетический стиль, стиль жизни, жизненные ценности), которые возможно использовать для создания идентичности, отличной от той, что предписывается семьей, школой, работой; влияния на моду или создания стилей, направлений в моде, преображая облик цивилизации. Некоторые ценности молодежных субкультур постепенно становятся общепринятыми (раскованность, экологизм, отказ от этноцентризма, культурный релятивизм).

Следует признать, что именно в образовательном пространстве, отличительной особенностью которого является его духовно-информационное «наполнение» - ценности, идеи, установки, ориентиры, знания, информационное поле и т. д., необходимо воспринимать молодежную субкультуру как сложное и многозначное социальное явление, учитывать ее особенности, формировать адекватное отношение к различным молодежным субкультурам. Развитие личности молодого человека происходит, так или иначе, в определенной субкультурной среде, где определяются его предпочтения, обретаются нравственные смыслы, при этом данный процесс невозможно отделить от пространства образования. Зачастую в силу особенностей образовательного пространства оно осуществляет либо никакого, либо негативное влияние на формирование молодежной субкультуры, оказывая активное противодействие этому процессу с использованием традиционных педагогических методов и средств. Для достижения положительных результатов, на наш взгляд, следует, во-первых, изменить управление влиянием пространства образования на процесс формирования и функционирования молодежной субкультуры. Во-вторых, необходимы структурные изменения образовательного пространства, корректировка педагогических методов и средств, а также содержания обучения.

Развивающая роль образовательного пространства в формировании и функционировании молодежной субкультуры может стать подлинной и многоаспектной, что, безусловно, повлияет на формирование молодых людей как истинных субъектов выбора профессионального, жизненного пути, субъектов личностно-профессионального развития, самосовершенствования. В настоящее время важны не только теоретические разработки по проблеме «молодежные субкультуры», важен переход к практической работе и сотрудничеству с молодежью. Разрешение противоречия между пониманием важности решения этой практической задачи и недостаточным вниманием к молодежным проблемам позволит найти такие формы взаимодействия с молодежью, которые способствовали бы использованию ее творческого потенциала, стремления к самостоятельности, самоутверждению, активности в поисках идеалов и своего места в современном обществе.

Список литературы

  1. Актуальные проблемы молодежной субкультуры: Сб. статей / Под общей редакцией О.В. Красновой. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2008. - С. 8.
  2. Левикова С.И. Молодежная культура / С.И. Левикова. - 3-е изд. М.: Вузовская книга, 2007. - С. 4.
  3. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для суд. высш. учеб. заведений / А.В. Мудрик. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - С. 132.

Библиографическая ссылка

Мосиенко Л.В. МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 9. – С. 124-127;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25379 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674