Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Состояние социального интеллекта как интегральный показатель качества акмеологически ориентированной системы подготовки специалистов

Медведев В.П.
Проведенные автором теоретико-практические исследования показали, что сейчас, как никогда ранее, актуальной стала проблема формирования не только активной и творческой личности, а человека настроенного на достижение высоких профессиональных и социальных вершин. Социальная, психолого-физиологическая и педагогическая концепции личности исходят из того, что человек в своей жизнедеятельности оказывается включенным в процесс постоянного и неуклонного восхождения к все новым и новым высотам познания и преобразования мира. При этом главное состоит в том, что учение, познавательная деятельность, система отношений с другими людьми должны опираться на собственную активность личности в приобретении знаний, умений, навыков, творческих способностей, нравственных качеств. Следовательно, каждого вступающего в жизнь человека надо, прежде всего, научить учиться, привить интерес к познанию, к достижению наивысших результатов. Иначе говоря, современный специалист XXI века - это должен быть своего рода акмеологически ориентиро-ванный профессионал.

В Таганрогском авиационном колледже более пяти лет функционирует акмеологически ориентированная четырехуровневая  система непрерывного профессионального образования, включающая постоянно действующие подготови-тельные курсы, подготовку техника базового и  повышенного уровня, а также начальную подготовку инженера [1]. Для оценки  эффективности и результативности ее функционирования необходимо было разработать соответствующие показатели и механизм их измерения. Поиски инструментария для оценки результативности созданной системы привели к идее использования социологических подходов. При этом отправной точкой наших рассуждений была идея Ф.Бекона о том, что знание - сила. А ведь если сила, то значит - энергия, социальная энергия, энергия разума, энергия знаний. В любой образовательной системе в качестве одной из главных  задач является задача вооружения воспитанников системы именно знаниями,  т.е. по сути дела повышения социально-энергетического потенциала студентов.  От понятия социальной энергии, энергии знаний и социально-энергетического потенциала очевиден переход к понятию собственно социального интеллекта и его состоянию. Социальный интеллект может быть представлен как ряд профилей различных знаний, каждый из которых имеет свою энергоемкость, свой уровень активации в  n-мерном смысловом пространстве и свое фазовое состояние [2].

При этом  для определения состояния социального интеллекта важно зафиксировать отношение студентов к каждому из выбранных профилей  знания  в 6-х следующих смысловых пространствах:

  • интерес - значимость, актуальность в сравнении с другими, ценность, проблемность;
  • потребность - «удовлетворенность-неудовлетворенность» объемом имеющегося знания;
  • стимулы - «пакетное взаимодействие» потребностей и интересов;
  • вероятность изменений -  в ближайшие годы, «так, как мне надо, по своему сценарию»;
  • мотивация - «пакетное взаимо-действие»  интересов и вероятности изменений;
  • субъектность - «чувство хозяина», локус контроля.

Измерение  этих отношений предлага-ется вести на базе традиционной шкалы: удовлетворяет полностью, частично удовлетво-ряет, затрудняюсь ответить,  скорее неудовле-творяет, совсем неудовлетворяет (с использо-ванием соответствующей  бальной оценки).

Что же касается набора профилей знаний, то их может быть множество, но в качестве первоосновных - прото-профилей предлагаются следующие:

  • знания «о себе»;
  • знания «о людях»;
  • знания» о природе»;
  • знания «об обществе»;
  • знания «о политике»;
  • знания «об экономике».

Для фазового состояния при этом принимаются три основных состояния: активированное, нейтральное и дезактивированное.

Таким образом, социальный интеллект представляет собой многомерный и нелинейный общественный феномен, в котором имеются профили знаний, система отношений к ним и фазовые состояния. Расчет показателя социального интеллекта ведется с учетом состояния отношений к каждому из прото-профилей по специальному алгоритму.

Все приведенные выше рассуждения и позволили нам принять решение возможности  использования социального интеллекта в качестве показателя результативности при сравнении различных образовательных систем и педагогических технологий, т.к. именно его состояние показывает насколько удалось, не только передать студентам какие-то знания, но и сформировать отношение к ним,  актуализировать потребность в них  и их использовании.

В рамках комплексного социологического исследования «Энергия социального интеллекта населения среднего города России», выполнен-ного под руководством доктора социологических наук, профессора Чичилимова В.В.[2], была проведена работа по оценке  результативности функционирования разработанной системы подготовки специалистов. При этом в качестве показателя результативности нами был использован социальный интеллект.

В результате проведенного исследования нами были получены данные о состоянии социального интеллекта в различных учебных заведениях и для различных возрастных групп обучаемых: школьники 9-го и 11-го класса, студенты нашего колледжа, студенты других колледжей города и студенты вузов города.

Социальный интеллект учащихся 9-х классов

Виды знаний Смысловое пространство

Социал-энерг потенциал (СЭП)

Диспозиции (в индексах)

Индекс

Баланс, %

Интерес

 

Потреб

 

Стимул

 

Вероят

 

Мотивац

 

Субъект

 

+ к -

Социальный интеллект

92

95-3-2

89

97

93

76

82

73

1. Знания о себе

100

100-0-0

76

100

88

78

77

84

2. Знания о людях

86

89-8-3

84

81

82

65

74

70

3. Знания о природе

76

84-8-8

65

92

78

51

58

49

4. Знания об обществе

73

78-16-6

65

73

69

57

61

51

5. Знания об экономике

54

65-24-11

54

57

55

49

51

32

6. Знания о политике

35

59-16-25

38

46

42

16

27

32

Социальный интеллект  учащихся 11-х классов

Виды знаний Смысловое пространство

Социал-энерг потенциал (СЭП)

Диспозиции (в индексах)

Индекс

Баланс, %

Интерес

И

Потреб

П

Стимул

S

Вероят

В

Мотивац

М

Субъект

С

+ к -

Социальный интеллект

56

76-3-21

59

35

47

24

41

41

1. Знания о себе

85

91-3-6

79

88

84

50

65

71

2. Знания о людях

74

82-9-9

74

35

54

56

65

47

3. Знания о природе

35

65-6-29

26

41

34

9

18

24

4. Знания об обществе

44

68-9-23

32

32

32

29

31

44

5. Знания об экономике

24

59-6-35

32

15

24

21

26

3

6. Знания о политике

-9

41-9-50

0

-3

-1

-24

-12

-12

Социальный интеллект студентов авиационного колледжа

Виды знаний Смысловое пространство

Социал-энерг потенциал (СЭП)

Диспозиции (в индексах)

Индекс

Баланс, %

Интерес

И

Потреб

П

Стимул

S

Вероят

В

Мотивац

М

Субъект

С

+ к -

Социальный интеллект

85

90-5-5

68

60

64

63

66

71

1. Знания о себе

83

86-9-5

65

79

72

53

59

73

2. Знания о людях

70

79-10-11

61

61

61

51

56

58

3. Знания о природе

67

73-21-6

42

56

49

40

41

60

4. Знания об обществе

63

74-16-10

49

46

47

37

43

44

5. Знания об экономике

53

69-15-16

41

24

33

52

47

45

6. Знания о политике

33

54-24-22

27

8

17

21

24

32

Социальный интеллект  студентов колледжей города

Виды знаний Смысловое пространство

Социал-энерг потенциал (СЭП)

Диспозиции (в индексах)

Индекс

Баланс, %

Интерес

И

Потреб

П

Стимул

S

Вероят

В

Мотивац

М

Субъект

С

+ к -

Социальный интеллект

63

78-7-15

55

85

70

35

45

40

1. Знания о себе

85

93-0-7

85

93

89

73

79

70

2. Знания о людях

50

70-10-20

38

65

51

38

38

28

3. Знания о природе

60

75-10-15

55

83

69

20

38

25

4. Знания об обществе

43

63-18-19

40

58

49

15

28

18

5. Знания об экономике

28

58-12-30

38

23

30

15

26

13

6. Знания о политике

20

43-15-42

35

20

25

10

20

10

Социальный интеллект студентов вузов города

Виды знаний Смысловое пространство

Социал-энерг потенциал (СЭП)

Диспозиции (в индексах)

Индекс

Баланс, %

Интерес

И

Потреб

П

Стимул

S

Вероят

В

Мотивац

М

Субъект

С

+ к -

Социальный интеллект

75

85-5-10

76

54

65

59

68

60

1. Знания о себе

89

93-3-4

85

65

75

68

76

73

2. Знания о людях

83

89-6-5

80

51

66

64

72

67

3. Знания о природе

36

60-16-24

23

46

35

13

18

19

4. Знания об обществе

49

69-11-20

46

42

44

29

37

31

5. Знания об экономике

55

73-10-17

55

23

39

41

48

34

6. Знания о политике

47

67-11-22

45

21

33

33

39

33

Анализ приведенных результатов показывает, что показатели социального интеллекта студентов нашего колледжа являются самыми высокими среди учреждений профессионального образования и сама структура его показывает, что он находится в «разогретом» инициированном состоянии. Все это подтверждает результативность созданной нами системы подготовки акмеологически  ориентированного специалиста.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Медведев В.П. Система непрерывного профессионального образования акмеологической направленности ( из опыта Таганрогского авиационного колледжа им. В.М.Петлякова) - Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому  журналу «Среднее профессиональное образование» №5 (июль 2004г.)
  2. Чичилимов В.В. Энергия социального интеллекта населения среднего города России: Социологический дигитальный инфмодельный атлас - Таганрог, ТРТУ, 2002.

Работа представлена на IV общероссийскую конференцию с международным участием «Новейшие технологические решения и оборудование», г. Москва, 11-13 мая 2006 г. Поступила в редакцию 19.09.2006г.

Библиографическая ссылка

Медведев В.П. Состояние социального интеллекта как интегральный показатель качества акмеологически ориентированной системы подготовки специалистов // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 8. – С. 132-135;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24842 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674