В Таганрогском авиационном колледже более пяти лет функционирует акмеологически ориентированная четырехуровневая система непрерывного профессионального образования, включающая постоянно действующие подготови-тельные курсы, подготовку техника базового и повышенного уровня, а также начальную подготовку инженера [1]. Для оценки эффективности и результативности ее функционирования необходимо было разработать соответствующие показатели и механизм их измерения. Поиски инструментария для оценки результативности созданной системы привели к идее использования социологических подходов. При этом отправной точкой наших рассуждений была идея Ф.Бекона о том, что знание - сила. А ведь если сила, то значит - энергия, социальная энергия, энергия разума, энергия знаний. В любой образовательной системе в качестве одной из главных задач является задача вооружения воспитанников системы именно знаниями, т.е. по сути дела повышения социально-энергетического потенциала студентов. От понятия социальной энергии, энергии знаний и социально-энергетического потенциала очевиден переход к понятию собственно социального интеллекта и его состоянию. Социальный интеллект может быть представлен как ряд профилей различных знаний, каждый из которых имеет свою энергоемкость, свой уровень активации в n-мерном смысловом пространстве и свое фазовое состояние [2].
При этом для определения состояния социального интеллекта важно зафиксировать отношение студентов к каждому из выбранных профилей знания в 6-х следующих смысловых пространствах:
- интерес - значимость, актуальность в сравнении с другими, ценность, проблемность;
- потребность - «удовлетворенность-неудовлетворенность» объемом имеющегося знания;
- стимулы - «пакетное взаимодействие» потребностей и интересов;
- вероятность изменений - в ближайшие годы, «так, как мне надо, по своему сценарию»;
- мотивация - «пакетное взаимо-действие» интересов и вероятности изменений;
- субъектность - «чувство хозяина», локус контроля.
Измерение этих отношений предлага-ется вести на базе традиционной шкалы: удовлетворяет полностью, частично удовлетво-ряет, затрудняюсь ответить, скорее неудовле-творяет, совсем неудовлетворяет (с использо-ванием соответствующей бальной оценки).
Что же касается набора профилей знаний, то их может быть множество, но в качестве первоосновных - прото-профилей предлагаются следующие:
- знания «о себе»;
- знания «о людях»;
- знания» о природе»;
- знания «об обществе»;
- знания «о политике»;
- знания «об экономике».
Для фазового состояния при этом принимаются три основных состояния: активированное, нейтральное и дезактивированное.
Таким образом, социальный интеллект представляет собой многомерный и нелинейный общественный феномен, в котором имеются профили знаний, система отношений к ним и фазовые состояния. Расчет показателя социального интеллекта ведется с учетом состояния отношений к каждому из прото-профилей по специальному алгоритму.
Все приведенные выше рассуждения и позволили нам принять решение возможности использования социального интеллекта в качестве показателя результативности при сравнении различных образовательных систем и педагогических технологий, т.к. именно его состояние показывает насколько удалось, не только передать студентам какие-то знания, но и сформировать отношение к ним, актуализировать потребность в них и их использовании.
В рамках комплексного социологического исследования «Энергия социального интеллекта населения среднего города России», выполнен-ного под руководством доктора социологических наук, профессора Чичилимова В.В.[2], была проведена работа по оценке результативности функционирования разработанной системы подготовки специалистов. При этом в качестве показателя результативности нами был использован социальный интеллект.
В результате проведенного исследования нами были получены данные о состоянии социального интеллекта в различных учебных заведениях и для различных возрастных групп обучаемых: школьники 9-го и 11-го класса, студенты нашего колледжа, студенты других колледжей города и студенты вузов города.
Социальный интеллект учащихся 9-х классов
Виды знаний | Смысловое пространство | |||||||
Социал-энерг потенциал (СЭП) |
Диспозиции (в индексах) |
|||||||
Индекс |
Баланс, % |
Интерес
|
Потреб
|
Стимул
|
Вероят
|
Мотивац
|
Субъект
|
|
+ к - |
||||||||
Социальный интеллект |
92 |
95-3-2 |
89 |
97 |
93 |
76 |
82 |
73 |
1. Знания о себе |
100 |
100-0-0 |
76 |
100 |
88 |
78 |
77 |
84 |
2. Знания о людях |
86 |
89-8-3 |
84 |
81 |
82 |
65 |
74 |
70 |
3. Знания о природе |
76 |
84-8-8 |
65 |
92 |
78 |
51 |
58 |
49 |
4. Знания об обществе |
73 |
78-16-6 |
65 |
73 |
69 |
57 |
61 |
51 |
5. Знания об экономике |
54 |
65-24-11 |
54 |
57 |
55 |
49 |
51 |
32 |
6. Знания о политике |
35 |
59-16-25 |
38 |
46 |
42 |
16 |
27 |
32 |
Социальный интеллект учащихся 11-х классов
Виды знаний | Смысловое пространство | |||||||
Социал-энерг потенциал (СЭП) |
Диспозиции (в индексах) |
|||||||
Индекс |
Баланс, % |
Интерес И |
Потреб П |
Стимул S |
Вероят В |
Мотивац М |
Субъект С |
|
+ к - |
||||||||
Социальный интеллект |
56 |
76-3-21 |
59 |
35 |
47 |
24 |
41 |
41 |
1. Знания о себе |
85 |
91-3-6 |
79 |
88 |
84 |
50 |
65 |
71 |
2. Знания о людях |
74 |
82-9-9 |
74 |
35 |
54 |
56 |
65 |
47 |
3. Знания о природе |
35 |
65-6-29 |
26 |
41 |
34 |
9 |
18 |
24 |
4. Знания об обществе |
44 |
68-9-23 |
32 |
32 |
32 |
29 |
31 |
44 |
5. Знания об экономике |
24 |
59-6-35 |
32 |
15 |
24 |
21 |
26 |
3 |
6. Знания о политике |
-9 |
41-9-50 |
0 |
-3 |
-1 |
-24 |
-12 |
-12 |
Социальный интеллект студентов авиационного колледжа
Виды знаний | Смысловое пространство | |||||||
Социал-энерг потенциал (СЭП) |
Диспозиции (в индексах) |
|||||||
Индекс |
Баланс, % |
Интерес И |
Потреб П |
Стимул S |
Вероят В |
Мотивац М |
Субъект С |
|
+ к - |
||||||||
Социальный интеллект |
85 |
90-5-5 |
68 |
60 |
64 |
63 |
66 |
71 |
1. Знания о себе |
83 |
86-9-5 |
65 |
79 |
72 |
53 |
59 |
73 |
2. Знания о людях |
70 |
79-10-11 |
61 |
61 |
61 |
51 |
56 |
58 |
3. Знания о природе |
67 |
73-21-6 |
42 |
56 |
49 |
40 |
41 |
60 |
4. Знания об обществе |
63 |
74-16-10 |
49 |
46 |
47 |
37 |
43 |
44 |
5. Знания об экономике |
53 |
69-15-16 |
41 |
24 |
33 |
52 |
47 |
45 |
6. Знания о политике |
33 |
54-24-22 |
27 |
8 |
17 |
21 |
24 |
32 |
Социальный интеллект студентов колледжей города
Виды знаний | Смысловое пространство | |||||||
Социал-энерг потенциал (СЭП) |
Диспозиции (в индексах) |
|||||||
Индекс |
Баланс, % |
Интерес И |
Потреб П |
Стимул S |
Вероят В |
Мотивац М |
Субъект С |
|
+ к - |
||||||||
Социальный интеллект |
63 |
78-7-15 |
55 |
85 |
70 |
35 |
45 |
40 |
1. Знания о себе |
85 |
93-0-7 |
85 |
93 |
89 |
73 |
79 |
70 |
2. Знания о людях |
50 |
70-10-20 |
38 |
65 |
51 |
38 |
38 |
28 |
3. Знания о природе |
60 |
75-10-15 |
55 |
83 |
69 |
20 |
38 |
25 |
4. Знания об обществе |
43 |
63-18-19 |
40 |
58 |
49 |
15 |
28 |
18 |
5. Знания об экономике |
28 |
58-12-30 |
38 |
23 |
30 |
15 |
26 |
13 |
6. Знания о политике |
20 |
43-15-42 |
35 |
20 |
25 |
10 |
20 |
10 |
Социальный интеллект студентов вузов города
Виды знаний | Смысловое пространство | |||||||
Социал-энерг потенциал (СЭП) |
Диспозиции (в индексах) |
|||||||
Индекс |
Баланс, % |
Интерес И |
Потреб П |
Стимул S |
Вероят В |
Мотивац М |
Субъект С |
|
+ к - |
||||||||
Социальный интеллект |
75 |
85-5-10 |
76 |
54 |
65 |
59 |
68 |
60 |
1. Знания о себе |
89 |
93-3-4 |
85 |
65 |
75 |
68 |
76 |
73 |
2. Знания о людях |
83 |
89-6-5 |
80 |
51 |
66 |
64 |
72 |
67 |
3. Знания о природе |
36 |
60-16-24 |
23 |
46 |
35 |
13 |
18 |
19 |
4. Знания об обществе |
49 |
69-11-20 |
46 |
42 |
44 |
29 |
37 |
31 |
5. Знания об экономике |
55 |
73-10-17 |
55 |
23 |
39 |
41 |
48 |
34 |
6. Знания о политике |
47 |
67-11-22 |
45 |
21 |
33 |
33 |
39 |
33 |
Анализ приведенных результатов показывает, что показатели социального интеллекта студентов нашего колледжа являются самыми высокими среди учреждений профессионального образования и сама структура его показывает, что он находится в «разогретом» инициированном состоянии. Все это подтверждает результативность созданной нами системы подготовки акмеологически ориентированного специалиста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Медведев В.П. Система непрерывного профессионального образования акмеологической направленности ( из опыта Таганрогского авиационного колледжа им. В.М.Петлякова) - Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование» №5 (июль 2004г.)
- Чичилимов В.В. Энергия социального интеллекта населения среднего города России: Социологический дигитальный инфмодельный атлас - Таганрог, ТРТУ, 2002.
Работа представлена на IV общероссийскую конференцию с международным участием «Новейшие технологические решения и оборудование», г. Москва, 11-13 мая 2006 г. Поступила в редакцию 19.09.2006г.
Библиографическая ссылка
Медведев В.П. Состояние социального интеллекта как интегральный показатель качества акмеологически ориентированной системы подготовки специалистов // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 8. – С. 132-135;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24842 (дата обращения: 28.03.2024).