Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Котляр Л.М. Зайниев Р.М. Мазур Л.Е.
С момента присоединения России к Болонскому процессу важнейшим для Российского образования стали вопросы о путях интеграции его в европейское и мировое образовательное пространство. В силу большого отличия системы высшего и послевузовского образования в России и мировой системы образования, вопросы интеграции в мировое образовательное пространство включают в себя достаточно большой список направлений деятельности как специалистов системы вузовского образования, так и работников вузов, ППС и самих студентов. Как известно, целями образовательной политики стран, подписавших совместную декларацию в Болонье 19 июня 1999 года «Европейское пространство высшего образования», (Болонскую декларацию) являются:
  • принятие системы четких и сопоставленных степеней через специальное Приложение к диплому (Diploma Supplement) об академической квалификации выпускника, в целях расширения возможности для трудоустройства;
  • принятие двухступенчатой системы высшего образования с условиями присуждения степени по завершении первой ступени, которая должна быть востребована европейским рынком труда, как квалификация соответствующего уровня;
  • введение Европейской системы зачетных единиц (ЕСТS), как инструмента, необходимого для всемерного расширения студенческой мобильности;
  • расширение академической мобильности как студентов, так и преподавателей, научных сотрудников, административного аппарата вузов;
  • осуществления европейского сотрудничества в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставленных критериев и методологий;
  • развитие и внедрение необходимых европейских измерений в области научных исследований [1. с. 173-174].

Позднее, к этим целям в Берлине 19 сентября 2003 года добавились еще следующие цели:

  • обеспечение качества высшего образования на уровне учебных заведений, необходимости создания общих критериев и методик обеспечения качества;
  • повышение привлекательности Европейского пространства высшего образования с привлечением к этой работе социальных и экономических партнеров;
  • расширение возможности для всех граждан, в соответствии с их пожеланиями и способностями, пройти путь обучения в течение всей жизни;
  • устранение юридических препятствий в получении и признании совместно выданных дипломов и обеспечение качества совместных учебных программ, ведущих к получению совместно выданных дипломов [1, с. 187-188] .

Одной из сторон реализации этого процесса в российское образовательное пространство являются международные программы сотрудничества по совместной подготовке студентов, обмену студентами, программами, выдачей двойных дипломов, стажировки преподавателей, научные обмены и т.п. Если внимательно изучить уже имеющие международные договоры и соглашения вузов России с вузами зарубежных стран, то можно отметить следующее: абсолютное большинство этих соглашений касается подготовки кадров, в том числе и стажировка преподавателей, по гуманитарным специальностям («менеджмент», «лингвистика», «право»), в том числе и специальностям гуманитарных направлений классических университетов. Что же касается технических специальностей, то тут почти полное отсутствие каких-либо договоров, за исключением некоторых ведущих технических университетов России (МЭИ, МВТУ и некоторые другие). По-видимому, это объясняется очень большим отличием в подготовке специалистов для промышленного производства в России и за рубежом, отличием самой технической базы, уровней технологии на производстве в технических отраслях: машиностроении, приборостроении, производства товаров широкого потребления и т.п. Все это приводит к значительным трудностям по реализации Болонских соглашений по подготовке инженерно-технических кадров. Не случайно, профессорско - преподавательский состав технических вузов, да и потребители в лице промышленных предприятий не в восторге от замены подготовки специалистов на бакалавров и потребуется огромные усилия для того чтобы сломать стереотипы в каждом конкретном случае.

В частности, в Камской государственной инженерно-экономической академии, которая была открыта в1980 году как политехнический институт для подготовки инженерных кадров нового автогиганта «КамАЗ», эта проблема может быть решена с учетом специфики подготовки специалистов для автомобильной промышленности. В настоящее время «Автопром» России приказал долго жить. Сохранилась только небольшая ниша по грузовым автомобилям (КамАЗ, ГАЗ).что же касается производства Российских легковых автомобилей, то их производство в России практически закончилось. (Как величайшее достижение преподносилось открытие в Санкт-Петербурге завода по выпуску японских автомобилей).

Компании, производящие автомобили в России отказываются от наших специалистов, поскольку проектирование автомобилей и их агрегатов оставляют за собой. Исходя из этого, нам остается готовить бакалавров для обслуживания заводов по производству автомобилей. А для этого необходимо провести переподготовку имеющихся специалистов, а затем и профессорско-преподавательского состава вузов. Именно в этом секторе промышленности подготовка бакалавров не только целесообразна, но и необходима для обеспечения работы открывающихся по всей России заводов по производству легковых автомобилей.

Литература:

  1. Международные правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях: Европейское образовательное пространство: от Лиссабонской конвенции о признании до Болонского процесса. - М.: Готика, 2004. - 384с.

Библиографическая ссылка

Котляр Л.М., Зайниев Р.М., Мазур Л.Е. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 5. – С. 16-17;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23826 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674