Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

НАБЛЮДЕНИЕ КОРРЕЛЯЦИИ МЕЖДУ ИЗМЕНЕНИЕМ ДЛИННО-ШИРОТНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ГОЛОВЫ И ОСНОВНЫМИ ЭТАПАМИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Павлов А.В.
С возрастом изменяются топографическое положение, форма, количество борозд и извилин головного мозга. Особенно энергично этот процесс идет в первый год жизни ребенка, что находит свое отражение в изменении размеров черепной коробки и головы в целом.

Используя классификацию R.Martin (1928), мы попытались проследить изменение показателей длинно-широтного индекса у одних и тех же детей от момента рождения до одного года. Измерения проводились ежемесячно при помощи толстотного циркуля. В своей работе нами преследовалась цель выявить взаимоотношения между этапами развития ребенка на первом году жизни и краниометрическими показателями.

Первые наблюдения были проведены на первой неделе жизни младенцев. Среднее значение длины составляло 11,7 см, ширины 8,1см, длинно-широтного индекса 63,5, что соответствует ультрадолихоцефалической (УДЦ) форме головы. У этих же детей в возрасте одного месяца отмечается рост показателя длины головы - 12,9 см при сохранении среднего значения ширины практически неизменным-8,2см. Среднее значение индекса соответствует УДЦ (63,3). В этом возрасте дети способны фиксировать глазами яркие предметы, но на короткий срок, полностью отсутствует речь и лишь намечается слуховое сосредоточение, какая-либо целенаправленная деятельность отсутствует.

В возрасте трех месяцев постепенно увеличивается среднее значении ширины - 9,0 см, показатель длины головы остается на том же значении, что и в первый месяц: 12,9 см. Среднее значение индекса соответствует гипердолихоцефалической (ГДЦ) форме головы и составляет 69,6. В этот промежуток времени обнаруживаются значительные изменения в поведении ребенка: он способен, поворачивая голову, следить глазами за движущимися предметами, криком выражает неудовольствие, тянет предметы в рот, гулит.

В четыре месяца резко изменяется среднее значение ширины -9,3 см, при прежнем значении длины-12,9см. Среднее значение индекса соответствует долихоцефалической форме головы (ДЦ)- 71,8. Эти изменения сопровождаются переменами в развитии ребенка: поворачивается со спины и обратно, громко смеется, гуление становиться длительным, появляются певучие и гортанные звуки.

В шесть месяцев форма головы детей становится мезоцефалической - значение длинно-широтного индекса 78,3. Что обусловлено продолжающимся ростом поперечного размера. Среднее значение которого в этой возрастной группе 10,1 см. Среднее значение продольного размера сохраняется. Дети в этом возрасте активно стараются изучить окружающее пространство, различают чужих, дают комплекс оживления только при появлении хорошо знакомых людей. Наступает период повышенной чувствительности к звукам: внимательно чувствует разные звуки, вступает в «диалог» с взрослыми.

Последующие два месяца отличаются относительной стабильностью показателей: несколько увеличиваются оба размера, однако среднее значение индекса остается в пределах 75-79,9, что соответствует мезацефалической форме. В этот период дети ползают, пытаются ходить с опорой, появляются элементы лепетной речи.

В возрасте десяти месяцев наблюдается значительное увеличение поперечного размера головы: 11,5 см, при среднем значении продольного размера 13,5 см. Форма головы характеризуется как брахицефалическая со значением 85,2. Данный возрастной период характеризуется значительным развитием мелкой моторики ребенка: берет мелкие предметы двумя пальцами. Дети в этом возрасте активно передвигаются, стоят и поднимаются без опоры. В речи появляются отдельные слова, нередко эти слова носят слогоподражательный характер с заменой букв в слове при сохранении понятия о предмете, который данное слово обозначает.

К двенадцати месяцам средний показатель длинно-широтного индекса сохраняется в пределах брахицефалической формы, однако, появляются значения соответствующие гипербрахицефалической (85-89,9) и ультрабрахицефалической (90,0 выше) формам. В этом возрасте дети хорошо ходят, приседают без опоры, знают названия игрушек. Для годовалого возраста также характерно появление активной речи: обращение ко взрослым с целью что-то сообщить, нарастание словарного запаса, более правильное произношение слов.

Обобщая все выше сказанное, можно отметить определенную зависимость между увеличением поперечного размера головы и как следствие - переход формы головы от ультрадолихоцефалической к брахицефалической - и изменением основных показателей нервно-психического развития детей первого года жизни.


Библиографическая ссылка

Павлов А.В. НАБЛЮДЕНИЕ КОРРЕЛЯЦИИ МЕЖДУ ИЗМЕНЕНИЕМ ДЛИННО-ШИРОТНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ГОЛОВЫ И ОСНОВНЫМИ ЭТАПАМИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 9. – С. 60-61;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23566 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674