Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мугуев Г.И.
Новые цели образования, процессы гуманизации и демократизации в обществе привели к расширению прав образовательных учреждений, усилению регионализации образования. В связи с этим изменилась роль образовательных учреждений в образовательном пространстве, что требует отдельного исследования. Проблема формирования целостного образовательного пространства рассматривается нами в контексте внедрения системы непрерывного профессионального образования в интегрированном учебном заведении.
В настоящее время высшее профессиональное образование определяется как сфера общенациональных стратегических интересов России, приоритетами которой являются системные подходы и решения, ценности мировой и отечественной культуры, гуманистическая мораль, гражданственность, мировоззренческие взгляды и методологические решения, ориентированные на формирование новых поколений специалистов, способных к творческой, профессионально-ответственной деятельности, составляющих высшее достояние общества и государства.

Новые цели образования, процессы гуманизации и демократизации в обществе привели к расширению прав образовательных учреждений, усилению регионализации образования. В связи с этим изменилась роль образовательных учреждений в образовательном пространстве, что требует отдельного исследования. Проблема формирования целостного образовательного пространства рассматривается нами в контексте внедрения системы непрерывного профессионального образования в интегрированном учебном заведении.

Наши педагогические подходы к осуществлению интеграционных процессов в системе непрерывного образования основываются на философских идеях и мыслях, разработанных в трудах М. М. Бахтина [1, 2], Н. А. Бердяева [3], В. Гумбольта [5], Г. Гегеля [4], И. Канта [6], А. Маслоу [7], К. Роджерса [9] и др., где человек представляется высшей ценностью общества, отсюда целью общественного развития является непрерывное духовное, личностное, профессиональное совершенствование человека.

В современных условиях концепция непрерывного профессионального образования должна рассматриваться как инструмент экономической политики, направленной на повышение конкурентной способности, достижение более полной занятости населения, а также обеспечение профессиональной мобильности работников в связи с внедрением новых технологий, и должна строиться на следующих принципах: базисности, многоуровневости, диверсификации, взаимодополнения, маневренности, преемственности интеграции и гибкости.

Принцип базисности или базового образования реализуется через получение определенного образовательного старта, т. е. базовая общеобразовательная подготовка является своего рода «аттестатом зрелости».

Принцип многоуровневости предполагает наличие многих уровней и ступеней образования.

Принцип диверсификации предполагает расширение видов деятельности системы образования и приобретение новых, не свойственных ей ранее форм и функций.

Принцип взаимодополнения базового и последипломного образования относится к вектору профессионального мастерства или движения вперед человека в образовательном пространстве, так как в условиях непрерывного образования каждый человек должен будет всю свою жизнь продолжать свое образование, даже если он пойдет учиться на следующий образовательный уровень.

Принцип маневренности образовательных программ предполагает третий вектор движения человека в образовательном пространстве - это вектор профессиональной переориентации, который предусматривает возможную смену человеком на том или ином этапе жизненного пути, на той или иной ступени образования области деятельности или получения параллельного образования в двух или нескольких областях.

Принцип преемственности образовательных программ необходим для того, чтобы учащийся, студент, специалист мог свободно перемешаться в образовательном пространстве по всем трем векторам движения.

Принцип интеграции образовательных структур заключается в интеграции подсистем образования, превращение профессиональных образовательных учреждений в многопрофильные, многоуровневые многоступенчатые учебные заведения.

Принцип гибкости организационных форм проявляется через свободное перемещение человека в образовательном пространстве, когда обеспечиваются не только разнообразие форм обучения, но их гибкость и вариативность.

Основными направлениями реализации и развития Концепции непрерывного профессионального образования являются:

  • гуманизация профессионального образования как процесс и результат его переориентации на личность с целью ее социальной защиты в рыночных условиях;
  • демократизация профессионального образования как средство демократизации всего общества;
  • диверсификация профессионального образования как принцип построения новой образовательной системы;
  • опережающий характер профессионального образования как условие будущего устойчивого развития страны, экономики и социальной сферы;
  • информатизация профессионального образования;
  • интеграция науки и образования;
  • система работы с одаренной молодежью и формирование профессиональной элиты;
  • система подготовки и переподготовки педагогических кадров, способных работать в новых условиях;
  • система качества профессионального образования.

Проблемы гуманизации профессионального образования рассматриваются нами по А. Н. Новикову [8] через гуманизацию обучения, воспитания и фундаментализацию, что предполагает усиление общеобразовательной компоненты, выбор модульного или интегративного принципа построения содержания, переход на подготовку специалистов широкого профиля, выделение базисной подготовки, усиление научного потенциала и методологической подготовки, социально-ориентированный и личностно-деятельностный характер обучения и используемых педагогических технологий.

Демократизация профессионального образования предполагает необходимость и возможность, а также средства и условия реализации равных возможностей в получении профессионального образования и его бесплатный характер, открытость и многообразие профессиональных образовательных учреждений, сотрудничество обучающих и обучаемых, студенческое самоуправление, регионализация профессионального образования, международная интеграция и сотрудничество, негосударственные формы получения профессионального образования с учетом расширения имеющихся на всех уровнях полномочий.

Опережающий характер профессионального образования как условие будущего устойчивого развития страны, ее экономики и социальной сферы предполагает с этой целью пересмотреть содержание профессионального образования и технологий обучения с позиций саморазвития личности, повышения уровня образованности населения, мониторинга рынка труда, подготовки кадров по перспективным направлениям, учета географического положения и перспектив развития региона и страны в целом.

Диверсификация профессионального образования предусматривает создание условий для многообразия образовательных траекторий, обеспеченных неограниченным вариантом образовательных программ с учетом индивидуальных возможностей, потребностей и способностей личности в рамках новой типологии профессиональных образовательных учреждений.

Информатизация профессионального образования предполагает развитие современных информационных технологий и появление высокоскоростных каналов связи, что расширяет возможности использования этих технологий в профессиональном обучении и научных исследованиях. Для этого необходимо развитие территориальных сетей передачи данных, предназначенных для обеспечения доступа организаций образования, науки и культуры в российские и международные информационные сети, совершенствование сетевой инфраструктуры и информационного наполнения, создания условий для доступа учащихся и студентов профессиональных образовательных учреждений к мировым информационным ресурсам.

Результатом такой работы должна стать единая информационно-образовательная сеть в регионе, что позволит использовать новейшее программное обеспечение для обмена различной информацией от текстовых данных до видеоконференций, до применения интерактивных мультимедиатехнологий в учебном процессе, а также позволит сформировать межрегиональные данные рынка труда, провести анализ перспективных потребностей в профессиях и специальностях.

Интеграция науки и образования. В современном мире уровень науки и технологий во многом определят перспективу социально-экономического развития, качество окружающей среды, духовную и политическую культуру населения страны, защищенность личности и общества от воздействия опасных природных и антропогенных факторов. Исходя из этого, основными задачами решаемыми в научно-технической и инновационных сферах будут:

  • разработка механизма формирования и стимулирования платежеспособного спроса на высокие технологии и результаты научных исследований, отбор и реализация наиболее эффективных достижения науки и техники на основе федеральной контрактной системы;
  • концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники; структурная перестройка фронта научных исследований и разработок, их приоритетная поддержка со стороны государства в областях деятельности, существенных для обеспечения насущных и долгосрочных жизненно важных интересов человека, общества и государства;
  • создание инфраструктуры, обеспечивающей проведение и использование результатов таких исследований в общественно полезные научно-технические решения, коммерчески эффективные, экологически безопасные и конкурентоспособные технологии, товары и услуги;
  • создание системы действенных стимулов на федеральном и региональном уровне для повышения престижности научного труда, закрепления кадров и привлечения молодежи в научно-техническую и инновационную сферу;
  • формирование необходимых организационных, экономических, нормативно-правовых, информационных и других видов обеспечения научно-технической деятельности различных научных центров и институтов, исследовательских университетов и т. д. в целях достижения устойчивого развития общества.

Интеграция науки и образования позволяет развивать научное обеспечение системы образования, укрепить потенциал вузовской науки, решить задачи подготовки кадров для инновационной деятельности.

Важным направлением реализации Концепции является создание системы качества профессионального образования. Проблему качества необходимо рассматривать в трех аспектах - качество технологической подготовки специалистов, качество их экономической, рыночной подготовки, качество формированиях у них базисных квалификаций. С этой целью качество профессиональному образованию необходимо придать современную рыночную направленность, совершенно отличную от традиционной подготовки для бывшей плановой экономики. При этом выпускник должен владеть базисными квалификациями. К ним относятся такие компоненты подготовки, которые имеют внепрофессиональный или надпрофессиональный характер - владение компьютером, информационными технологиями, иностранным языком, навыками маркетинга и рекламы и т. д. И такая подготовка в нынешних условиях сегодня необходима любому специалисту, так как на рынке труда уже сложилась «формула» трудоустройства в фирмы с престижной зарплатой: высшее образование (любое), знание языка, владение компьютером.

Для достижения нового, современного качества образования на всех его образовательных уровнях следует решить ряд задач и выполнить условия.

На наш взгляд, в качестве основных направлений дальнейшего совершенствования и модернизации профессионального образования и повышения качества можно отнести следующие положения.

  1. Нужно реализовать опережающее профессиональное образование: уровень общего и профессионального образования рабочих и других специалистов, развитие их профессионализма и личности, в целом должен опережать развитие производства, его техники и технологии.
  2. Инновационные высшие образовательные учреждения, интегрирующие начальное, среднее и высшее профессиональное образование в одном учебном заведении и законодательное закрепление их статуса. Возможны два варианта создания таких интегрированных образовательных учреждений:

А) интегрированное образовательное учреждение создается на базе колледжа нового типа;

Б) интегрированное образовательное учреждение создается на базе высшего учебного заведения путем интеграции начального и среденего профессионального образования.

Выпускник такого интегрированного образовательного учреждения явялется практикоориентированным специалистом-инженером, владеющим квалификацией рабочего, техника и фундаментальными знаниями, умениями и навыками современного инженера, использующего в своей практической деятельности информационные технологии и знание хотя бы одного иностранного языка на профессиональной основе. Разработка и внедрение государственного стандарта на интегрированного специалиста.

3. Личностная ориентированность, дифференциация и индивидуализация образования при обеспечении государственных образовательных стандартов на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных учреждений.

4. Успешная реализация Концепции непрерывного профессионального образования.

5. Создание информационной среды в каждом учебном заведении и широкое использование в учебно-воспитательном процессе предовых педагогических технологий. Разработка и принятие соответствующих нормативов по их реализации.

6. Создание образовательных, учебно-научно-производственных и социокультурных комплексов, ресурсных центров, учебно-консультационных пунктов, развитие дистанционного образования и др. Добиться их нормативного обеспечения.

7. Введение профильного обучения в старших классах и интеграция старшей ступени школы с учебными заведениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бахтин М. М. К философии поступка //Философия и социология науки и техники: Ежегод. - М., 1986.
  2. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского (1929)//Махлин В. Л. Михаил Бахтин: философия поступка. - М., 1990. - С.49-54.
  3. Бердяев Н. А. Самопознание (Опыт философской автобиографии) М.: Мысль, 1990. - 31 с.
  4. Гегель Г. В. Философская пропедевтика//Гегель Г. В. Работы рвзных лет: В2Т. - М., 1971.
  5. Гумбольт В. Язык философии культуры: Пер. с нем./Общ. Ред. А. В. Гулыги, Т. В. Рамишвили. - М.: Прогресс, 1985.
  6. Кант И. Собрание сочинений: В 8т./Под общ. ред. А. В. Гулыги. - М.:ЧЕРО, 1994.
  7. Маслоу А. Психология бытия. - М.: «Рефл-бук», К.: Изд-во «Ваклер», 1997. - 300 с.
  8. Новиков А. М. Профессиональное образование России. М.: РАО, 1997.- 32 с.
  9. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Универс, 1994. - 480 с.

Библиографическая ссылка

Мугуев Г.И. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 2. – С. 37-41;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23132 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674