Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ В МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЦИКЛА ДИСЦИПЛИН СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ»

Ткаченко Л.А
В числе основных задач подготовки специалистов в современной высшей школе можно указать [1]:
  • развитие способности к адаптации в быстро меняющихся условиях в обществе, экономике, способности самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их для решения разнообразных профессиональных проблем;
  • умение грамотно работать с информацией, используя современные технологии;
  • эффективное использование информационных ресурсов, в том числе мировых, для решения поставленных задач.

Учебный план специальности «Экономика и управление» включает ряд дисциплин (информатика, информационные технологии в управлении, экономике и др.), призванных в определенной степени внести свой вклад в решение указанных задач подготовки специалистов в вузе.

Успешное освоение студентами любого учебного предмета в значительной степени зависит от методической обеспеченности образовательного процесса. Стремительное развитие науки и техники в сфере информационных технологий, смена и обновление знаний требует постоянного пересмотра лекционного материала и методической базы проведения семинарских и практических занятий. Издаваемые учебники и учебно-методические пособия часто содержат изначально уже неактуальную информацию.

Информационные технологии быстро расширяют сферу своего влияния в вузах, можно говорить о создании информационно-образовательной среды. Однако это непростой процесс, несмотря на большой прогресс в этом направлении за достаточно короткий период. Далеко не каждый вуз располагает соответствующими финансовыми средствами и может приобретать программные средства, информационные системы, обращение к которым будет ежегодно ограничено несколькими семинарскими занятиями; выход в Интернет определен небольшим объемом трафика.

Вместе с тем серьезную помощь в создании методического обеспечения учебного процесса предоставляют интернет-ресурсы. В качестве отдельных примеров обращения к таким ресурсам и успешного их использования в ряде тем преподаваемых дисциплин можно указать следующие.

Имитационное моделирование управления предприятием - cистема «Никсдорф Дельта», деловая игра, распространяется бесплатно Фондом Хайнца Никсфорфа в России. Моделирование охватывает различные стороны деятельности предприятия: маркетинговую, производственную, финансовую [2, 3]. Деловая игра вызывает интерес у студентов, в ходе проведения выполняется оценка деятельности предприятий, представляемых командами-участниками.

На сайте [4] пользователям предоставляется информация о системе Statistica фирмы StatSoft (США), электронный учебник, демо-версия системы, презентации по применению методов математической статистики в экономических приложениях, материалы по аналитическим исследованиям в маркетинге, анализу промышленных данных, финансовому анализу, управлению качеством, большое количество данных для обучения и проведения самостоятельных исследований в Statistica и другие материалы.

Демо-версия системы финансового планирования и контроля деятельности предприятия Project Expert [5] (компания «Проинвест-консалтинг»), назначение которой анализ эффективности инвестиций и управление инвестиционными проектами, позволяет ознакомиться с одной из популярных профессиональных финансовых систем, этапами работы по созданию проекта и его анализа.

Технологии искусственного интеллекта могут быть рассмотрены на семинарских занятиях на примере экспертных систем, демо-версии которых доступны на сайтах разработчиков [6, 7, 8]. Экспертная система "EXPO: 1001 Рекламоноситель" позволяет решать задачи по разработке рекламных кампаний, выставочных стендов, PR и промо-акций. Демо-версия программы-консультанта «Приемы журналистики и public relations» предназначена для решения творческих задач по созданию текстов (рекламных, учебных, публицистических), сценариев аудио- и видеороликов, речей и т.п. Программа построена на основе анализа 12 500 произведений литературы, журналистики и рекламы. Демо-версия программы HeadLiner/Заголовщик, созданной на основе анализа 6000 произведений, позволяет решать несколько классов задач, связанных с созданием: заголовков; рекламных слоганов; образных фраз; метафор; текстов баннеров; подписей под иллюстрациями; а также служит для поиска уместных цитат. Основное назначение программы «Приемы Менеджмента» - выявление явных и скрытых угроз, исходящих от сотрудников, партнеров, конкурентов и прогнозирование их динамики в будущем. Психосемантика и исследование мотиваций - назначение Vaal-mini [7]. Нейронным сетям посвящены материалы презентации на сайте [4]. КЭС АванГард («РискМенеджер-Анализ», «РискМенеджер-Контроль») [8] представляет интерес и в плане построения моделей угроз, моделей защиты информационной безопасности информационных систем, построения вариантов комплекса мер по повышению их безопасности.

Большой объем разнообразной информации (демо-версии, презентации, документация) для использования в учебном процессе собран на трех CD-дисках «Корпоративные информационные системы» [9]. Сборник включает материалы о 47 компаниях, представляющих на рынке более 60 наименований продуктов для комплексной автоматизации бизнеса.

Проведение семинарских занятий по сравнительной характеристике поисковых систем в Интернете, оценке релевантности результатов запросов является необходимой практической частью при рассмотрении соответствующего лекционного материала.

Тема «Интернет-экономика» расширяется за счет самостоятельного поиска студентами в Интернете по определенному направлению деятельности корпоративных информационных порталов, Web-сайтов компаний, интернет-бирж, интернет-магазинов, интернет-аукционов, примеров интернет-маркетинга, осмысления и анализа отобранных материалов, составления и защиты отчета.

Приведенные примеры - далеко не полный перечень материалов интернет-ресурсов, которые являются основой разработки методического обеспечения цикла дисциплин информатики и информационных технологий по специальности «Экономика и управление». Использование таких материалов повышает мотивацию к обучению, позволяет студентам более полно осмысливать и закреплять теоретические знания на семинарских занятиях, приобретать и развивать практические умения, накапливать профессиональный опыт.

Список литературы

  1. Кечиев Л.Н., Путилов Г.П., Тумковский С.Р. Информационно-образовательная среда технического вуза. http://www.cnews.ru/reviews/free/edu/it_russia/institute.shtml
  2. http://nixdorf.ru/
  3. Рудая И.Л. Стратегическая деловая игра «Никсдорф Дельта»: Учеб. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2002. 280 с.
  4. http://www.statsoft/ru/
  5. http://www.pro-invest.com/it/products/se/form.htm
  6. http://triz-chance.ru/demo.html
  7. http://www.vaal.ru/
  8. ftp://is.isa.ru/Moscow/
  9. http://www.cfin.ru/products/kis/index.shtml

Библиографическая ссылка

Ткаченко Л.А ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ В МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЦИКЛА ДИСЦИПЛИН СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ» // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 2. – С. 57-59;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22446 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674