Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

О ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Семчук Н.М.
Модернизация российского образования направлена на усиление его культурологической и аксиологической функций. В связи с этим проблема воспитания учащихся средствами учебного предмета "Биология" является весьма актуальной. Биологическое образование обладает огромным воспитательным потенциалом в силу специфики самой биологической науки как науки о жизни и методов ее изучения.

В последнее десятилетие в методику обучения широко внедряются современные инновационные педагогические технологии, которые, на наш взгляд, имеют высокий воспитательный потенциал. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж Кэролл, Б. Блум, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражены в научных трудах Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, Л.Я. Зориной, М.В. Кларина, И.Б. Сенновского, Г.П. Стефановой, Н.Ф. Талызиной, П.И. Третьякова и др.

В своем исследовании под педагогической технологией понимаем систему деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, построенную на определенной идее (игра, общение, диалог, разработка проекта и т.д.) и в соответствии с принципами организации, реализующими эту идею. На основе исследования мы определили те педагогические технологии, которые обладают мощным воспитательным потенциалом и должны включаться в образовательный процесс по биологии для достижения целей воспитания школьников. Дадим их характеристику.

Интерактивные технологии - организация обучения и воспитания в малых группах сотрудничества, позволяющие добиться активного участия каждого школьника. В них небольшие группы учащихся работают над решением каких-то задач, выполнением заданий. В группе важно мнение каждого, и результат работы каждой группы важен для общего результата. Работая в малой группе, ученик активно участвует во всем, что происходит на занятии, объясняет другим то, что понял сам. При этом школьник не узнает о чужих открытиях, а открывает новое сам, то есть занимает активную исследовательскую позицию. Очень важно организовать работу так, чтобы каждый школьник осознал результаты занятия для группы и для самого себя.

В интерактивные технологии включены приемы, обеспечивающие включение всех сфер личности ребенка и поддерживающие его интерес и активность в течение всего занятия. Одни из них помогут пробудить у школьника интерес и желание участвовать в работе, то есть создадут мотивацию. Другие направлены на то, чтобы помочь ученику сделать обзор, осмыслить происходящее на занятии, выразить свои впечатления, пригодятся для проведения рефлексии. Третьи помогут снять напряжение, переключить внимание.

Анализ показал, что интерактивные технологии обладают рядом особенностей, которые позволяют использовать их для воспитания в образовательном процессе по биологии: организация процесса приобретения нового опыта и обмена имеющимся, позволяющая максимально использовать личностный опыт каждого участника; использование социального моделирования; обеспечение атмосферы сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Наше исследование показало, что для достижения целей воспитания в образовательном процессе важна технология проектирования. Под проектом понимается способ поэтапной организации и описания деятельности, направленной на изучение или осуществление изменений в окружающей природной или социальной среде за ограниченное время и с использованием ограниченного ресурса. Группа учащихся выбирает тему, выделяет подтемы и задачи, формулирует цели, совместно определяет сферу деятельности, проводит запланированные работы преимущественно в малых группах, завершает проект с осмыслением для группы и социального окружения, реферирует и документирует проделанную работу.

На наш взгляд, воспитательный эффект технологии проектирования обусловлен тем, что в ней обеспечиваются межпредметные связи, ориентация на интересы учащихся, осуществляется связь с реальной жизнью, происходит взаимодействие когнитивной, эмоциональной и волевой сфер личности ученика, организуется межличностное общение школьников.

Игровые технологии основаны на использовании в образовательном процессе игры в качестве целенаправленного средства формирования личности школьника. Игры способствуют вовлечению школьников в условную, увлекательно-развлекательную деятельность, обладающую большим внушающим, суггестивным воздействием, содержащую изучаемые знания, умения, ценностные ориентации. Игра вызывает у учеников разнообразные эмоционально-психические состояния переживания, углубляющие познание, возбуждение, внутренние стимулы, влечения к учебной работе, снимающие напряжение, усталость, ощущение перегрузок. Игра моделирует жизненные ситуации или условные взаимодействия людей, вещей, явлений, позволяет школьникам проявить личностное отношение к ним и к окружающему.

В воспитательном отношении игра помогает ученикам преодолеть внутреннюю неуверенность, способствует самоутверждению, раскрепощенному, наиболее полному проявлению своих сил и возможностей; создает условия для перевода аксиологических и культурологических аспектов учебного содержания в личностно-значимые и социально значимые отношения и убеждения.

Личностно-коммуникационная технология является одним из видов технологий личностно ориентированного образования, основы которого разработаны в исследованиях Е.В. Бондаревской, З.И. Васильевой, Е.А. Мясоедовой, В.В. Николиной, В.В. Серикова, А.П. Тряпициной и др. Основными положениями данной технологии являются следующие: признание уникальности личности школьника, который выступает в качестве субъекта деятельности, носителя субъективного навыка, складывающегося задолго до влияния специального опыта, организуемого обучением в школе; концепция ценностного обмена, осуществляемая в межличностном взаимодействии.

Ведущими методами личностно - коммуникативной технологии являются диалог и дискуссия. Это организуемый обмен мнениями, в котором школьники отстаивают личные субъективные точки зрения по изучаемому вопросу. Диалог и дискуссия создают обстановку свободного воспроизведения школьниками имеющихся знаний, эмоционально насыщенную атмосферу, психологическое напряжение, что способствует глубокому проникновению учеников в истину, прочному ее усвоению, переводу знаний учеников в личностно-значимые и социально-значимые отношения и убеждения.

Воспитательные функции диалога и дискуссии обеспечиваются: проблемностью, присущей биологическому содержанию; значимостью для ученика проблемной ситуации; интересом к содержанию, процессу диалога и субъектам общения; незавершенностью диалога как способа реализации духовных потребностей ученика; готовностью личности к обмену ценностями и ориентировке в системе ценностей. Воспитательный эффект участия школьников в диалоге и дискуссии проявляется в формировании у них стремления к активному выражению своей точки зрения, стойкости и убежденности в ее отстаивании, умения критически подходить к чужим и собственным суждениям. Дискуссия и диалог позволяют учителю диагностировать состояние культурного кругозора, общего развития учеников, их интеллектуальную находчивость, умение слушать других, соблюдать правила спора, а также их способность интеллектуально и эмоционально воздействовать на товарищей.

Таким образом, в результате проведенного исследования выяснили, что для достижения воспитательных целей биологического образования эффективно использование инновационных педагогических технологий: интерактивных, проектирования, игровых, личностно-коммуникационных. Несмотря на то, что в основе педагогических технологий лежат разные идеи, их воспитательный эффект основан на том, что они организуют процесс приобретения школьниками нового опыта и обмен имеющимся, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений. Все это обеспечивает перевод имеющихся у учеников знаний в социально значимые взгляды, ценностно-ориентированные отношения, мотивационно-ценностные убеждения.


Библиографическая ссылка

Семчук Н.М. О ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 4. – С. 74-76;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=21906 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674