Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,909

ЭКОЛОГО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЛОЙ СРЕДЫ И ЕГО МЕСТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ВУЗОВ

Пуляевская Е.В.
Последниe исследования в области организации жилой среды* позволяют дополнить процесс архитектурного проектирования, учитывая психолого-экологический подход. Идея о слитности человеческого существования со средой его обитания, в том числе материальной, впервые наиболее ярко была представлена в "теории поля" Курта Левина. Каждый уровень организации жилого пространства вырабатывает свои языки: вербальный, язык экспрессии внешнего тела, язык эмоций, патологический язык внутренних органов, язык сознательного и бессознательного. Для поддержания целостности необходим информационный обмен различных его уровней, не возможный без интерпретации и понимания смыслов передаваемой информации. Знаки и символы являются актами, запечатлевающими информацию внешнего и внутреннего в жизненном пространстве человека. Так как взаимодействие человека с жилой средой определяются рядом факторов: внешними природными (географические, климатические, временных физические и филогенетические), культурными (культурно-исторические, социокультурные); внутренними природными (индивидуально-генетические, биологические, физиологические), культурными (духовные, мировоззренческие).

Интегрированный подход в анализе и проектировании жилого пространства человека в совокупности с информационно-кибернетическим подходом в современном научном мышлении, теорией синергетики, применимой к социальным и биологическим объектам и системам, кибернетической теорией возникновения интересов, мотивов, эмоций при столкновении организма с новизной. Это создает теоретические предпосылки для представления жилого пространства человека, как сложной информационной системы и определить основные положения:

  • проектирование жилой среды не на уровне универсальных принципов, а в их привязке к конкретной территориальной единице: регион, город, село, деревня, усадьба; к культурно-этническим традициям, а также личностным: стремление к уединенности, потребность в личном пространстве, предпочтение районов и психофизиологическим особенностям человека;
  •  человек и жилая среда рассматриваются как единая система, при этом важным является представление о различии "объективной среды" и "среды поведения", которая формируется самой личностью и на которую она и реагирует;
  • единство цветового и объемно-пространственного решения, соответствие местному ландшафту и природно-климатическим условиям; создание психологического комфорта и защищенности, преодоление монотонности и невыразительности архитектурного облика.

Такой подход позволяет установить взаимосвязи между переменными среды и различными психологическими характеристиками человека, его поведением, что важно учитывать на всех стадиях архитектурного проектирования в процессе архитектурного образования.


* В результате интеграции в различных отраслях знаний по экологии, психологии, эргономики, дизайна, архитектуры, посвященных изучению человека, способам его выживания и жизнедеятельности в природной, социальной и материальной художественно-предметной среде во второй половине ХХ века возникает ряд научных направлений таких как: "Ecological psychology" и "Environmental psychology", Психология взаимодействия человека с окружающей средой; Психология взаимодействия с архитектурной и пространственной средой; Инженерная психология (Ю.Г. Абрамова, 1995; Е.В. Лапин, Е.Г. Епифанов, 1995; В.И. Панов, 1999; С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, 1999;T. Niit, M. Raudsepp, M. Heidmets, 2002,

Красиков Ю.В. Фролова С.В., 2003 и др.)

Библиографическая ссылка

Пуляевская Е.В. ЭКОЛОГО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЛОЙ СРЕДЫ И ЕГО МЕСТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ВУЗОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 2. – С. 112-112;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=21679 (дата обращения: 17.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252