Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,916

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF READINESS OF STUDENTS OF THE COLLEGE TO ADDRESSING THE INVOLVEMENT IN CYBERACTIVISTS ACTIVITIES

Didenko E.V. 1 Gafarova E.A. 1 Didenko G.A. 2
1 Federal State Educational Institution of Higher Education South Ural State Humanitarian Pedagogical University
2 Federal State Budget Educational Institution of Higher Education South Ural State Medical University
Статья посвящена теоретическому обоснованию комплекса педагогических условий формирования готовности обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность: 1) рефлексивно-ценностное сопровождение обучающихся при анализе ситуаций и выполнении заданий по информационной безопасности в киберпространстве; 2) формирование системы внутреннего противодействия вовлечению в киберэкстремистскую деятельность посредством реализации принципа предосторожности во время рефлексивно-ценностного сопровождения в учебной и внеучебной деятельности; 3) включение в проектные задания по дисциплинам информационного цикла в качестве содержательного контента информации юридического, технологического и акмеологического направлений профилактики киберэкстремизма. В статье подчеркивается, что рефлексивно-ценностное сопровождение направлено на оказание педагогического содействия формированию ценностных ориентаций личности, ее способности осознавать и анализировать процесс собственной деятельности в определенном направлении. В данном исследовании – это направление на противодействие личности обучающегося вовлечению в киберэкстремистскую деятельность. Принцип предосторожности заключается «в разграничении информации, ее детальном оценивании и принятии ответственного решения о ее трансляции с четким осознанием последствий». Рефлексивно-ценностное сопровождение и формирование системы внутреннего противодействия вовлечению в киберэкстремистскую деятельность в учебной деятельности осуществляется в процессе изучения дисциплин информационного цикла, в том числе при выполнении проектных заданий. В заключении статьи делается вывод о том, что реализация выделенного комплекса педагогических условий будет способствовать эффективному формированию готовности обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность, позволит обучающимся качественно анализировать информацию в сети Интернет, выявлять проявления киберэкстремизма и противодействовать им, руководствуясь общечеловеческими ценностями.
The article is devoted to the theoretical substantiation of the selected complex of pedagogical conditions of formation of readiness of College students to counteract the involvement in cyber-extremist activities, considered in the complex: 1) reflexive-value support of students in the analysis of situations and tasks on information security in cyberspace; 2) formation of a system of internal counteraction to involvement in cyber-extremist activities through the implementation of the precautionary principle during reflexive-value support in educational and extracurricular activities; 3) inclusion in the project tasks on the disciplines of the information cycle as the content of information of legal, technological and acmeological directions of prevention of cyber-extremism. The article emphasizes that the reflexive value support is aimed at providing pedagogical assistance to the formation of value orientations of the individual, its ability to understand and analyze the process of their own activities in a certain direction. In our study, it is a direction to counteract the personality of the student to engage in cyber-extremist activities. The precautionary principle is «division of information, its detailed assessment and making responsible decisions about her broadcast with a clear awareness of the consequences». Reflexive-value support and formation of a system of internal counteraction to involvement in cyber-extremist activities in educational activities is carried out in the process of studying the disciplines of the information cycle, including the implementation of project tasks. In conclusion, the article concludes that the implementation of the selected set of pedagogical conditions will contribute to the effective formation of the readiness of College students to counteract the involvement in cyber-extremist activities, allow students to qualitatively analyze information on the Internet, identify manifestations of cyber-extremism and counteract them, guided by universal values.
cyber-extremism
pedagogical conditions
formation of readiness of students of College
counteraction to involvement in cyber-extremist activity
system of internal counteraction to involvement in cyber-extremist activity
the precautionary principle

В условиях активного применения информационных технологий во всех областях жизни людей и роста киберугроз, включающих распространение информации экстремистского характера, актуализируется проблема подготовки квалифицированных специалистов на всех уровнях профессионального образования к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность, в том числе обучающихся колледжа как специалистов среднего звена. Согласно Федеральному закону РФ «Об образовании в Российской Федерации», «среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования» [1]. Реализация данных потребностей у обучающихся в современном обществе не может обойтись без воспитания гражданственности, патриотизма, привития общечеловеческих и культурных ценностей, подготовки обучающихся к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность.

Под готовностью обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность будем понимать «сложное, динамично развивающееся качество личности обучающегося, проявляющееся на субъективном уровне в виде системы, которая интегрирует в себе когнитивно-целевой, процессуально-рефлексивный и аксиологический компоненты…» [2].

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке комплекса педагогических условий формирования готовности обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность.

Одной из задач исследования является выявление и теоретическое обоснование комплекса педагогических условий формирования готовности обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность. В рамках данной статьи мы раскроем результаты решения данной задачи.

Материалы и методы исследования

Для решения задачи исследования использовались следующие теоретические научные методы: изучение психолого-педагогической, методической, философской литературы и диссертационных исследований по изучаемой проблеме, теоретический анализ, понятийный анализ, обобщение существующих исследований по данной теме.

Учитывая различные подходы к пониманию содержания понятия «педагогические условия», мы под педагогическими условиями формирования готовности обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность понимаем совокупность мер учебно-воспитательного процесса, соблюдение которых способствует переходу обучающихся колледжа на более высокий уровень сформированности их готовности к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность.

Основными путями к выявлению педагогических условий формирования готовности обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность являются следующие: учет социального заказа общества на подготовку квалифицированных специалистов среднего звена; учет специ- фики среднего профессионального образования; использование возможностей теоретико-методологических подходов (системно-процессного, аксиологического, личностно-деятельностного, рефлексивного подходов); выявление особенностей подготовки обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность. При определении педагогических условий мы придерживались мнения Н.М. Яковлевой, согласно которому совершенствование педагогического процесса достигается не за счет отдельных, случайно выбранных условий, а их взаимосвязанного комплекса [3].

Опираясь на данные положения, мы пришли к выводу, что наиболее значимыми, существенно влияющими на эффективность формирования готовности обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность являются следующие педагогические условия, рассматриваемые в комплексе:

1. Рефлексивно-ценностное сопровождение обучающихся при анализе ситуаций и выполнении заданий по информационной безопасности в киберпространстве.

2. Формирование системы внутреннего противодействия вовлечению в киберэкстремистскую деятельность посредством реализации принципа предосторожности во время рефлексивно-ценностного сопровождения в учебной и внеучебной деятельности.

3. Включение в проектные задания по дисциплинам информационного цикла в качестве содержательного контента информации юридического, технологического и акмеологического направлений профилактики киберэкстремизма.

Выделенные педагогические условия образуют комплекс, так как они взаимосвязаны, объединены общей целью, взаимно дополняют друг друга в совокупности и позволяют обеспечить готовность обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность, поскольку каждое из условий способствует формированию компонентов (аксиологического, процессуально-рефлексивного и когнитивно-целевого) системы готовности.

Раскроем сущность выделенных нами условий при подготовке обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность.

Понятие «сопровождение» определяется в исследованиях ученых как «особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи – патронажа» (Н.Г. Осухова) [4, с. 5]; «деятельность, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения проблем жизненного выбора» (Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына) и др. Важным моментом в данных определениях является то, что сопровождение подразумевает взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого с целью создания для него благоприятных условий в принятии решения в различных ситуациях жизненного выбора. Для нашего исследования важно разобраться с понятием «педагогическое сопровождение». С точки зрения В.А. Сластенина, педагогическое сопровождение – это «процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности ученика в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога» [5, с. 129].

Г.Я. Гревцева и М.В. Циулина, рассматривая педагогическое сопровождение как «создание социально-культурных, организационно-управленческих условий, обеспечивающих решение ценностно значимых, исследовательских (педагогических) задач в процессе профессиональной подготовки обучающихся вуза», делают акцент на рефлексию и ценности [6]. Педагогическое сопровождение с акцентом на рефлексию и ценности рассматривается учеными как рефлексивно-ценностное. В сфере образования происходит усвоение обучающимся основных общечеловеческих ценностей и формируются соответствующие ценностные ориентиры, которые определяют модель поведения личности в разных жизненных ситуациях.

Рефлексия, как составляющая рефлексивно-ценностного сопровождения, в нашем исследовании обеспечивает формирование личностного оценочного отношения обучающегося колледжа к совершаемой им деятельности в сети Интернет, без чего невозможно формирование готовности обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность.

Создание условий, определение форм и методов деятельности составляют ядро рефлексивно-ценностного педагогического сопровождения. Формирование готовности обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность может осуществляться посредством оказания преподавателем помощи, содействия, поддержки, которые обеспечивают эффективность данного процесса. При этом главным является то, что рефлексивно-ценностное сопровождение направлено на оказание педагогического содействия формированию ценностных ориентаций личности, ее способности осознавать и анализировать процесс собственной деятельности в определенном направлении. В нашем исследовании – это направление на противодействие личности обучающегося колледжа вовлечению в киберэкстремистскую деятельность.

Исходным положением для формирования теоретических основ педагогического сопровождения является личностно-деятельностный подход, в логике которого субъект деятельности сам определяет свое личностное развитие через деятельность и общение и несет за свой выбор ответственность. Поэтому одна из главных задач рефлексивно-ценностного сопровождения процесса формирования готовности обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность не только оказать своевременную помощь и поддержку личности, но и научить ее выбирать различные альтернативы, самостоятельно преодолевать трудности, разбираться в сути проблемной ситуации и находить план ее решения. Рефлексивно-ценностное сопровождение играет важную роль в подготовке обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность в связи с психологическими особенностями данной возрастной группы, т.е. юношеского возраста. В этот период молодежи присущи односторонность оценок, категоричность, нетерпимость, максимализм, когда действительность кажется мрачной. Такое видение жизни проявляется социальной критикой, негативизмом, внутренней напряженностью и как следствие – вступлением в ряды экстремистов. Рефлексивно-ценностное сопровождение учебной деятельности обучающихся выполняет компенсаторную и адаптивную функции. Компенсаторная функция направлена на облегчение процесса обучения с поддержкой и помощью педагога при анализе и решении задач по безопасности информации в сети Интернет и профилактике киберэкстремизма. Адаптивная функция связана с поддержанием комфортных условий протекания учебного процесса и направлена на формирование личностного оценочного отношения обучающегося к совершаемой им деятельности в киберпространстве. Для более эффективного формирования готовности обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность во время рефлексивно-ценностного сопровождения в учебной и внеучебной деятельности необходимо обеспечить формирование системы внутреннего противодействия вовлечению в киберэкстремистскую деятельность посредством реализации принципа предосторожности.

Принцип предосторожности заключается «в разграничении информации, ее детальном оценивании и принятии ответственного решения о ее трансляции с четким осознанием последствий» [7]. Важно понимать, что следовать этому принципу и признавать ответственность за свою деятельность будут люди не на принципах цензуры, а только добровольно на основе нравственных ограничений.

Нравственные ограничения Н.В. Жадунова и Е.А. Коваль понимают как «самопонуждение к нормативному поведению». Чтобы сохранить систему ценностных ориентаций для конструктивного социального взаимодействия студент по собственной воле ограничивает реализацию тех действий, которые противоречат ее собственным нормативным (религиозным, моральным, правовым и др.) убеждениям. Принцип предосторожности является инструментом коллективного сознания, когда напрямую не вовлечённые в киберэкстремизм люди сдерживают личную, а опосредованно, и групповую агрессию путем ответственного отношения к собственным сообщениям, «перепостам», «лайкам», транслируемым через сеть Интернет на широкую аудиторию [7].

Рефлексивно-ценностное сопровождение и формирование системы внутреннего противодействия вовлечению в киберэкстремистскую деятельность в учебной деятельности осуществляется нами в процессе изучения дисциплин информационного цикла, в том числе при выполнении проектных заданий. Проектное задание представляет собой самостоятельную работу обучающихся, направленную на разработку информационных объектов при поддержке преподавателя. Полученные новые знания в результате выполнения проектного задания будут практическим результатом или идеальным информационным продуктом, предметом – информация, которая изучается и используется для разработки проекта, a информационный объект – объектом учебной деятельности.

В проектные задания по дисциплинам информационного цикла включено создание следующих информационных объектов: разработка презентаций, электронных учебных пособий, компьютерных тестов, сайтов. Например, при изучении программы PowerPoint студенты знакомятся с возможностями этой программы, ее интерфейсом. На практике студенты разрабатывают самостоятельно презентации, содержательным наполнением которых является информация по профилактике киберэкстремизма. Темы содержательного контента формулируются преподавателем и выдаются студентам на занятии. В ходе выполнения подобных проектных заданий у обучающихся формируются четкие представления о киберэкстремистской деятельности, методах вовлечения в данный вид деятельности и способах противодействия этому явлению; формируются информационные умения противодействия угрозам в сети Интернет и ценностные ориентации личности в ситуациях вовлечения в киберэкстремистскую деятельность.

Для эффективной подготовки обучающихся колледжа к противодействию киберэкстремистской деятельности содержательный контент проектов возможно разделить согласно направлениям профилактики киберэкстремизма на юридический, технологический и акмеологический. Юридический контент включает в себя нормативно-правовую базу Российской Федерации, например Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», стратегию противодействия экстремизму в РФ до 2025 г. Технологический контент включает в себя информацию о программно-технических средствах анализа и фильтрации трафика в сети Интернет, средствах защиты от противоправного контента, компьютерных атак и т.д. Акмеологический контент включает в себя информацию о духовно-нравственном воспитании, воспитании межэтнической и межконфессиональной дружбы, патриотизма и гражданственности, культуры мирного поведения, о формировании системы ценностей у молодого поколения по противодействию киберэкстремистской деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате проведенного исследования нами выделен комплекс педагогических условий формирования готовности обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность. В процессе реализации комплекса происходит формирование компонентов (аксиологического, процессуально-рефлексивного и когнитивно-целевого) системы готовности: во время рефлексивно-ценностного сопровождения обучающихся осуществляется формирование ценностных ориентаций личности в отношении отрицания идей киберэкстремизма; посредством реализации принципа предосторожности происходит формирование системы внутреннего противодействия вовлечению в киберэкстремистскую деятельность; при выполнении проектных заданий, содержащих информацию юридического, технологического и акмеологического направлений профилактики киберэкстремизма, происходит овладение обучающимися знаний о киберэкстремистской деятельности и формируются информационные умения противодействия угрозам в сети Интернет.

Выводы

Таким образом, выделенный комплекс педагогических условий будет способствовать эффективному формированию готовности обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность, а также развитию рефлексивной позиции с опорой на ценности и идеалы, критическому восприятию информации, получению знаний о киберэкстремизме, формированию умений безопасной работы с информацией в сети Интернет. Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим: в теоретическом обосновании введения в адаптированную структурно-функциональную модель формирования готовности студентов колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность выделенного комплекса педагогических условий; в экспериментальной проверке выделенного комплекса педагогических условий; в разработке и апробации методики формирования готовности обучающихся колледжей к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность.