Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

SOCIO-PEDAGOGICAL DESIGN AS A FACTOR OF FORMATION OF PHYSICAL CULTUREFUTURE SPECIALISTS’UNIVERSAL COMPETENCES

Fedotova G.A. 1 Chistyakova E.G. 1
1 Yaroslav-the-Wise Novgorod State University
The article reveals the relevance and importance of students’inclusion in a socio-pedagogical design. It has beenprovedthat astudent period is a favourable period for the formation of professional and personal values. The essence of «a social project» and «a socio-pedagogical design»concepts is revealed. A social project is considered as an innovation in social environment, positively significant for people, an instrument of social changes and a creative process. A socio-pedagogical design isthe way of pedagogical processorganizing which carries out the interaction of the subjects in the process of achieving social and personally significant goalsharmoniously.One’s own vision and algorithm of a social and pedagogical design organizingby the students of a higher education institution on the basis of the reflective analysis of the researches concerning this problemare offered. Necessary conditions for its effectivenessare identified: integration, subjective integration and value-motivational attitude. The stages and types of students’activities in a design process arerevealed, i.e. analytical, scientific and theoretical, designing, active and reflexive. The necessity of reflection after each design stage is especially emphasized. The results of students’inclusion in this type of activity are presented through the example of the project «A yard area is as a developing environment». It has beenproved that socio-pedagogical design technology does not only reflects the contents but also provides the formation of graduates’universal competences.
a socio-pedagogical design
physical culturefuture specialists
the formation of universal competences

Укрепление репродуктивного здоровья населения страны и создание благоприятных условий формирования мотивации к организации здорового образа жизни выступают ценностно-целевой парадигмой государственной политики Российской Федерации. Согласно данным Росстата за последние три года произошло не только сокращение числа детских оздоровительных лагерей на 1,7 тыс. и снижение потребительских расходов населения на организацию отдыха и культурных мероприятий, но и увеличение численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума на 3,5 млн человек [1, с. 160, 232, 236]. Перед специалистами в области физической культуры объективно существует проблема разрешения противоречия между необходимостью реализации государственной политики в области физической культуры и отсутствием возможности основной массы населения страны воспользоваться различными физкультурно-оздоровительными или развивающими физическое здоровье мероприятиями. Выход из создавшего положения нам видится в привлечении будущих специалистов в области физической культуры к социально-педагогическому проектированию и реализации проектов в социальной среде на основе человеко-центрированного подхода и принятия ими субъектной позиции. Если рассматривать студенчество как благоприятный период формирования профессионально-личностных ценностей, ярко выраженной потребности в созидательно-творческой деятельности в рамках общественных отношений, благодаря способности критического оценивания себя и окружающих, аргументированности оригинальных решений, то их включение в социально-педагогическое проектирование не только удовлетворит индивидуальные потребности, но и обеспечит формирование универсальных компетенций в процессе профессиональной подготовки.

Цель исследования: выявить влияние социально-педагогического проектирования на формирование универсальных компетенций будущих специалистов в области физической культуры.

Материалы и методы исследования

Анализ научно-методических работ позволил определить сущность ведущих понятий нашего исследования «социальный проект», «социально-педагогическое проектирование». Так, в исследованиях ряда ученых социальный проект рассматривается как нововведение в социальной среде, положительно значимое для людей [2]; инструмент социальных изменений [3]; творческий процесс конструирования системы социальных действий [4] (рис. 1).

fed1.tif

Рис. 1. Сущность понятия «социальный проект»

Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что социальный проект – это инновационно-творческий процесс, реагирующий на конкретную социальную проблему, разрешение которой обеспечивает удовлетворение потребностей субъектов социума и воздействует на развитие социальной ситуации. Заметим, что для достижения результативности социального проекта используются различные средства и ресурсы – материальные, социальные, интеллектуальные и др. Однако профессионально-педагогическая составляющая в данном случае развивается не столь успешно.

Одним из видов проектирования выступает социально-педагогическое, о необходимости включения данного вида деятельности в образовательный процесс учащейся молодежи все чаще поднимается вопрос. Именно в этом случае гармонично интегрируются социально-содержательный и профессионально-личностный аспекты образования. Ведущий ученый в области социально-педагогического проектирования И.В. Власюк, отмечая значимость данного вида деятельности, рассматривает его как целенаправленную деятельность по разработке и прогнозированию на основе проективной модели системы мер и основных направлений семейной политики, ориентированной на ценности семьи и предназначенной к массовому использованию в социально-педагогических системах [5]. Рассмотрим содержательную характеристику понятия «социально-педагогическое проектирование» (рис. 2).

fed2.tif

Рис. 2. Сущность понятия «социально-образовательный проект»

Нам близка позиция И.В. Вагнер в раскрытии сущности понятия «социально-педагогическое проектирование» как способа организации педагогического процесса, где гармонично осуществляется взаимодействие трех субъектов (преподаватель, студент и группа заинтересованных лиц социальной среды) в процессе достижения социальных и личностно значимых целей. Действительно, при таком подходе создаются благоприятные условия для принятия студентами субъектной позиции в процессе разрешения социальной проблемы собственными силами, т.е. педагогическими средствами.

Анализ опыта внедрения социально-педагогического проектирования в образовательный процесс позволил нам выявить необходимые условия результативности данного процесса, к которым относятся:

– интегративность как государственная, общественная и личностная значимость проекта; интеграция по содержанию (полученные знания и умения по разным дисциплинам в процессе проектирования); по способу деятельности (интеграция в социальную среду в рамках взаимодействия с различными социальными партнерами или заинтересованными лицами);

– субъектная включенность – самореализация личности в созидательно-творческой деятельности;

– ценностно-мотивационная позиция – стимулирование к социальному творчеству, ориентированному на овладение социальным опытом и организацию самостоятельного поиска новых решений в социально значимых инициативах с целью создания среды духовно-нравственного развития её субъектов [9].

Следует отметить, что у бакалавров уже имелся некоторый опыт организации проектной деятельности в социальной среде в рамках проведения акции «Добровольцы – детям» для детей-сирот и воспитанников воскресных школ, а для пожилых людей – спартакиада «Будь здоров» [10]. Ценностными ориентирами в данных проектах выступало осознание участниками значимости и необходимости физической культуры в плане личностного развития. Однако системно-целостного видения процесса и результата социально-педагогического проектирования у студентов не возникло.

Очевидна объективная потребность вовлечения бакалавров, будущих специалистов в области физической культуры и спорта, в процесс социально-педагогического проектирования, включающий в себя определенную последовательность этапов и основных видов деятельности студентов:

1. Аналитический – сбор эмпирических данных, систематизация, обобщение и выявление проблемы по заданной теме.

2. Научно-теоретический – анализ научных и научно-методических разработок, позволяющих разрешить существующие проблемы.

3. Проектировочный – разработка проекта и программы мероприятий по его реализации с участием заинтересованных лиц.

4. Деятельностный – реализация программы действий в социальной среде.

5. Рефлексивный анализ результатов и причин затруднений, выявление возможных способов их предотвращения; анализ изменений в социальной среде и в личностном росте.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрим более подробно деятельность студентов на каждом этапе социально-педагогического проектирования на примере проекта «Дворовая территория как развивающая среда».

Аналитический этап. На данном этапе анализ досуговой деятельности детей и подростков проводился в микрорайоне новостройки со стандартным набором спортивных сооружений и детской площадкой. В рамках включенного наблюдения было установлено, что данные объекты использовались нерационально для создания развивающей среды дворовой территории, что и предопределило постановку проблемы. Депроблематизация заключалась в разработке цели, а также задач и инструментария для её достижения.

Студенты осуществили декомпозицию поставленной цели проекта в задачах, т.е. заменили решение одной большой цели решением серии взаимосвязанных, но более простых задач: выявили имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта, осуществили поиск необходимой информации для достижения задач проекта и последовательность шагов для достижения заданного результата.

Кроме того, составлен паспорт спортивных сооружений и детской площадки, проведен анализ досуговой занятости детей и подростков, выявлены образовательные возможности дворовой территории.

На следующем этапе – научно-теоретическом – осуществлялся отбор источников информации и анализ различных точек зрения на поставленные задачи. В результате проделанной работы определена характеристика развивающей среды, выявлены психолого-педагогические подходы взаимодействия с детьми разного возраста и возможности использования спортивных сооружений для развития их физических качеств и двигательных способностей.

Результатами проектировочного этапа выступали несколько позиций:

- разработана программа спортивных мероприятий на определенный срок;

- создана картотека развивающих упражнений, игр и конкурсов для каждого вида спортивного сооружения с учетом возраста участника;

- разработаны варианты сценариев спортивных мероприятий, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями;

- определены роли студентов в команде (за проведением каждого мероприятия была закреплена конкретная группа и назначен руководитель из числа студентов);

- уточнена тактика взаимодействия с заданной категорией людей в соответствии с возрастными, этническими особенностями (родители детей, председатель товарищества собственников жилья и др.);

- организованы активные группы (отряд помощников) подростков и взрослых для проведения мероприятий.

Деятельностный (внедренческий) этап осуществлялся в течение недели. Реализовывалась программа спортивно-развивающих мероприятий. Каждый день был посвящен конкретной теме (например, «Планета игр», «В гости к Айболиту», «Внимание, пешеход!», «Олимпийский день», «Твоя дорога к спорту» и др.).

Руководитель команды студентов отвечал за распределение временных и материальных ресурсов, осуществлял деловую коммуникацию, обеспечивал обмен информацией между членами команды. Особое внимание уделялось безопасности проведения мероприятий и созданию условий, способствующих сохранению жизни и здоровья детей.

Информационная поддержка (объявления о предстоящем мероприятии, результаты соревнований и конкурсов) осуществлялась через написание пресс-релизов, оформление фотогазет и экрана соревнований на досках объявлений, а также размещения в сети Интернет на сайте ТСЖ.

На закрытии спортивной недели с подведением итогов и будущих мероприятий выступали студенты – руководители, а также председатель ТСЖ и наиболее активные родители.

Рефлексивный этап социально-педагогического проектирования проходил в форме проблемного семинара и включал в себя анализ результатов и причин затруднений при реализации проекта, выявление возможных способов их предотвращения. В своих выступлениях студенты отметили, что организация и проведение спортивных мероприятий такого рода предопределяет более серьезное отношение к результатам собственной образовательной деятельности в вузе. Педагогические приемы и способы взаимодействия с детьми и подростками не вызывали особых затруднений. Однако при работе с взрослым населением студенты отмечали недостаток знаний по андрагогике.

Были установлены ряд затруднений: выбора оптимального варианта на основе анализа различных точек зрения на поставленные задачи; привлечение взрослого населения к организации и проведению мероприятий; отсутствие возможности отслеживания изменений в социальной среде дворовой территории, которые возникли благодаря реализации данного социально-педагогического проекта.

Необходимо отметить, что каждое выделенное затруднение возникает на конкретном этапе социально-педагогического проектирования. Следовательно, существует объективная необходимость проведения рефлексии после каждого этапа.

Выводы

Гипотетическим предположением нашего исследования выступало определение влияния социально-педагогического проектирования на формирование универсальных компетенций будущих специалистов в области физической культуры. В ходе исследования установлено, что одним из важных условий выступает четкое выполнение алгоритма процесса проектирования с рефлексией этапов не только самого процесса проектирования, но и полученного личностного образовательного продукта. Это, в свою очередь, предопределяет приобретение способности осуществлять поиск, анализ и синтез содержания, необходимого для решения социальной проблемы, применять системный подход для решения поставленных задач в контексте интеграции по содержанию (социологии, педагогики, андрагогики, психологии и др.) и способу деятельности (социальное взаимодействие с различными возрастными группами в рамках принятия совместного решения и реализация собственной роли в команде) для достижения целевой установки – депроблематизации социальной среды. Все это и определяет сущность универсальных компетенций студентов. Осознание логики и овладение инструментарием решения социальной проблемы возможностями физической культуры является мощным фактором социально-педагогической активности студентов, формирования индивидуального профессионального опыта с различными слоями населения, актуализации внутренних возможностей саморазвития и создания пространства для самореализации личности в социальном творчестве.