Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

EXPERIMENTAL THEATER CENTERS’ TYPOLOGICAL ARCHITECTURE FEATURES FORMATION

Makarova E.E. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Learning State university of land use planning
At present, the cultural environment becomes a key concept of modern society. State policy in the sphere of culture is aimed at developing and realizing the cultural and spiritual potential of each individual and society as a whole. The modern stage of development of the theatrical business, both in the world and in Russia, is characterized by an increased interest of the society towards objects offering a wide range of services. On the territory of the Russian Federation there are mainly repertory theaters, which do not have a service infrastructure that generates revenue. The fund of domestic theatrical buildings in the majority make up the theaters located in historical buildings. The relevance of the topic is determined by the desire of many cultural and entertainment institutions to create an appropriate modern space for the full satisfaction of the population’s requests. The article deals with the architecture of the experimental theater center (ETC) as a new polyfunctional object that has modern external characteristics, functional and technological properties. The innovation consists in the creation, by actual methods and means, of a typologically new object, formed on the classical representation of the theater. The purpose of this work is the development of typological features of the formation of an architecture for creating a space-planning solution of an object of this type. The author, on the basis of the revealed features, formulated the principles of designing an experimental theater center in the structure of a large city: multifunctionality, the variability of the composition scheme, the transformability, universality. The results of the research can be used in: creating task programs, methodological recommendations, normative documents; course and diploma work in higher architectural educational institutions; projects, construction of modern theater buildings and reconstruction of existing ones.
modern architecture
typology
design
public building
cultural and entertainment institution
experimental theatre center
multifunctional transforming hall

В настоящее время культурная среда становится ключевым понятием современного общества. Государственная политика в сфере культуры направлена на развитие и реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом [1]. Современный этап развития театрального дела, как в мире, так и в России, характеризуется повышенным интересом общества к объектам, предлагающим широкий спектр услуг посетителям. В статье рассматривается архитектура экспериментального театрального центра (ЭТЦ), как нового полифункционального объекта, который обладает современными внешними характеристиками, функциональными и технологическими свойствами.

Целью данной работы является разработка типологических особенностей формирования архитектуры для создания объемно-пространственного решения объекта данного типа.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: провести анализ зарубежного и отечественного опыта проектирования и строительства театров; на основе изученного опыта выявить типологические особенности формирования архитектуры экспериментальных театральных центров и факторы, влияющие на размещение театральных центров в структуре города; разработать модели экспериментальных театральных центров. Новация заключается в создании актуальными способами и средствами типологически нового объекта, формирующегося на классическом представлении театра.

Материалы и методы исследования

В качестве объекта исследования рассматривается архитектура экспериментальных театральных центров. Методы исследования – комплексный анализ исторического и современного опыта архитектурной теории и проектной практики театрального строительства. Инструментарий исследования включает: анализ и обобщение опыта строительства театральных зданий; натурные изыскания с визуальным наблюдением и фотофиксацией; расчетные показатели и статические данные; сравнительный анализ проектно-графических материалов; типологический метод и нормативный подход; системный анализ, позволяющий рассматривать во взаимосвязи различные факторы формирования и развития объектов культурно-зрелищного назначения; экспериментальное проектирование.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ существующей практики проектирования и строительства многофункциональных театральных зданий за рубежом показал большое разнообразие градостроительных условий проектирования, объемно-планировочной структуры зданий, функциональных характеристик, технологического обеспечения, фасадного решения.

Чтобы расширить диапазон использования объектов исполнительского искусства, сделать их более универсальными и привлекательными для посетителей, их пространство все чаще совмещают с другими общественными местами, такими как учебные заведения, кинотеатры, офисные здания [2].

На территории Российской Федерации существуют в основном репертуарные театры, которые не имеют сервисной инфраструктуры, приносящей доход. Фонд отечественных театральных зданий в основном составляют театры, расположенные в исторических постройках. За минувшие годы только в крупных городах страны были проведены реконструкция старых театров (Московский театр на Таганке, Театр Сатиры, Театр «Модерн», Гоголь-центр и др.) и приспособление существующих зданий различного назначения под театры (Геликон-опера, Театрально-культурный центр им. Вс. Мейерхольда, Театральный центр «Вишневый сад» и др.), проектирование и строительство новых зданий театров совершается в меньших размерах и медленнее (Филиал МХТ им. Чехова, Мастерская Петра Фоменко, Мариинский театр – 2 и др.) (рис. 1).

mak1a.tif

Рис. 1. Статистические данные по театрам и их количеству в районах Москвы

Однако в ситуации растущего распространения средств массовой информации, многообразия и популярности различных направлений массовой культуры театр может оставаться конкурентоспособным, сохранять свою родовую самоценность, социальную и художественную видовую незамещенность, способность к мобильному и гибкому саморазвитию [3].

Противоречия, образующиеся между существующими решениями театральных зданий и современными требованиями целевого назначение объекта – недостаточное технологическое оборудование, рабочее время театрального пространства, спектр предложений для проведения досуга зрителями, необходимость ярко выраженной архитектуры, расположение в структуре города.

Эти вопросы привлекают внимание многих зарубежных и отечественных ученых и архитекторов. Среди них можно отметить работы: Ю.П. Гнедовского, А.В. Анисимова, В.Д. Красильникова, Г.Б. Бархина, К.А. Смолиной, В.П. Генералова, В.Н. Дмитриевского, А.В. Висловой, А.Ю. Воробьева, В.Е. Быкова.

Актуальность темы определена стремлением многих отечественных культурно-зрелищных учреждений, в частности театров, создать соответствующее для полного удовлетворения запросов населения, привлекающее посетителей современное пространство. Это пространство должно являться не просто площадкой для театральных спектаклей, а стать местом для проведения досуга, кинопоказов, концертов, общественно-праздничных мероприятий, банкетов и балов, научных и политических мероприятий. Для него будет характерна мобильность, гибкость, адаптивность и универсальность. Таким образом, появляется предложение по созданию современного театрального здания нового типа, включающего в себя различные дополнительные функции, формирующегося на классическом представлении театра.

Экспериментальный театральный центр (ЭТЦ) – зрелищный объект полифункционального назначения, совмещающий главный вид деятельности – театральный, вспомогательные – образовательный, досуговый, выставочный [4]. Он обладает современными внешними характеристиками, функциональными и технологическими свойствами. Благодаря увеличенному графику работы, центр вовлекает в свое пространство людей разных возрастных групп, социального статуса, профессии не только в часы вечерних представлений, но и на протяжении всего дня.

Достижение архитектуры подобно постановке театра: успешный результат зависит от сотрудничества. Для создания театральной архитектуры необходим альянс экспертов: архитекторов, дизайнеров, театральных технологов, акустиков, инженеров, режиссеров, продюсеров, исполнителей и др. Взаимодействие их усилий и места, в котором они находятся, определяет качество театрального опыта – как для зрителя, так и для исполнителя [5].

Факторами, воздействующими на формирование объемно-пространственного решения экспериментального театрального центра, являются: существующая сеть культурно-зрелищных учреждений, общественная потребность, целевая аудитория, градостроительная ситуация, стилистика окружающей застройки, ограниченность материальных средств.

Грамотная интеграция ЭТЦ в градостроительную организацию любого города – важное условие эффективности функционирования объекта. Выбор участка во многом определяет масштаб и значимость центра. Участки для строительства необходимо выбирать недалеко от станций метро, в местах, привлекательных как для жителей города, так и для инвесторов. Комплексный подход к проектированию поможет искусно разместить проектируемый объект в существующую градостроительную застройку – зажатую (например, Большой театр в Альби, Театр Эвримен в Ливерпуле, Театр Шекспира в Гданьске) или открытую (например, Оперный театр в Осло, Han Show Theatre в Ухане, Национальный театр в Манаме).

Одной из типологических особенностей формирования архитектуры экспериментального театрального центра является решение генерального плана участка, выбранного для размещения объекта. На схеме планировочной организации земельного участка располагаются помимо хозяйственного двора, необходимого для жизни театра, выставочная зона (постоянная и временная экспозиции), площадки для театральных постановок, служащие также рекреационными зонами. Не следует забывать о расположении инженерных построек, парковочных мест, озеленении. Рекомендуемая площадь земельного участка для размещения ЭТЦ 7–14 тыс. кв. м.

Функционально-планировочное решение экспериментального театрального центра считается главной чертой образования архитектуры объекта. Внутреннее деление пространства экспериментального театрального центра происходит на часть, открытую для потребностей посетителей, и служебную, относящуюся к скрытому театральному процессу. Функциональное зонирование опирается на взаимосвязь помещений классического театра – входная зона, санитарно-гигиеническая, зрительская, технологическая, складская, репетиционная, административная, производственная, хозяйственная и функционально новых помещений – выставочных, образовательных, досуговых. Связующим звеном является многофункциональное пространство, образованное комбинацией театрального фойе с помещениями досуговой и выставочной функции, которое формирует мощный парадный аккорд, определяющий тональность всего здания. В объеме ЭТЦ предлагается размещение таких помещений, как лекционные аудитории, театральные студии, кружки, тренажерный зал, музей, мастерские, склады, репетиционные залы и др. Взаимосвязи помещений должны обеспечивать как совместную, так и раздельную работу, а также универсальное использование помещений. А композиционные, конструктивные и функциональные характеристики основного планировочного элемента – зрительного зала со сценой – играют определяющую роль в объемно-планировочном решении центра и должны обеспечивать комфортные условия как для зрителей, так и для артистов. Площадь застройки одного здания ЭТЦ составит не более 5 тыс. кв. м, нескольких объемов в сумме не более 10 тыс. кв. м. В стесненной градостроительной ситуации предполагается формирование компактного объема по вертикали, на свободной территории возможно здание с развитой планировочной организацией (рис. 2).

mak2aa.tif

Рис. 2. Функционально-планировочная структура экспериментальных театральных центров

Ядром объемно-планировочного решения объекта является многофункциональный зал-трансформер. Вследствие трансформации (планировочной, которая не затрагивает форму и объем зала, или пространственной, изменяющей как форму, объем зала, так и количество залов) зрительских мест и сцены зал будет использоваться для постановки спектаклей и концертов, просмотра кино, проведения лекций, показов, презентаций, конференций, как помещение для инсталляций. Трансформация может осуществляться с помощью подъемно-опускных площадок, подвесного потолка, подвижных перегородок, мобильных зрительских мест и др. технических средств. Благодаря преобразованию зрительного зала за непродолжительный период времени будет возможность провести в нем несколько мероприятий за день, что будет экономически выгодно. В зависимости от вместимости театральных объектов возможно размещение одного зала не более 800 мест или нескольких залов не более 500 и до 100 мест в едином объеме театрального центра или в нескольких зданиях на территории участка, вследствие чего состав помещений и площади могут изменяться. Основные требования, предъявляемые к зрительному залу – создание условий наилучшей видимости и хорошей акустики. Для соблюдения комфортных условий пребывания в таком зале учитываются габариты зала, форма, используемая отделка поверхностей. Гибкость решения сценического пространства позволит осуществить эксперимент режиссера и подготовку молодых актёров на должном уровне. Тем самым сохраняется преемственность передачи профессионального театрального мастерства, осуществляется возможность создания новых экспериментальных театральных постановок вне привычных театральных пространств, появляется возможность предоставить зрительские помещения в аренду для проведения различных мероприятий.

Раскрыта специфика развития архитектуры экспериментальных театральных центров – стилистика фасадного решения, которая базируется на выявлении уровня композиционной значимости ЭТЦ в рассматриваемой градостроительной ситуации, проведенном анализе окружающих зданий, современных материалах и финансовых возможностях. Пассивная степень – по принципу лаконичной интеграции в окружающую застройку (например, Театр в Сен-Назере, Театр Lyric в Белфасте), активная – путем противопоставления историческому окружению (например, Театр де Ступ в Спейкениссе, Театр Дза-Коэндзи в Токио). Главной проблемой при интеграции объекта в существующую градостроительную систему является формирование уникального по своей архитектуре объекта с сохранением окружающей архитектурно-исторической среды. В мире идут поиски «новой одежды» для фасадов. В отделке могут использоваться различные классические отделочные материалы – кирпич, бетон, стекло, металл и др., современные системы – вентилируемые фасады, медиафасады, обеспечивающие бесконечный ряд восприятия фасадов одного здания и позволяющие преобразить его через многие годы. Возможна трансформация фасадов, которая является методом адаптации архитектуры в проектную ситуацию, путем динамики внешней поверхности или изменения всего объема здания. Каждое решение экстерьера здания носит зрелищный, эстетический, рекламный характер. Методы, которые может применять проектировщик для формирования достойного внимания и запоминающегося образа, безграничны.

Интерьер ЭТЦ может как отражать историческое представление о театре, так и отвечать современным тенденциям. Вариативность интерьера осуществляется с помощью освещения, медиа, музыки и др. видов современной техники. Эстетизация конструкций, мобильность элементов, сочетание различных текстур, форм и цветов – тенденция, проявляющаяся в решении внутреннего пространства.

На основе выявленных особенностей сформулированы принципы проектирования экспериментального театрального центра в структуре крупного города:

– принцип многофункциональности, подразумевает интеграцию в театральное здание других типологических функций;

– принцип вариабельности композиционной схемы, основан на решении задач объемно-планировочной структуры объекта: функциональное зонирование, состав помещений и их взаимосвязь, форма здания;

– принцип трансформируемости, выражен в обеспечении пространства современным технологическим оборудованием;

– принцип универсальности, предполагает внедрение объекта в существующую застройку.

Разработана типологическая модель формирования объемно-пространственного решения экспериментальных театральных центров, в которой отображены основные положения исследования (рис. 3).

mak3a.tif

Рис. 3. Типологическая модель формирования объемно-пространственного решения экспериментальных театральных центров

Заключение

Рассмотрев в данной работе архитектуру экспериментального театрального центра как нового типа современного общественного многофункционального пространства культурно-зрелищного назначения, можно предположить, что описанный объект станет эффективным компонентом городской структуры для организации театральной деятельности и проведения досуга посетителями, будет являться важным фактором развития сети театральных зданий на территории России, а также задаст общее направление в актуальном творческом осмыслении современной театральной архитектуры.

Результаты исследования могут быть использованы в создании программ-заданий, методических рекомендаций, нормативных документов; в курсовых и дипломных работах в высших архитектурных учебных заведениях; в проектах, строительстве современных театральных зданий и реконструкции существующих.