Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

EDUCATIONAL MILIEU POSSIBILITIES IN FORMATION OF ACTIVITY COMPONENT OF PERSONAL PHYSICAL EDUCATION

Velichko E.N. 1 Ledovskaya O.A. 2 Smorodin V.V. 2
1 Orenburg Regional Children and Youth Sports School»
2 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «Orenburg state University»
Any educational process is always subjective. Its subject is a community of teaching staff and students. It is necessary to identify educational milieu possibilities in formation of activity component of personal physical education. The educational milieu is created by the individual, as every person develops according to his or her individual characteristics and creates own space, the vision of values and the knowledge priorities in the entry of professional culture. In the terms of the solution of the designated problem it is necessary to use the concept «educational potential of the institution.» There are 2 levels in the concept «potential», they are formal level and real level. On the basis of the research, it is possible to define that the educational milieu of educational institution has the motivational, intellectual, technological and humanistic possibilities in the formation of activity component of personal physical education.
personal physical education
activity component
educational milieu
educational potential

Успешная реализация процесса формирования личности человека и ее физической культуры обеспечивается не только совокупностью методов, принципов, средств и форм физической культуры, но и влиянием всей системы образования.

Любой образовательный процесс имеет ценностные основания, целевые ориентиры, структуру и формы, технологическую оснастку, результативность, системы измерителей; он всегда субъективен. Его субъекты, если говорить об образовательном процессе учебного заведения, – это общность педагогического коллектива и обучающихся.

Представляется необходимым выявить возможности образовательной среды учебного заведения, его воспитательного пространства в формировании деятельностного компонента физической культуры личности.

В.И. Попова [8], изучив понятие среды и ее роль в жизнедеятельности индивидуума, вскрывает следующие зависимости:

– среда оказывает как развивающее, так и формирующее влияние на систему, соответственно, предоставляя свободу выбора, или ограничивая выбор возможностей;

– развитие ведет к появлению индивидуально-неповторимого в личности, к формированию типического в ней, к осреднению; чем шире круг возможностей, тем однозначнее формирование типа, детерминированного активными факторами среды;

– развивающая роль среды усиливается в точках бифуркации (переломные, кризисные моменты) являющихся точками роста социальных систем; формирующая роль среды обнаруживает себя в промежутках, в интервалах между этими точками;

– положение о том, что среда способна развивать индивидуальность и формировать через определенный образ жизни социальный тип, позволяет ее рассматривать как потенциальное средство управления становлением человеческой личности.

Близким к понятию «образовательная среда» является понятие «образовательное пространство».

Образовательное пространство в педагогике понимается как специально организованная педагогами вместе с воспитанниками «среда в среде». Эта среда создает не только дополнительные, но и принципиально новые возможности развития личности воспитуемого [8, С. 14].

Анализ идей о воспитательном пространстве позволяет отобрать несколько положений, характеризующих данный феномен:

– пространство – это освоенная среда;

– понятие «среда» и «пространство» не идентичны: если среда – это данность, которая не является результатом конструктивной деятельности человека, то пространство есть результат педагогического освоения этой данности;

– воспитательное пространство не складывается само по себе или приказом сверху; оно рождается внутри педагогической действительности, благодаря специально организованной деятельности;

– воспитательное пространство должно быть единым (когда внутренние и внешние силы направлены на достижение единства) [1, С. 10].

Большинство авторов сходится на определении образовательной среды как части социокультурного пространства, зоны взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов. С одной стороны, образовательная среда обладает несколькими уровнями – от федерального, регионального до основного своего первоэлемента – образовательной среды конкретного учебного заведения, группы, например. С другой стороны, образовательная среда создается индивидом, поскольку каждый развивается сообразно своим индивидуальным особенностям и создает свое собственное пространство вхождения в профессиональную культуру, свое видение ценностей и приоритетов познания. Исходя из этого, в решении заявленной проблемы представляется оправданным использовать гибкий средовой подход [3].

Образовательной средой, очевидно, следует считать то поле (пространство), которое находится близко к субъекту образования, то есть отвечает требованиям конкретности, определенной специфике, то есть пространство, имеющее относительно постоянный характер. Образовательное пространство гораздо шире, более системно, чем среда, оно включает «дальнее» и не всегда специфичные объекты – условия, которые, однако, могут в определенных обстоятельствах вторгаться в среду образования.

Наряду с рассмотренными выше понятиями, в аспекте решения проблемы формирования деятельностного компонента физической культуры личности представляется необходимым использовать понятие «образовательный потенциал учебного заведения».

Потенциал представляет собой совокупность взаимодействующих сил, заключенных в той или иной материально-духовной системе, вектор действия которых может быть направлен как на эту систему, так и вовне ее. Потенциал – это понятие, которым обозначается система сил, действие которых актуально или может быть актуализировано при определенных условиях [9, С. 46]. Результатом действия этих сил являются разноплановые, разнокачественные изменения.

В содержании понятия «потенциал» выделяют два уровня: формальный и реальный [2, С. 29].

Формальный потенциал – это понятие, обозначающее систему сил, наличие и действие которых признается на уровне формального понимания и толкования действительности, но не обнаруживается в реальной практической сфере бытия.

Реальный потенциал – это понятие, обозначающее систему сил, существующих и действующих «де-факто», или же имеющих возможность существовать и действовать в случае возникновения или создания определенных дополнительных условий [2, С. 30].

В данном аспекте, образовательный потенциал учебного заведения целесообразно рассматривать как энергетического рода совокупность параметров, обеспечивающих наличие у образовательной системы определенных возможностей, способностей, ресурсов для достижения поставленной цели. В нашем случае такой целью является нахождение оптимальных путей эффективного формирования деятельностного компонента физической культуры личности.

Следует оговориться, что в нашем понимании формирование – это процесс и результат возникновения в индивиде под влиянием целенаправленного педагогического воздействия качественно определенных структур (личностных образований, интеграция которых ведет к личностной целостности человека).

В то же время, развитие в педагогическом аспекте понимается как процесс непрерывно-поступательного, прогрессивного изменения человеко- и личностно-образования, протекающий скачкообразно и последовательно, в рамках чего происходит качественный переход и содержательное обогащение от низших, простых форм к высшим, более сложным. Развитие основывается на наличии процессов формирования и становления.

Анализируя возможности образовательного процесса, образовательной среды учебного заведения в формировании деятельностного компонента физической культуры личности, необходимо принимать во внимание возрастные особенности его физического и психического развития.

Одной из приоритетных задач физкультурного образования является приобщение обучающегося (прежде всего, через занятия физической культурой) к здоровому образу жизни. Осознав ценность здоровья, человек берет на себя ответственность за свое здоровье, а показателем ответственности является здоровый образ жизни. Поэтому необходимо последовательно нацеливать обучающихся на заботливое, бережное отношение к своему здоровью, которое заставляет их предпринимать какие-либо действия по его охране и увеличению резервов.

Таким образом, можно определить, что образовательная среда учебного заведения обладает мотивационными, интеллектуальными, технологическими и гуманистическими возможностями в формировании деятельностного компонента физической культуры личности.

Мотивационный потенциал образовательной среды определяет создание положительной мотивационной сферы личности учащегося на основе организации образовательного процесса и стимулировании его рефлексивных процессов.

С точки зрения потребностно-мотивационной сферы, интенционный компонент физической культуры личности является крайне важным, поскольку тесно связан с физкультурно-оздоровительной деятельностью. Степень активности и заинтересованности в нем характеризуется, соответственно, следующими проявлениями: интересом (или его отсутствием) к физкультурно-спортивной деятельности; участием в этой деятельности; устойчивой мотивацией к занятиям физической культурой; наличием позитивных привычек, направленных на заботу о собственном здоровье; проявлением и развитием собственного физического самоутверждения, потребности в достижениях.

По мнению В.Ф. Базарного [5, С. 17], в структуре физической культуры и здорового образа жизни мотивационно-ценностный компонент является центральным, вокруг и во взаимосвязи формируются другие компоненты. Это обусловлено тем потенциалом мотивационной сферы, который в виде побудительных сил обеспечивает проявление активности и направленности поведения индивида.

Мотивационно-ценностный компонент ориентирован на функциональные возможности органов и структуры организма, обеспечивающие индивиду все многообразие двигательной активности и физической работы способностей, направленной на обеспечение его здоровья. Мотивационно-ценностные ориентации представляют сформированную жизненную потребность в оздоровительной деятельности, систему знаний о здоровом образе жизни, культуре своего тела, организующих и направляющих познавательную и практическую активность личности.

Под мотивацией мы понимаем одно из средств развития личности, связанное с активизацией деятельности обучающегося, стимулированием, использованием внутренних факторов успешности, личностной принадлежности в деятельности.

Таким образом, влияние мотивационного потенциала образовательной среды на формирование деятельностного компонента физической культуры личности способствует формированию положительных установок на занятия физической культурой; создает позитивный эмоциональный настрой на освоение ценностей физической культуры; стимулирует у обучающегося желание и готовность к постоянному развитию физического потенциала.

Рассмотрим интеллектуальный потенциал образовательной среды. Он включает в себя возможность получения обучающимся специальных знаний о биологической природе человека, морфофункциональных основах, основах человекознания, психике человека, основах обществознания, свидетельствующих о единстве здоровья и физической культуры как социальном явлении и родовом виде деятельности индивида и т.д. отсутствие такого рода информации порождает непонимание значимости физических упражнений, занятий спортом и снижает интерес к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

По данным В.И. Михалева [7], А.К. Смирнова [10] и др., усвоение валеологической информации успешно осуществляется при активной включенности в систематические занятия физической культурой и спортом, обеспечивающие устойчивый интерес к самопознанию и самосовершенствованию. Именно на спортивной увлеченности, начиная с детского возраста, следует формировать физкультурно-оздоровительную образованность подрастающего поколения, что позволит сохранить навыки физической культуры личности, его деятельностного компонента на долгое время.

Технологический потенциал образовательной среды. Он характеризует физкультурно-спортивную деятельность в целом и особенности ее организации в образовательном процессе, выбор заданий и упражнений, дозировку; позволяет оптимизировать нагрузку учащихся в соответствии с показателями здоровья и т.д.

Для педагога физической культуры создание технологий интенсификации режимов выполнения упражнений обязательного подкрепления выявлением условий, при которых путем ограничения или устранения ошибок обеспечиваются, с одной стороны, возможности укрепления здоровья, а с другой – развития кондиционной физической подготовки.

Физическое воспитание, если иметь в виду то главное, что определяет его специфическую суть, строится по закономерности реализации объективно имеющихся возможностей физического совершенствования индивида в направлении, ведущем к достижению необходимого для полноценной жизни уровня физической дееспособности, увеличению функциональных ресурсов организма и упрочению здоровья, а вместе с тем и по закономерностям содействия общему развитию личности [6, С. 19].

Таким образом, технологический потенциал образовательной среды должен быть реализован на основе ряда принципов (осознание ценности здоровья, физической культуры; природо- и культуросообразности; комплексности использования физкультурно-оздоровительных средств и спортивных мероприятий).

Остановимся на характеристике возможностей гуманистического потенциала образовательной среды.

Образовательная среда – это, прежде всего, среда гуманная.

В процессе освоения ценностей физической культуры, эмоциональные переживания происходят с различной силой. Чем интенсивнее эмоциональное переживание, тем устойчивее формируется система представлений обучающегося о мире. О той деятельности, которой он занимается, о своем месте в них. Физкультурно-спортивная деятельность вызывает высокий уровень возбуждения не только разума, но и чувств. Положительное эмоциональное состояние учащихся побуждает их к построению гуманистических отношений с участниками образовательного процесса.

В отличие от естественной среды обитания, образовательная среда поддается регулированию субъектов, объединенных в общность. Ими она может выстраиваться целенаправленно. Естественная среда в принципе не регулируется субъектами, а «саморегулируется» на основании стихийного стечения различных обстоятельств.

В гуманистической психологии технология индивидуальной поддержки имеет целью соответствующую гуманную позицию педагога. Его способность видеть в ученике не объект для поучения, а человека, который учится. Отношение к нему предполагает ценностный подход к личности, уважение его самобытности, восприятие ученика в качестве субъекта собственной жизни, собственного «Я», со своим внутренним миром, способностью мыслить и творить [11, С. 214].

В трактовке О.С. Газмана, педагогическая поддержка является предметом совместного определения целей, интересов, возможностей и путей преодоления препятствий, проблем, мешающих самостоятельному достижению желаемых результатов в обучении, самовоспитании, образе жизни [4, С. 17]. Поддерживать смысл средовой поддержки в воспитании обучающегося – это его ориентация как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности, физической культуры.

Таким образом, представленный выше анализ позволяет сформировать возможности образовательной среды в формировании деятельностного компонента физической культуры личности, которая:

– способствует формированию мотивационных установок на занятия физкультурно-спортивной деятельностью, созданию позитивного настроя на эту деятельность;

– создает условия получения учащимися специальных знаний о биологической природе человека, психике, морфофункциональных основах, понимание значимости физических упражнений и занятий спортом для жизни и здоровья;

– позволяет оптимизировать нагрузку учащихся в соответствии с их реальными возможностями и физическими показателями;

– предполагает обучение средствам и методам использования функциональных возможностей организма для поддержания здоровья;

– обеспечивает средовую поддержку обучающихся.