Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

EFFECTIVE SPEECH BEHAVIOUR AS THE BASIC COMPONENT OF INTERACTION OF THE TEACHER WITH AUDIENCE

Petrushko S.I. 1 Rodikov M.V. 1 Nazaryants Y.A. 1 Kochetova T.F. 1 Pakhomova R.A. 1
1 Krasnoyarsk State Medical University of a name of professor V.F. Voyno-Yasenetsky of Ministry of Health Russian Federation
The review of literature is presented to effective speech behavior in article. The most important quality of the modern speech is its efficiency. Speech efficiency is understood as the speech by means of which the author achieves a goal. The problem of effective communication is especially important today when value of the correct, convincing word grows. Success of speech communication and its failure depend not only on a choice speaking language forms. Accuracy of the speech is defined by ability accurately and clearly to think, knowledge of a subject of the speech and rules of Russian. Speech accuracy most often contacts the word usage accuracy, the correct use of multiple-valued words, homonyms, paronyms, foreign words, terms. In the pedagogical sphere to conditions of effective communication from called above belong the principles of sequence, politeness and cooperation and communicative cooperation.
speech interaction
medical school

Важнейшим качеством современной речи является ее эффективность. Под речевой эффективностью понимается речь, при помощи которой автор добивается поставленной цели. Успешность речевого общения и его неудачи зависят не только от выбора говорящими языковых форм. Большое влияние на эффективность речевой коммуникации оказывают многие экстралингвистические (внеязыковые) факторы. Специалисты к ним относят потребность в общении, коммуникативную заинтересованность; настроенность на мир собеседника, близость мировоззрения говорящего и слушающего; умение слушателя проникнуть в замысел (намерение, интенцию) говорящего; внешние обстоятельства (присутствие посторонних, физическое состояние), знание норм этикетного речевого общения и др. [1, 3, 5, 7, 9].

Компетентностный подход к непрерывному профессиональному развитию педагогов медицинской школы принципиальным образом меняет структурирование образовательного пространства. Теперь не содержание, а результаты повышения квалификации и их идентификаторы должны определять структуру и состав учебно-методического комплекса, а идентификаторы ожидаемого результата повышения квалификации, в свою очередь, должны обеспечивать отбор учебно-методических комплексов для развертывания целостного образовательного процесса. Каждое состояние профессиональной компетентности педагога описывается требованиями к знаниям и умениям слушателя, что может служить для подбора такого содержания, которое может обеспечить ожидаемый результат образования. Элементарные компетенции и их состояния компетентности находятся ближе других идентификаторов образования к содержанию образования; они описывают результаты образования, дальнейшая детализация которых влечет за собой уже детализацию содержания образования, методов, методик, технологий. Компетентностно-ориентированный образовательный процесс повышения квалификации преподавателей будет эффективно реализован, что выразится в развитии профессиональной компетентности педагогов высшего, среднего и дополнительного медицинского образования, если:

–развитие профессиональной компетентности педагогов будет принято в качестве приоритетной цели повышения квалификации;

–общенаучной основой организации процесса повышения квалификации будет являться системный, теоретико-методологической стратегией – личностно-деятельностный, а практико-ориентированной тактикой – компетентностный подход;

–субъектами процесса повышения квалификации будут выступать андрагог и педагог с позиций проектирования обучения не в формате передачи знаний, а в рамках отбора, синтеза, открытия и диалога;

–содержание процесса повышения квалификации педагогов будет изменено в плане его более глубокого компетентностного представления теоретическими основами и практическим опытом реализации профессиональных компетенций в профессиональной деятельности (знаниями, умениями, навыками, опытом творческой деятельности, опытом эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру);

–логика построения процесса повышения квалификации будет представлять собой дискретно-преемственную связь образовательных областей и направлений, обеспечивающих непрерывное развитие профессиональной компетентности в соответствии с этапами профессионализации педагогов медицинского образования;

–процесс повышения квалификации педагогов будет обеспечиваться технологиями проектного, контекстного обучения, ориентированными на действие, развитие критического мышления;

–процесс повышения квалификации педагогов будет реализовываться в условиях персонализации образовательного процесса, проектирования индивидуальных траекторий движения педагога в профессии, интеграции содержания, технологического и научно- методического сопровождения повышения квалификации. Врамках модульной структуры учебного процесса фундаментальные и прикладные, стабильные и сменяемые, систематические и специальные курсы могут входить в один и тот же модуль. Более того, слушателям предлагается не жесткий и неизменный алгоритм учебного процесса. Они имеют полное представление о том, как и почему в пределах каждой модульной области фундаментальные и систематические курсы сменяются технологическими, прикладными, специальными. Причем логика формирования содержательной структуры модуля и форм образовательного процесса может осуществляться при непосредственном участии самих слушателей, что позволяет моделировать индивидуальные маршруты обучения, учитывающие интересы как обучающихся, так и работодателя.

Иными словами, чтобы состоялась эффективная коммуникация, необходимо понимание не только лингвистических свойств речи, но и экстралингвистических факторов, влияющих на формирование речи [2, 4, 6, 8].

Проблема эффективной коммуникации особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа (в том числе высшая школа – вуз) должна готовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Иэто очень важно для обучающихся медицинского вуза. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Кто как не педагог должен быть образцом для подражания?

Эффективность является ключевым признаком речи современного человека. Эффективность речи определяется силой и энергией целевой установки, отношением достигнутого результата к поставленной цели. Эффективность представляет наиболее значимый параметр, поскольку синтетически объединяет и оптимизирует лингвистические, психологические и социальные качества «хорошей» речи: правильность, чистоту, точность, разговорность, выразительность, доступность языка. Всоциально-психологическом аспекте эффективная речь предполагает навык оценки аудитории, умение задействовать психологические механизмы подражания и имитации. Эффективная речь адресована определенным группам с учетом их интересов, целей, мотивов (интеллектуальных, моральных, эстетических), настроения, физического состояния. Вэтом своем качестве эффективная речь становится мощным инструментом социального действия. Побуждая к поступку, действенная речь позволяет не только овладевать новым знанием, но и влиять на психику и воображение людей [10, 12, 14, 16, 18].

Признаками эффективной речи считаются: правильность, чистота, точность, логичность.

Правильность речи предполагает ее соответствие фонетическим, лексическим, грамматическим нормам. Правильность рассматривают как базовое коммуникативное качество речи. Вболее широком смысле признак правильности характеризует объективность высказываемого мнения, позиции – правильно сказал, правильно считает, утверждает, понимает и т.п. Таким образом, правильность становится результатом качественного доказательства (правильность суждения, аргумента) и следствием убедительности, честности. Любопытно, что и вполитическом и лингвистическом смысле правильность предполагает некий идеал, за который надо бороться и к которому надо стремиться. Ср. один из лозунгов культуры речи – «борьба за правильную речь». Вшироком спектре коммуникативных задач, которые ставит перед собой политик, правильная речь предполагает навык учета контекста и связана с качеством уместности: уместность – ситуативная правильность [11, 13, 15, 17, 19].

Чистота речи. Параметр, предложенный Б.Н.Головиным в русле нормализаторского и коммуникативного подходов. Чистой следует считать речь, свободную от чуждых литературному языку элементов, жаргонизмов, диалектизмов, штампов, слов-паразитов. Чистая речь не предполагает лингвистической инквизиции заимствований и феноменов субстандарта, но жестко регламентирует их употребление [1, 3, 5, 7, 9].

Точность речи определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и правил русского языка. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, омонимов, паронимов, иностранных слов, терминов. Влогическом аспекте под точностью обычно понимается четкость, ограниченность значения слова (термина). Наиболее точными (или правильно ориентирующими) представляются мотивированные слова, в структуре которых особенно ярко переданы содержание понятия или его отличительные признаки. Точность определяется также сжатостью, компактностью и лаконичностью изложения, употреблением слов в прямом значении, простым синтаксическим строем сообщения. Всвязи с этим качеством А.Толстой советовал «отбирать точные, меткие, отвечающие смыслу определяемого ими понятия слова». Употребление слова в соответствии с присущим ему в литературном языке значением – важнейшее условие правильной речи. Точность слова является не только требованием стиля, требованием здорового вкуса, но прежде всего – требованием смысла. Влингвистическом понимании точность речи предполагает и надлежащую смысловую и стилистическую сочетаемость. Лексическая сочетаемость определяется значением слов, их принадлежностью к тому или иному стилю языка, экспрессивно-эмоциональной окраской, грамматическими особенностями. Вриторическом аспекте точность связывают с необходимостью верифицировать мысль синонимами-конкретизаторами, применением таких синтаксических приемов, как градация, вопросно-ответные ходы, риторические вопросы, вводные слова и предложения.

Логичность речи, как и точность, характеризует речь со стороны ее содержания и формируется на основе связи речи с действительностью и мышлением. Но в отличие от точности, оценивающей соответствие семантики отображаемой действительности тому, что хотелось бы выразить, логичность характеризует структуру речи, ее организацию и оценивает смысловые сцепления языковых единиц в речи с точки зрения законов логики и правильного мышления. Эти сцепления осознаются как логически непротиворечивые, если они соответствуют связям и отношениям реальной действительности и верно отражают структуру мысли. Различают два вида логичности речи: логичность предметную и логичность понятийную. Предметная логичность состоит в соответствии смысловых связей и отношений единицы языка в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Понятийная логичность есть отражение структуры мысли и ее развития в семантических связях элементов языка в речи. Предметная и понятийная логичность существуют в тесном взаимодействии, но в разных типах и формах речи может актуализироваться одна из них [10, 12, 14, 16, 18].

Одной из задач преподавателя является достижение контакта с учащимися, что предполагает создание педагогом положительной эмоциональной атмосферы на уроке. Очевидно, что без учета аффективных особенностей достижения такого контакта любой учитель столкнется с отторжением даже самых правильных посылок.

Важнейшим условием оптимального решения вопросов эмоционально-интеллектуального взаимодействия является умение педагога утверждать и реализовывать главную установку в обучении – ученик должен учиться победно. Итакое направление учащегося, безусловно, обеспечивается соответствующими вербальными стимулами учителя, проявляющимися в его речевом поведении.

Под речевым поведением мы, вслед за Н.И.Формановской, понимаем действия, поступки, обычаи, традиции и ритуалы людей, совершаемые с помощью такого инструмента, как речь [Формановская. 2007; 45].

Проблемы речевого поведения в широком смысле, затрагивающие сущность всей социальной жизни общества, рассматриваются речеведческими дисциплинами (стилистикой, культурой речи, риторикой и др.) и наиболее полно исследованы в работах Т.Г.Винокур, К.Ф.Седова, И.А.Стернина, Ю.Е.Прохорова и др. Вполе зрения ученых оказываются вопросы выбора варианта построения речи в различных ситуациях, качества речевого взаимодействия с коммуникативным партнером.

Повышение качественного уровня речевого поведения учителя – коммуникативного лидера – в условиях учебно-научного общения проявляется, в частности, в уместном использовании вербальных средств активизации эмоционально-интеллектуального потенциала школьников.

Необходимо, чтобы учителя в своем речевом поведении не забывали, что их речь – это не только главное орудие преподавательской деятельности, но и образец, сознательно или бессознательно воспринимаемый и усваиваемый (втой или иной степени) учениками, а значит неизменно «тиражируемый» и распространяемый.

В педагогической сфере к условиям эффективного общения из названных выше относятся принципы последовательности, вежливости и кооперации и коммуникативного сотрудничества. Принцип кооперации и коммуникативного сотрудничества требует правильного выполнения коммуникативных ролей: говорящий – слушающий. Все мы сталкивались с такой ситуацией в диалоге, когда хотели, но не могли высказаться. Чрезмерная речевая активность одного партнера иногда не дает другому даже обозначить свою позицию.