Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,916

VALUE OF RESEARCH WORK IN PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL EDUCATION OF STUDENTS OF MEDICAL SCHOOL

Kochetova T.F. 1 Pakhomova R.A. 1 Markelova N.M. 1 Vasilenya E.S. 1 Yuryeva M.Y. 1
1 Krasnoyarsk State Medical University of a name of professor V.F. Voyno-Yasenetsky of Ministry of Health Russian Federation
Одним из методов обучения и совершенствования практических навыков является работа в студенческом научном кружке. Участие в научных исследованиях развивает у студентов самостоятельность, уверенность, раскрывает профессиональные качества будущего специалиста, создает творческий подход к организации своей работы, способствует развитию умения работать в коллективе, трудолюбию, психоэмоциональной устойчивости. Опытные преподаватели разрабатывают тематику научно-исследовательской работы, последовательность ее выполнения, начиная с умения работать с научной литературой до систематизации полученных результатов. Это позволяет студентам овладеть компьютерными формами изложения материала в форме обычных докладов или с мультимедийным сопровождением. Основной особенностью работы студенческого научного общества в медицинских вузах является необходимость общения с живым человеком и умение выполнять медицинские манипуляции.
One of methods of training and improvement of practical skills is work in a student scientific circle. Participation in scientific researches develops independence, confidence at students, opens professional qualities of future expert, creates creative approach to the organization of the work, and promotes development of ability to work in collective, diligence, psychoemotional stability. Skilled teachers develop scope of research work, sequence of its performance, since ability to work with scientific literature before systematization of the received results. It allows students to seize computer forms of a statement of material in the form of usual reports or with multimedia maintenance. The main feature of work of students’ scientific society in medical schools is need of communication with the living person and ability to carry out medical manipulations.
medical school
pedagogics
students’ scientific society

Воспитание молодежи является неотъемлемой частью образовательного процесса любого учебного заведения. На современном этапе развития страны его значение возрастает многократно, поскольку решение новых проблем социально-экономического, политического и культурного строительства будущего России ложится в значительной степени на плечи молодого поколения. Современное образование ориентировано на учет потребностей обучающихся и предоставление им возможностей более эффективного участия в сфере труда. Другими словами, это «включение» каждого человека в непрерывную среду знаний, ценностей, отношений и компетенций. Востребованными социумом в настоящее время становятся успешные, конкурентоспособные специалисты, адаптированные к новым социальным условиям, освоившие разные виды профессиональной деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях. Обучение не может осуществляться без вовлечения преподавателей и студентов в научно-исследовательскую деятельность [4, 5, 6]. Особенность организации научно-исследовательской деятельности студентов, современное образование, с нашей точки зрения, заключаются в том, что этот процесс протекает в условиях свободы деятельности, социальной самостоятельности, инициативы, что, в свою очередь, порождает множество проблем и противоречий. Во-первых, сохраняется снижение интереса обучающихся к профессиональному образованию, утрата его престижности. Во-вторых, подготовка квалифицированного специалиста в соответствии с текущими и перспективными потребностями рынка труда, владеющего современными технологиями, творческого, мобильного, осуществляется в условиях снижения общего уровня развития обучающихся [1, 2, 6, 7]. Профессиональные образовательные организации выполняют не только образовательные, но и коррекционно-развивающие, защитные функции. В-третьих, духовный мир студентов неоднороден: желаемые быстрые перемены, поиск идеалов в «прошлой» России, западных образцах, религиозных исканиях, плюрализм позиций и явный дефицит позитивных ценностей [5]. Опыт педагогического коллектива показывает, что эффективные результаты профессионального образования студентов могут достигаться при равноценном сочетании методов управленческой и педагогической воспитательной работы с механизмами студенческой самодеятельности, самоорганизации и самоуправления. Это разумное сочетание методов обеспечивается организацией студенческих объединений, в том числе и студенческого научного общества (СНО) [1, 3].

Деятельность СНО организуется с целью создания условий для формирования ценностного отношения студентов к поисковой, исследовательской и проектной деятельности, самореализации в научном творчестве, поддержки одаренных студентов. Если взглянуть на СНО с позиций воспитания, то можно сформулировать его задачи следующим образом:

развитие идей студенческой науки;

развитие творческих и организаторских способностей;

углубленная подготовка студентов к самостоятельной исследовательской работе.

Наибольшее значение имеет самостоятельная исследовательская работа, поскольку в ходе ее выполнения молодой исследователь овладевает методикой научно-исследовательской работы, приобретает способность и умение самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике, получает навыки самостоятельной работы с научной литературой.

Кроме того, под руководством опытного педагога обучается методике обработки полученных данных и анализа результатов, составлению и оформлению докладов и отчетов по результатам научно-исследовательской работы. Работа в СНО не только повышает самооценку и значимость обучающегося, но и популяризует и пропагандирует среди студентов достижения науки и культуры.

Студенческое научное общество помогает студентам быть успешными и в профессиональном обучении, и в профессиональной деятельности.

Психолого-педагогические условия организации СНО способствуют его длительной, поэтапной и эффективной деятельности. Прежде всего, научная и исследовательская составляющие выступают основой продуктивной, профессионально ориентированной подготовки будущего специалиста. При организации исследовательской деятельности научные руководители ориентируются на обеспечение возрастающей самостоятельности в проведении исследований и оформлении результатов. Условием организации СНО выступает активное использование профессионально-корпоративных возможностей для формирования чувства сопричастности и принадлежности к студентам. За годы существования СНО на кафедре общей хирургии им. проф. М.И. Гульмана сложились определенные традиции: проведение межкурсовых интеллектуальных игр, ежегодная научно-практическая конференция студентов, ежегодное участие студентов в олимпиадах, конкурсах, фестивалях различного уровня и общероссийских и международных конференциях. Для отработки мануальных навыков большое значение имеют олимпиады по хирургии как внутривузовские, так и общероссийские. При общении с учеными и педагогами студенты видят реальные примеры жизни и деятельности референтных педагогов, которые вместе с ними участвуют в исследовательских и социальных и экспериментальных проектах. Это помогает студентам «погрузиться в себя» и в реально интересную исследовательскую деятельность. Ориентация содержания и форм деятельности СНО на активность и деятельность самих студентов, на проявление ими самостоятельности в организации и проведении мероприятий способствует привлечению в общество новых его членов. Для отработки мануальных навыков большое значение имеют олимпиады по хирургии как внутривузовские, так и общероссийские. В исследовательские группы входят все заинтересованные лица: преподаватели, аспиранты, студенты, работодатели. В исследовательских группах все действуют на равных: каждый имеет право на свое мнение, предложение, свою проверку рабочих гипотез. Использование в его деятельности положительного влияния наиболее активных, увлеченных, целеустремленных, способных и успешных студентов на своих сокурсников – еще одно условие организации СНО. Все традиционные мероприятия общества организуются и проводятся студентами-участниками СНО. Студенты выступают инициаторами проведения мини-исследований, если сталкиваются с какими-то проблемами в ходе обучения или производственной практики. На заседания студенческих объединений приглашаются выпускники университета, продолжающие обучение в аспирантуре, практические врачи и соискатели. Вся деятельность СНО ориентирована на формирование установки на естественность, престижность и почетность участия студента в научно-исследовательской деятельности. На кафедре создана база данных, включающая сведения о студентах-членах СНО, участниках и победителях различных конкурсов, конференций, олимпиадах. СНО позволяет студенту более глубоко и творчески освоить выбранную им самостоятельно, интересующую его тему, получить навыки системного мышления, анализа, стать специалистом в рамках данного вопроса. Кроме того, СНО предполагает выход на конкретные научные результаты, которые будут оценены не только научным руководителем, но и другими представителями научного сообщества.

С момента основания кафедры общей хирургии Красноярского государственного медицинского института в 1942 году, студенческая научная работа считалась одним из центральных направлений деятельности кафедры, для развития которого в первые же годы Константином Петровичем Макрузе было создано студенческое научное общество. Константин Петрович считал студенческую исследовательскую работу неотъемлемой составляющей работы хирурга, придерживаясь положения, что врач – это, прежде всего, мыслитель. С его именем связана организация студенческого научного общества не только кафедры, но и вуза. С 1942 до 1948 г. К.П. Маркузе был научным руководителем Совета студенческого научного общества Красноярского государственного медицинского института.

Профессор Маркузе учил студентов работать с литературой, оформлять доклады и готовить выступления, проводить экспериментальные исследования. В конце учебного года студенты докладывали результаты выполненных работ, по итогам которых лучшим из них вручалась роскошная по тем временам премия – атлас по анатомии человека под редакцией В.П. Воробьева.

Новая эра развития студенческой науки началась в 1980 году, с приходом на кафедру в качестве заведующего Маркса Израилевича Гульмана. Являясь великолепным клиницистом, Маркс Израилевич отличался особым талантом организации научной работы. Он знал, как сплотить коллектив и направить весь его потенциал на достижение поставленной цели.

Он кардинально изменил традиционный подход к студенческой науке, уделяя ей большое внимание и видя сквозь призму будущего в ней не просто новое поколение врачей-хирургов, но и сотрудников кафедры, ученых.

Принципиально важно то, что с приходом Маркса Израилевича, к сновцам стали относиться не просто как к студентам, участвующим лишь в воплощении в жизнь уже готовых научных проектов своих руководителей, а рассматривать их с позиции полноправных участников научного процесса, способных самостоятельно генерировать новые научные идеи.

С целью развития и укрепления экспериментальной базы, под руководством М.И. Гульмана, незамедлительно, была создана студенческая экспериментальная научно-исследовательская лаборатория (СЭНИЛ), где сновцы могли оперировать на животных.

В студенческом научном обществе кафедры помимо научной работы, большое значение всегда уделялось приобретению мануальных навыков. Студенты дежурят в клинике, ассистируют на операциях, выполняют перевязки, приобретая опыт диагностики и лечения гнойных заболеваний, ведения послеоперационного периода после абдоминальных операций.

Традиции студенческого научного общества кафедры общей хирургии, некогда заданные М.И. Гульманом, остаются неизменны и по сей день.

Все традиционные мероприятия общества организуются и проводятся студентами-участниками СНО. Студенты выступают инициаторами проведения мини-исследований, если сталкиваются с какими-то проблемами в ходе производственной практики. На заседания студенческих объединений приглашаются выпускники колледжа – члены СНО, продолжающие обучение в вузах города, участвующие в смотрах-конкурсах профессионального мастерства, научно-практических конференциях различных уровней. Вся деятельность СНО ориентирована на формирование установки на естественность, престижность и почетность участия студента в научно-исследовательской деятельности. В научно-методическом отделе колледжа начато создание базы данных, включающей сведения о студентах-членах СНО, участниках и победителях различных конкурсов, конференций, олимпиад и их научных руководителях. В отзывах студентов дана оценка их участия в деятельности общества. СНО позволяет студенту более глубоко и творчески освоить выбранную им самостоятельно, интересующую его тему, получить навыки системного мышления, анализа, стать специалистом в рамках данного вопроса. Кроме того, СНО предполагает выход на конкретные научные результаты, которые будут оценены не только научным руководителем, но и другими представителями научного сообщества. В заключение отметим перспективные направления деятельности СНО: разработка серии мероприятий, направленных на преодоление большого отрыва лидеров и активистов СНО от основной массы студентов; недостаточная скоординированность деятельности студенческих объединений.

Студенческое научное общество является важным элементом подготовки студента при соблюдении следующих условий: активное использование профессионально-корпоративных возможностей для формирования чувства сопричастности и принадлежности к студентам; ориентация содержания и форм на активность и деятельность самих студентов; использование в деятельности положительного влияния наиболее активных, увлеченных, целеустремленных, способных и успешных студентов на своих сокурсников; формирование установки на естественность, престижность и почетность участия студента в СНО.

Таким образом, деятельность СНО выступает одной из важных составляющих профессиональной подготовки специалистов. Работа в студенческом научном обществе способствует развитию умения работать в коллективе, трудолюбию, психоэмоциональной устойчивости.