Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE IDEA OF DIFFERENTIATION IN THE THEORY AND PRACTICE OF ENVIRONMENTAL AND SOCIO-ECOLOGICAL EDUCATION OF STUDENTS

Shilova V.S. 1
1 Belgorod State University
The article presents the results of a brief historical and pedagogical content analysis of the ideas of differentiation in theory and practice environmental and socio-environmental education. The base of the analysis made by the system of professional training of students. The results obtained serve as one of the basic assumptions of the study the phenomenon of differentiation, appropriate scientific terminology, its essence and content in the process of training a young specialist. The main criterion of this study during the period (the 80s) -future professional activity of students.
differentiation
environmental education
sustainability education
training
content analysis
summary results

Изучение состояния идеи дифференциации в системе экологического и социально-экологического образования студентов потребовало выявления ее историко-педагогических предпосылок. Это составило цель настоящей работы. В качестве основных теоретических методов исследования выступили краткий контент-анализ, систематизация, обобщение, выводы. Кроме них использовались методы математической статистики. Установлено, что явление дифференциации изучается не только на общенаучном, но и на конкретно-научном уровне.

Рассмотрение состояния идеи дифференциации в контексте проблемы социально-экологического образования будущего специалиста осуществлялось в соответствии с требованиями филиативного подхода, разрабатываемого нами и принятого в настоящем исследовании в качестве базового [4]. В связи с этим возникает необходимость некоторого исторического экскурса. Анализ результатов исследования в указанном направлении показал следующее.

Так, 80-е годы ХХ столетия характеризуются поиском различных путей подготовки специалиста к включению в социально-экологические отношения. При этом во внимание принимаются профессии как производственной, так и непроизводственной сфер. Основным методом обработки собранной нами информации стал контент-анализ. В науке он определяется как метод анализа и оценки информации путем выделения в формализованном виде смысловых единиц информации замера частоты, объема упоминания этих единиц в выборочной совокупности. Контент-анализ как метод исследования отвечает требованиям объективности, надежности, валидности; позволяет использовать методы многомерного статистического анализа, включая и факторный. Сфера применения метода определяется вопросами: «Кто говорит?», «Что говорит?», «Как?», «Кому?», «С каким результатом?» [2].

В качестве источника информации в нашем исследовании были избраны материалы научно-практических конференций, связанных с социально-экологическим образованием в системе высшего образования [5]. В ходе применения метода выявлялись профессии, содержание подготовки к которым включало экологический и социально-экологический компоненты. Кроме того, выявлялись и соответствующие дисциплины. Иначе говоря, главным признаком дифференциации в экологическом и социально-экологическом образовании студентов в рассматриваемый период выступает будущая профессиональная деятельность. В ходе исследования были изучены материалы 140 авторов – участников конференции «Экологические проблемы в преподавании гуманитарных и естественнонаучных дисциплин в педагогических вузах» 10–12 октября 1989 г.

Как показал анализ, наиболее экологизировано содержание дисциплин, готовящих будущих специалистов сферы образования: учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, воспитателей дошкольного образования, преподавателей высшей школы. Высоким уровнем экологизации содержания характеризуются дисциплины естественно-научного цикла: биологические 35 %, общегеографические – 11 %, химические – 7 %. Остальные (физика, общетехнические, строительство) – < 7 %. Дисциплины гуманитарного цикла на момент обследования отличаются низкими показателями: педагогика – 7 %, история педагогики – менее 1 %, социология (5 %), психология – 1–2 %, иностранные языки – 8 %, русский язык – 1–2 %, литература – < 1 %, политическая экономия – 2 %, интегрированные курсы – < 1 %. Экологическая подготовка специалистов производственной сферы представлена следующими результатами контент-анализа: промышленное производство – 7 %, сельскохозяйственное – 6 % Непроизводственная сфера, помимо образования, представлена здравоохранением (< 1 %), научными специальностями (11 %).

При этом определялось примерное положение дисциплин в решении задач эколого-профессиональной подготовки. Было установлено, что основная доля эколого-профессиональной подготовки будущего специалиста в сфере образования приходится на биологические дисциплины, затем следуют химические, общегеографические и остальные дисциплины. Что касается подготовки специалиста производственной сферы (промышленной и сельскохозяйственной), то дисциплин высокой и средней степени представленности не наблюдается. Лишь отчасти задачи профессиональной и экологической подготовки решаются в рамках физики, строительства, общетехнических и общегеографических дисциплин, охраны природы, экологии, биологии, охраны природы, социологии. Отдельные вопросы здравоохранения отражены в дисциплине «Охрана природы», что является далеко не достаточным в формировании эколого-профессиональной компетентности студентов. Вместе с тем следует отметить, что проблема рассматриваемого направления подготовки будущего специалиста вызывает определенный интерес ученых: биологов, экологов, педагогов, социологов, психологов – и это позитивно отразится на качестве профессионального образования.

Особо следует отметить состояние используемой терминологии в рассматриваемый период. В понятиях «экологическое образование», «социально-экологическое образование» четкого разграничения пока еще не наблюдается. Большинство авторов (97 %) отождествляют их, лишь 3 % используют термины «социальная экология», «социально-экологическое обучение», «социально-экологические понятия». Что касается терминологии, отражающей идею дифференциации, то только 3 % авторов предметом своего исследования видят дифференциацию: в качестве одного из путей экологической подготовки учителя (1 %), индивидуальные задания с экологической направленностью (1 %), личную ответственность в системе социально-экологического обучения в вузе (1 %). Остальные исследователи рассматривают проблему экологического образования в контексте коллективных форм.

Таким образом, в целом 80-е годы характеризуются активизацией научных исследований в области глобальной экологии, формированием основ экологического образования учащейся молодежи, эколого-профессиональной подготовки студентов, созданием условий гармонизации отношений с природой в настоящем и будущем. Кроме того, продолжает уточняться понятийный аппарат, определяется структура накопленного экологического опыта, выделяются отдельные научные направления, связанные с экологической проблематикой. Этот период отличается и тем, что в 1986 году состоялась Первая всесоюзная конференция «Проблемы социальной экологии» (г. Львов), обобщившая достижения теории и практики в области взаимодействия общества с природой, определившая предмет, законы и принципы социальной экологии, основные направления социально-экологических исследований.

Иначе говоря, социальная экология, наряду с экологией человека и глобальной экологией, отпочковалась от экологии, преобразовываясь в самостоятельную науку и реализуя идею дифференциации на общенаучном уровне. Необходимость выделения новых интегративных направлений экологии особо отмечается Н.М. Мамедовым, подчеркивающим, что в этих новых ответвлениях изучаются такие структуры и отношения действительности, которые до сих пор не были предметом специального рассмотрения и не вовлекались в сферу научного познания. Эти структуры и отношения носят в основном социо-природно-техногенный характер, связаны с условиями жизни человека и его деятельностью [1].