Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1 1
1

Современная теория обучения все чаще обращается к личности обучающегося, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него учебной деятельностью, общением и специальными педагогическими влияниями. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности обучающегося и может играть значительную роль в структуре его личности. Поэтому вполне объяснимо внимание, оказываемое современными педагогическими исследованиями познавательного интереса, который в становлении личности играет роль ценного мотива деятельности, а при определенных условиях становится устойчивой чертой личности и обнаруживает себя в любознательности, пытливости, в постоянной и неистощимой жажде знаний. В силу этого проблема познавательного интереса требует своего развития.

В целом, интерес как очень сложное и значимое для личности образование имеет множество различных аспектов. Во-первых, интерес выступает как избирательная наблюдательность человека, его внимания, мыслей и помыслов. В частности, интерес рассматривается как проявление умственной и эмоциональной ответственности. Во-вторых, интерес можно рассматривать как своеобразную совокупность эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающую активность сознания и деятельности человека. В-третьих, интерес трактуется как структура, состоящая из определенных потребностей. Кроме этого, в интересе некоторые исследователи видят тенденцию заниматься деятельностью, процессом занятий и пр. Часто интерес рассматривают как активное познавательное и эмоционально-познавательное отношение человека к миру. Так, Эльконин Д.Б. считает, что интерес – это специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его неизменного значения и эмоциональной привлекательностью [1].

В работе Мухиной В.С. [2] интерес характеризуется тремя обязательными моментами: положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. радостью познания; наличием мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и пробуждает ею заниматься, независимо от других мотивов (побуждений), хотя другие мотивы (долга, необходимости, послушания и т.д.) могут помочь возникновению и укреплению интереса, но сами по себе не определяют его сущности. Интерес всегда имеет определенную предметную направленность, интересы многообразны, как многообразен окружающий мир. Но из многообразия предметов, явлений окружающего мира в интересе каждой личности избирательно отражается именно то, что связано с ее индивидуальным опытом и развитием. По предметной направленности интересов и ограниченно связанными с ними сферами деятельности вполне правомерно различать интересы художественные, спортивные, технические и т.д. В свою очередь, внутри каждой из указанных областей может быть более тонкая дифференциация интересов к особым видам спорта, искусства, областям науки, учебным предметам.

Особой и важной областью общего феномена «интерес» является познавательный интерес. В ходе нашего исследования мы попытались выяснить, какая существует разница между интересом в целом и познавательным интересом. Следует отметить, что всякий интерес познавателен, без познавательного компонента интереса вообще нет. Познавательным интересом можно называть частный случай интереса – интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Познавательный интерес может относиться к различным областям познавательной деятельности. Он может быть весьма высоким, размытым, распространяющимся на получение информации вообще, на узнавание нового о различных сторонах предметного мира и углубление в определенную область познания, в ее теоретические основы, в ее существенные связи и закономерности.

В процессе обучения объектом познавательных интересов является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения. В силу этого, в сферу познавательного интереса включаются не только приобретаемые знания, но и сам процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познания и содействующий постоянному поступательному движению обучающегося. Таким образом, ценность познавательного интереса состоит в том, что познавательная деятельность в данной области под влиянием интереса к ней активизирует психологические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение; при этом познавательный интерес выступает как важнейший мотив активности личности, ее познавательной деятельности.