Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

USE OF NEW INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS

Galimzhanova M.A. 1
1 Branch of «National Centre of Excellence» for development of leading in Atyrau region
The article presents how the internet recourses can be applied in studying and teaching foreign languages. To be more exact, it covers the notions of information society and information-cultural educational environment on the whole and the way information technologies can be used for educational purposes. As an example electronic textbooks and presentations were considered as means providing language material in class.
information
information society
information-cultural educational environment
electronic textbooks and presentations
1. Извозчиков В.А., Лаптев В.В., Потёмкин М.Н. Концепция педагогики информационного общества // Наука и школа. – 1999. – №1.
2. Петрова М.П. Дистанционное обучение иностранным языкам в социокультурном контексте: дис... канд. пед. наук. – Якутск, 2002. – 265 с.
3. Современный философский словарь / под общ. ред. д.ф.н., проф. В.Е. Кемерова. – М.: Академический проект, 2004. – 864 с.
4. Федотова Е.Л. Информационные технологии и системы: учеб. пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»; ИНФРА – 2009. – 352 с.
5. Электронные презентационные материалы: метод. Рекомендации / сост.: К.Н. Захарьин, А.В. Сарафанов, А.Г. Суковатый и др. – Красноярск: СФУ, 2008. – 36 с.

Прежде чем говорить об информатизации современного общества следует определить, что такое «информация». Можно дать различные толкования этому понятию. В переводе с латинского infor-matio – разъяснение, изложение, осведомление. Согласно современному философскому словарю, этимологически информация является термином обыденного языка, относящимся к познавательно-коммуникативной сфере человеческой деятельности и обозначающим совокупность сведений о каких-либо событиях или фактах.

Само понятие информации и всё связанное с ним широко вошло в обиход с 50-х годов 20 века, тогда появились такие дисциплины, как информатика (комбинация из слов «информация» и «автоматика») – область изучения научно-технической информации, ориентирующаяся на автоматизированную обработку данных с использованием вычислительной техники, средств связи и математико-программного обеспечения. А также информология (наука об информации), теория информации (математическая теория связи), теоретическая и прикладная информатика, компьютика и другие науки. Поскольку информация вплетена в жизнь человеческого общества, то вместе с историческими этапами в нашем обществе происходила информационная эволюция, которая была обусловлена различными носителями информации: письменностью, книгопечатанием, современной информационно-кибернетической техникой. Е. Л. Федотова говорит о пяти информационных революциях. Первая связана с изобретением письменности, что «привело к гигантскому качественному скачку: появилась возможность фиксировать знания на материальном носителе, тем самым отчуждать их от производителя, и передавать знания от поколения к поколению». Вторая была «вызвана книгопечатанием и появилась возможность тиражирования и активного распространения информации, возросла доступность знаний для людей». Третья революция обусловлена изобретением электричества, благодаря чему появился телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объёме. Четвёртая связана с вычислительной техникой, персональным компьютером, сетями связи и телекоммуникациями, позволяющими накапливать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в электронной форме, ростом «оперативности и скорости создания и обработки информации, увеличением скорости поиска и получения информации». Сегодня переживаем пятую информационную революцию, связанную с формированием и развитием трансграничных информационно-коммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей. Революция призвана интегрировать в едином информационном пространстве программно-технические средства и телекоммуникации, информационные запасы или запасы знаний как единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры.

Человек всегда стремился подчинить себе пространство и время. Такую возможность дают ему современные электронные коммуникации. Информация стала мгновенной и доступной, она «стирает» все границы (реальные и виртуальные), приобретает глобальный характер, объединяет людей в мировом масштабе. «Кто владеет информацией, тот владеет миром» – актуальность этой фразы очевидна, как никогда ранее. Информационная эпоха определила свои приоритеты и выбор ресурсов для экономического, духовного, социально-политического развития общества, что нашло отражение в сфере подготовки кадров для разных сфер деятельности. В данный момент есть потребность в универсалах- специалистах, которые не только владеют «смежными» специальностями, но и в профессионалах, умеющих решать проблемы «глобального» характера, прошедших подготовку в рамках мультидисциплинарного направления.

Самым активным образом развивается трансграничная информационная сеть Интернет. Необходимо осознать роль и место современных информационных и коммуникационных технологий. Глобальная сеть даёт современному человеку полное удовлетворение его информационных потребностей, доступ к культурным, образовательным ресурсам в общемировом информационном пространстве и ощущение причастности ко всему происходящему.

Многие специалисты работают над проблемой создания открытой информационно-культурной образовательной среды, именно российского сегмента в сети Интернет. Обидно, что часто информацию можно найти только на зарубежных сайтах в иноязычном варианте, что ограничивает возможности пользователей. Интернет имеет уникальные технологические возможности для развития и обновления системы образования и культуры. Современная система образования интегрирует в себя новые образовательные технологии, связанные с использованием компьютеров, тем самым по-новому организуя процесс образования. Преподаватель потерял «монополию» на изложение учебной информации в законченном виде, когда обучаемому оставалось её только «потребить» в предложенном варианте. Сейчас, работая с текстовой информацией, снабжённой гиперссылками, обучаемый сам «выстраивает» схему ознакомления с материалом. Таким образом, процесс познания стал более индивидуальным. В такой новой модели образования преподаватель должен создать для ученика такие условия и текст, сохраняя тем самым за собой обучающие функции.

Информатизация и глобализация привели к появлению нового типа образования – «открытого образования» с помощью современных информационных и коммуникативных технологий. Это даёт возможность распространения образовательных услуг в широком масштабе, применяя дистанционные образовательные технологии. Так можно решить ряд проблем, связанных с территориальной удалённостью обучаемого от учебного заведения, иногда с состоянием здоровья, финансовой ситуацией, транспортом. Более того, предоставляется возможность выбрать желаемую специальность, а не ту, что может предложить ближайшее учебное заведение. Новые информационные технологии дают самые современные и актуальные знания, не оторванные от реалий современной жизни и соответствующие современному уровню развития науки, техники, производства. Система сетевого обучения включает в себя базовые элементы: учебное заведение (организационная структура), информационные ресурсы (базы данных, технические и программные средства), преподаватели (консультанты), обучаемые.

Рассуждая об использовании новых информационных технологий в образовательных целях, мы говорим о создании информационно-образовательного пространства. Это пространство осуществления личностных изменений людей в образовательных целях на основе использования современных информационных технологий, пространство для совместной учебной деятельности на основе электронно-коммуникационных систем и средство обучения.

При этом педагогические технологии преобразуются в педагогические информационные технологии – системы материальных (технологии) и идеальных (знания) средств, используемых в обучении для обработки, передачи, распространения информации. На образовательную роль информационных технологий можно посмотреть и с более широкой точки зрения. Получить образование -это не только получить диплом. Интернет-ресурсы дают возможность учиться всем, кто этого хочет. Образование получают не единожды и на всю жизнь, а в течение всей жизни. В этом истинный смысл процесса получения новых знаний, потребность в которых не должна иссякнуть с получением диплома.

Новые информационные технологии универсальны как для самостоятельного изучения материала, так и для аудиторной работы. Одним из самых популярных средств обучения являются электронные учебники и электронные презентации.

Можно выделить три основных режима работы: обучение без проверки, обучение с проверкой и тестовый контроль. С помощью такого учебника можно, проверяя знания одновременно всей группы, обеспечить реализацию принципа индивидуализации в обучении путём создания системы равносложных заданий.

В качестве способа изучения нового материала презентация может служить первым этапом ознакомления студента с материалом, в ней могут быть обозначены следующие шаги или инструкции по выполнению заданий. Презентацию можно снабдить гиперссылками, чтобы она представляла собой «некий инструмент» оценки знаний, полученных ранее. В таком случае студент будет видеть те области, на которые ему стоит обратить большее внимание и в конце, подсчитав количество правильных ответов, увидит результат. Последний может быть без отметки как таковой, но с советом по дальнейшим действиям, или же похвалой и оценкой в целом.

Трудно переоценить значение всех информационных и коммуникативных новинок в сфере образования. Хочется надеяться, что они будут способствовать не только процессу получения новых знаний, но и способствовать духовному личностному росту всех, кто приобщился к миру новых технологий.