Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1 1 1
1

Сегодня цитирование или бесплатное использование отдельных элементов или отрывков произведения другого автора в собственной работе законодательство России допускает без какого-либо согласования с правообладателем[3].

На практике возникает много вопросов и о том, что считать цитированием или цитатой: три-пять слов подряд, позаимствованных из какого-либо текста, отдельное предложение либо его часть. Чтобы такая выдержка считалась цитатой, она должна быть специальным образом выделена. С точки зрения правил, по тексту цитирование в русском языке должно оформляться как обособленная кавычками в начале и конце фраза со ссылкой на то, откуда она позаимствована. Существуют и обязательные условия для публикаций. Без цитат из классических работ научной школы, без демонстрации того, что автор в курсе достижений избранной ими области науки ни одна научная работа не считается серьезной.

Термином индекс научного цитирования называется частота упоминания любых научных статей, аннотаций и списков литературы, используемой в рефератах, диссертациях и монографиях, которые содержатся в специализированной информационной базе. По этой библиографической базе, которую ведет Научная электронная библиотека (НЭБ) можно находить, как сами цитируемые работы, так и подсчитать индекс их цитирования. Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) позволяет более объективно оценивать деятельность научно-образовательных организаций, научных коллективов и отдельных ученых, в сопоставлении с аналогичными работами за рубежом. Доступные архивы вуза, в которых размещены научные работы и исследовательские проекты, поднимают его научный статус[4]. Электронные технологии допускают возможность дистанционного использования научных работ, делают возможным использование фондов крупнейших мировых библиотек, научных центров, вузов. Но обратная сторона явления – воровство чужих научных достижений. Причем воровать могут как авторы научных работ, так и студенты. Все это приводит к снижению числа научных публикаций[5] и на индексах научного цитирования[6].

Министерство образования сейчас реализует проект «Электронная высшая аттестационная комиссия», который предусматривает возможность комплексного анализа текстов диссертаций для выявления в них нарушения авторских прав, компиляций, других проблем. Он должен заработать в следующем году. В дальнейшем проверяться будут рефераты, курсовые работы[7].

В настоящее время в рамках «Открытого Правительства» проводится обсуждение этой темы с участием экспертов всех заинтересованных сторон. На наш взгляд работа по выпуску, а также использованию электронных изданий должна одновременно сопровождаться методической работа с авторами, разъяснение процедуры издания, регистрации, распространения[8].

В Вузе целесообразно выделить специалистов, занимающихся вопросами охраны и использования авторских прав и интеллектуальной собственности, которые будут оперативно решать правовые вопросы создания и эксплуатации электронных ресурсов[9].

Использование электронных локальных и сетевых ресурсов также возможно при соблюдении действующего законодательства. А для этого в вузе должна быть создана необходимая правовая база. Если вуз может использовать локальные ресурсы в самом помещении библиотеки, то использование сетевых ресурсов в свободном доступе может производиться только в индивидуальных образовательных целях. При этом уже в процессе подготовки рукописи к изданию целесообразно заключать договора с авторами, оговаривающие условия использования произведений.


[3]Степанова А.В. Интеллектуальные права как совокупность имущественных и личных неимущественных прав – диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Волгоград, 2006.

[4]Степанова А.В. Роль инновационных предприятий, созданных с участием вузов, в развитии рынка интеллектуальных продуктов / Международное научное издание Современные научные и прикладные исследования. – 2012. – №1 – 4. – С. 163–165.

[5]Степанова А.В., Лиджеева К.В. О классификации объектов интеллектуальных прав / Вестник Калмыцкого университета. – 2007. – №4. – С. 46–56.

[6] Степанова А.В. Интеллектуальный потенциал высшего учебного заведение как фактор развития интеллектуальных продуктов/ Биржа интеллектуальной собственности, 2011. – №12. – С.43–46.

[8]Степанова А.В. Интеллектуальные права как совокупность имущественных и личных неимущественных прав – автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Академия МВД России. – Волгоград, 2006.

[9] Степанова А.В., Мусаева А.О, Девятак Д.А. Правовые вопросы развития инновационной предпринимательской деятельности в вузе // Сборник научных трудов SWORLD по материалам международной научно – практической конференции. – 2012. – С. 8.