Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1 1 1 1
1

В соврeменных условиях деятельность прeдприятий в большей стeпeни зависит от того, насколько достоверно они могут предвидеть перспективы своего развития в будущем, т.е. от прогнозирования. Прогноз – научно-обоснованное определение и оценка будущего состояния предприятия. Предприятия используют прогнозы с целью предусмотрения возможных вариантов развития своего бизнеса, они прогнозируют будущие события или условия их возникновения[2]. Определяются различные виды прогнозов: технологический, экономический, прогноз объемов производства и продаж. К основным методам прогнозирования относятся статистические методы, экспертные оценки (метод Дельфи), моделирование, интуитивные методы.

Одним из статистических методов прогнозирования является расчет прогнозов на основе тренда динамического ряда показателей деятельности предприятия. Если будет известно, как быстро и в каком направлении изменились уровни определенного признака, то можно узнать, какого значения достигнет уровень через известное время. Методика статистического прогноза по тренду основана на экстраполяции параметров, т.е. на предположении, что параметры тренда сохраняются до прогнозируемого периода. Такая экстраполяция справедлива, если система развивается эволюционно в достаточно стабильных условиях [2].

Рассмотрим методику прогнозирования по тренду на примере предприятия «Волжский научно-технический комплекс (филиал) Волгоградского государственного технического университета». Волжский научно технический комплекс (ВНТК) – опытно-производственное предприятие, созданное в 2000 г. на базе Всесоюзного научно-исследовательского и конструкторско-технологического института резиновой промышленности (ВНИКТИРП). Комплекс является структурным подразделением в качестве филиала Волгоградского государственного технического университета.

Предприятие осуществляет производство различных видов резинотехнической продукции.

Данные по объему реализованной продукции на предприятии в стоимостном выражении представлены в таблице.

Данные по объему реализованной продукции на ВНТК (филиал) ВолгГТУ за 2007-2012 гг.

Год

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Объем реализованной продукции, тыс. руб.

114559

130069,5

92036,5

151449,5

178488,3

160936,1

Предполагая, что уравнение тренда объема реализации продукции является линейным, вычислим параметры прямой Eqn201.wmf. Используя метод наименьших квадратов получаем значения параметров уравнения тренда: a = 94267,66, b = 12473 и, соответственно, имеем уравнение тренда Eqn202.wmf. Таким образом, объем реализации продукции на ВНТК ежегодно в среднем увеличивается на 12473 тыс. руб. Для наглядности покажем на рисунке сравнение наблюдаемых и теоретических данных по объему реализации продукции.

Проверим значимость полученного уравнения тренда по F-критерию на 5 %-м уровне значимости, для этого найдем наблюдаемое значение F-критерия Eqn203.wmf Получаем, Fнабл = 4,64, а табличное значение F-критерия равно F(0,05; 1; 4) = 7,71. Следовательно, полученное уравнение тренда статистически значимо на уровне значимости 0,05, то есть может быть использовано для прогноза.

Таким образом, прогноз объема реализованной продукции на 2013 год будет следующим:

Eqn204.wmf тыс. руб.

Вычислим интервальный прогноз. Для этого необходимо знать значение

Eqn205.wmf

Имеем

tn+τ = 7, Eqn206.wmf, Eqn207.wmf,

Eqn208.wmf.

pic_56.wmf

Сравнение наблюдаемых и теоретических данных по объему реализации продукции

Следовательно, Eqn209.wmf. По таблице значений критерия Стьюдента получаем Eqn210.wmf

Следовательно, максимальная ошибка прогноза будет равна:

Eqn211.wmf тыс. руб.

Тогда:

– нижняя граница прогноза имеет значение

181578,66 – 62621,85 = 118956,81 тыс. руб.;

– верхняя граница прогноза имеет значение

181578,66 + 62621,85 = 244200,51 тыс. руб.

На основе проведенных расчетов можно предположить, что в 2013 г. максимальный объем выпуска продукции на ВНТК составит 244 200,51 тыс. руб., а минимальный – 118956,81 тыс. руб.

По результатам полученных данных о предполагаемых объемах производства и реализации продукции можно спрогнозировать возможные объемы прибыли, а, следовательно, разработать основные направления стратегии производственной, экономической и финансовой деятельности предприятия.