Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1 1
1

В связи с развитием в России процессов модернизации, инноваций в различных сферах общества, социально-экономических преобразований возникает необходимость формирования творчески активной личности, способной ориентироваться и самоутверждаться в новых условиях, готовой эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Исследованиями развития творческого воображения детей занимались отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Попытки экспериментального исследования функций воображения были сделаны на рубеже XIX-XX веков В. Вундтом, Т. Рибо, Э. Мейман. По мнению психологов (З. Фрейда, К. Юнга, Л.С. Выготского) творческое воображение стимулирует саморазвитие личности ребенка, определяет ценность и уровень ее развития. Многие ученые единодушны в признании искусства, в том числе декоративного, в качестве одного из мощных резервов для творческого развития личности. С помощью занятий по рисованию, лепке, изготовлению изделий из разных материалов происходит развитие важных качеств и способностей личности ребенка. Во время занятий развивается мышление, воображение, память, открываются творческие наклонности и интересы. Целью данного исследования является выявление значимости декоративно-скульптурного творчества, как одного из средств развития творческого воображения детей. В истории художественной педагогики искусство декоративной скульптуры остается искусством мало изученным, и недостаточно используется в воспитательной практике. В действительности же создание даже самых простых фигур, для ребенка является очень творческим процессом. На занятиях лепкой происходит развитие различных способностей, которые имеют свои особенности. На основе заданной темы у ребенка формируется образ, основываясь на имеющийся опыт, знания ребенок начинает творить. Главным плюсом скульптурного творчества, является тот факт, что ребенок представляет объект с каждой стороны, в отличие от рисования, в сознании ребенка формируется образ. При этом декоративно-скульптурное творчество развивает в полной мере осязание обеих рук и при этом, они точно стараются передать формы. Именно благодаря этому виду деятельности, происходит быстрое развитие и раскрытие творческого потенциала. Обращение к народной декоративной пластике позволяет расширить кругозор школьников за счет погружения в историческую среду, знакомства с бытом, традициями, обрядами народа, знакомство с прикладным искусством близким и понятным детям. Учащиеся воспринимают красивые формы, образы животного мира, птиц, кукол, игрушек, с их красивыми формами и росписями. Все эти виды деятельности формируют самостоятельный подход к поиску новых способов изображения. В процессе творческой деятельности при соответствующем обучении способность к поиску нового развивается ярче, так как имеется возможность исправить ошибки путем непосредственного исправления формы пальцами. Актуальность данного исследования обусловлена наличием противоречий между: необходимостью развития творческого воображения учащихся и недостаточностью использования в этом процессе средств декоративной скульптуры; богатым творческим потенциалом декоративной пластики и недостаточностью разработки методики использования этого потенциала в школьной практике. Отсюда вытекает проблема: каковы педагогические условия развития творческого воображения младших школьников средствами декоративно-скульптурной композиции. В ходе проведенного исследования был выявлен и раскрыт потенциал декоративной скульптурной композиции в развитии творческого воображения учащихся, который заключаются в том, что: в результате лепки создаются объемные формы, пластика и ритм, которые реально присутствуют в пространстве, что формирует в детях умение быстро воспринимать и познавать красоту пластичной формы предметов, пропорциональное соотношение их частей, развивает интерес и внимательное отношение к окружающей действительности; тесная связь с игровыми моментами, изготовление игрушек подталкивает детей к фантазированию, к придумыванию различных игр, сказок, небылиц; лепка любых объемных объектов побуждает детей к воссозданию действий с ними, как имитирующих реальную действительность, так и совершенно невероятные. А это, в свою очередь, свидетельствует об активизации комбинаторной мыслительной деятельности детей. На основе проанализированной литературы, учебных программ, в том числе и для кружковой работы, была разработана программы для учащихся начальных классов по декоративно-скульптурной композиции. Опытно-экспериментальная проверка подтвердила эффективность разработанной методики нацеленной на развитие творческого воображения младших школьников, отраженной в программе для кружковых занятий декоративно-скульптурной композицией. Ее особенность заключалась в направленности работы на развитие познавательных интересов через постепенное обогащение интеллектуального и зрительного опыта ребенка, расширяющего его кругозор; на формирование положительного отношения, положительных эмоций к определенному предмету (декоративной скульптуре); на развитие положительной направленности воображения; поощрение фантазирования и воображения, создание, пусть пока маленьких, но законченных проектов; на постоянное побуждение учащихся на решение различных проблемные ситуации, на поиск альтернативных решений.