Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1 1
1

Многовековой опыт наших предков сохранил до наших дней уникальные приемы украшения тканей ручным способом орнаментации путем набивки. Подобные ткани известны как набивные. Первоначально этим занимались иконописцы-«травщики», и только намного позднее появились специальные мастера по орнаментации тканей, резчики по дереву. Узоры печатали по белому или окрашенному холсту с помощью деревянных форм. Целые уезды России занимались набойным промыслом. Русские набивные ткани можно разделить на белоземельные, фон которых оставался незакрашенным, и кубовые, название которых связано с приемом окрашивания тканей в кубах. Из набивных тканей шили мужскую и женскую одежду, церковные облачения и знамена, делали скатерти, пологи, занавеси, переплеты книг. Она широко бытовала и в крестьянском доме, и в кругу зажиточных городских слоев населения, где эта узорчатая ткань заменяла дорогие привозные шелка и бархат. В ХХI веке ткань красят с использованием самых передовых технологий. Однако, с машинной печатью пропала так полюбившиеся русскому народу их любимые мотивы. Изображения фантастических цветов, неведомых животных, витиеватых орнаментов, сейчас их можно увидеть разве что на полках музея Ивановского ситца и других. Позабыта, но не утеряна технология кубовой набойки. Благодаря искусствоведам, художникам-энтузиастам (Г.А. Федорова, Е. Дикова, Е.А. Шнайдер, Н. Чубрикова и др.), пытающимся возродить древнейший промысел декорирования ткани и трансформировать искусство набойки в современных условиях, организуются мастер-классы, конкурсы, выставки, творческие авторские коллективы реализуют проекты, которые привлекают внимание молодых и опытных дизайнеров, студентов к старинному художественному промыслу России.

В лаборатории-студии «Ивановская набойка» Этнохудожественного Центра «Истоки» Шуйского вуза, продолжая этнохудожественные традиции своих предков – художников, набойщиков, ткачей, студенты исследуют особенности искусства набойки родного края, осваивают старинные технологии ручного декорирования тканей. Студенческие творческие работы с изысканными набивными орнаментами успешно принимают участие в разнообразных проектах – конкурсах, выставках, фестивалях различного уровня.