Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Актуальность. Проблема психо-эмоциального стресса актуальна для лиц, занимающихся умственно-эмоциональным трудом, к которым относится студенчество. Высокий темп, интенсивные учебные нагрузки, напряженность жизни предъявляют повышенные требования к компенсаторным механизмам психики студентов. Одним из факторов риска возникновения отклонений в психическом состоянии студента являются сдвиги в уровнях личностной и реактивной (ситуационной) тревожности. Кроме того, признаками психо-эмоциального стресса являются ухудшение памяти и снижение способности к концентрации внимания [1, 3, 7, 8].

В последние годы в целях коррекции эмоционально-стрессовых реакций у здоровых людей все шире применяются различные лекарственные препараты. Одним из таких лекарственных средств является селективный анксиолитик «Афобазол».

Афобазол не является агонистом бензодиазепиновых рецепторов, в то же время он препятствует развитию мембранозависимых изменений в ГАМК-бензодиазепиновом рецепторном комплексе, наблюдаемых при формировании тревоги и эмоционально-стрессовых реакций и приводящих к снижению доступности бензодиазепинового рецепторного участка к соответствующему лиганду. Препарат оказывает отчетливый анксиолитический (противотревожный), вегетостабилизирующий и умеренно выраженный стимулирующий (активирующий) эффекты; не ухудшает, а в ряде случаев восстанавливает нарушенные когнитивные функции (память, внимание). При применении Афобазола не формируется лекарственная зависимость и не развивается синдром «отмены» при резком прекращении лечения, что позволяет отнести этот препарат к безрецептурным средствам. Терапия Афобазолом практически не сопровождается побочными эффектами. Особо следует отметить, что препарат не обладает миорелаксантными свойствами и не вызывает седации, что позволяет лицам, принимающим его, сохранять привычную активность в течение дня [1, 2, 3, 4, 5, 6].

Цель исследования: оценить влияние лекарственного препарата «Афобазол» на уровень реактивной тревожности, память и внимание у студентов.

Материал и методы исследования. Материалом исследования послужила случайная выборка студентов, обучающихся в высших учебных заведениях Республики Саха (Якутия) в возрасте от 17 до 31 года. В исследовании приняли участие 115 человек, из них 86 девушек (74,8%) и 29 юношей (25,2%). Средний возраст обследованных лиц - 20,1 ± 2,1 лет. Были обследованы студенты Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (СВФУ), из них 78 студентов Медицинского института (специальность «Лечебное дело» - 21 человек (18,3%), «Педиатрия» - 40 (34,8%), «Фармация» - 17 (14,8%)); 8 студентов (7%) Института математики и информатики (ИМИ); 13 (11,3%) - Педагогического института (ПИ). Кроме того, было обследовано 16 студентов (13,9%) Якутской государственной сельскохозяйственной академии (ЯГСХА). Среди участников исследования студентов I курса было 17 человек (14,8%), II курса - 37 (32,2%), III курса - 50 (43,5%), IV курса - 10 (8,7%), V курса - 1 (0,9%).

В ходе исследования была отобрана группа студентов в количестве 18 человек (15 девушек и 3 юношей, средний возраст - 20,3 ± 3,2 года) с умеренным и высоким уровнем реактивной тревожности, которым был назначен лекарственный препарат «Афобазол». Длительность приема препарата составляла 14 дней, кратность приема - по 1 таблетке 3 раза в день. Все участники исследования были проинформированы о действии препарата и его возможных побочных эффектах. От всех студентов, принимавших участие в исследовании, получено добровольное согласие. В исследование не включались лица, имеющие противопоказания к приему препарата (не достигшие 18 лет, беременные).

Для определения уровня реактивной тревожности у студентов использовался опросник, разработанный Ч.Д. Спилбергером и адаптированный в России Ю.Л. Ханиным. Память и внимание оценивались с помощью методики «Заучивание 20 слов» и корректурной пробы (теста Бурдона). Исследование уровня реактивной тревожности и когнитивных функций проводилось до и после приема лекарственного средства.

Статистическая обработка материала проводилась в пакете программ STATISTICA 8.0. Выборочные параметры представлены в виде M ± Sd, где М - среднее арифметическое, Sd - стандартное отклонение. При сравнении групп по качественному признаку использовался критерий Пирсона χ². Критическое значение уровня значимости (р) принималось равным 5%.

Результаты исследования. Как показало исследование, у 1/3 обследованных студентов отмечался высокий (6,1%) и умеренный (28,7%) уровень реактивной тревожности; низкий уровень тревожности наблюдался у 65,2% студентов. Сравнительный анализ показал, что наиболее часто высокая реактивная тревожность отмечается у студентов Медицинского института отделения «Лечебное дело» (14,3% случаев); умеренная реактивная тревожность - у студентов ЯГСХА (68,8%); низкая реактивная тревожность - у студентов ПИ (84,6%). Среди студентов ПИ и ИМИ лиц с высоким уровнем реактивной тревожности выявлено не было. При сравнении уровня тревожности у студентов разных курсов было отмечено, что у лиц, обучающихся на младших курсах, чаще отмечается высокий уровень реактивной тревожности, чем у лиц, обучающихся на старших курсах.

По данным исследования, на фоне терапии лекарственным препаратом «Афобазол» статистически значимо увеличилась доля лиц с низким уровнем реактивной тревожности (с 11,1 до 77,8%, р < 0,0005); уменьшилась доля лиц с умеренным уровнем реактивной тревожности (с 66,7 до 22,2%, р < 0,05). До начала лечения высокая реактивная тревожность выявлялась в 22,2% случаев, после лечения - не отмечалась (р < 0,05).

Как показало исследование, до приема лекарственного препарата «Афобазол» низкая память у студентов отмечалась в 27,8% случаев, средняя - в 38,9%, хорошая - в 33,3%. На фоне лечения уменьшилась доля студентов с низкой и средней памятью (до 11,1 и до 27,8% соответственно); увеличилась доля студентов с хорошей памятью (до 61,1%).

Количество запомненных слов в 5 повторениях 20 слов теста до и после лечения «Афобазолом» представлено в таблице.

Количество запомненных слов студентами до и после приема препарата «Афобазол»

Номер повторения слов

До приема

После приема

1

11,9 ± 2,6

13,3 ± 3,4*

2

16,7 ± 2,5

17,3 ± 2,8

3

18,2 ± 1,6

18,6 ± 1,9

4

18,4 ± 1,8

19,3 ± 1,1*

5

19,3 ± 1,3

19,2 ± 1,3

Примечание: * - р < 0,05.

По результатам исследования, лекарственный препарат «Афобазол» не оказывал статистически значимого влияния на концентрацию и темп внимания.

Выводы

  1. Высокий и умеренный уровень реактивной тревожности отмечается у 1/3 обследованных студентов.
  2. Уровень реактивной тревожности отличается у студентов разных учебных подразделений и курсов, что может быть связано с различной интенсивностью учебной нагрузки и степенью адаптации к условиям обучения в вузе.
  3. Применение лекарственного препарата «Афобазол» статистически значимо снижает уровень реактивной тревожности.
  4. Лекарственный препарат «Афобазол» оказывает благоприятное действие на память и не влияет на концентрацию и темп внимания.

Список литературы

  1. Аведисова А.С. Афобазол - безопасный препарат для лечения тревоги в общей практике // Русский медицинский журнал. - 2006. - Т. 14, №22.
  2. Аведисова А.С., Ахапкин Р.В. Эффективность и переносимость терапии Афобазолом (результаты открытой мультицентровой натуралистической программы) // Русский медицинский журнал. - 2007. - Т. 15, № 4.
  3. Акарачкова Е.С., Шварков С.Б. Тревога в неврологической и общесоматической практике. Современные аспекты терапии // Русский медицинский журнал. - 2007. - Т. 15, №4.
  4. Акарачкова Е.С., Шварков С.Б., Мамий В.И. Афобазол в терапии вегетативных проявлений тревоги и дезадаптация у больных неврологической и общесоматической практики // Русский медицинский журнал. - 2007. - Т. 15, №1.
  5. Незнамов Г.Г., Сюняков С.А., Чумаков Д.В., Маметова Л.Э. Новый селективный анксиолитик афобазол // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2005. - Т. 105, №4.
  6. Соловьева И.К. Афобазол в терапевтической практике // Русский медицинский журнал. - 2006. - Т.14, №29.
  7. Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Коррекция уровня экзаменационного стресса у студентов как фактор улучшения их здоровья // Здравоохранение Российской Федера- ции. - 2001. - №4.
  8. Cottraux J. Recent developments in the research on generalized anxiety disorder // Curr Opin Psychiatry. - 2004. - №17.