Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

The uniform in detail-educational environment of a rural pedagogical complex «Kindergarten -elementary school» as a subject of designing

Ovchinnikova E.V.
In the clause diagnostics and designing (stages and the maintenance) the uniform in detail-educational environment of rural socially-pedagogical complex is considered. The brief review of researches educational environments, structure of components of the uniform in detail-educational environment, and also some actual problems of modern school rural formation of Republic Bashkortostan is given.

Современная система развития образования находится в поиске дидактических инновационных изменений в системе образовательного пространства учреждений. Исследования образовательной среды и её составляющих являются актуальными для современного мирового образовательного пространства. Понятие «среда» подвергнуто основательному исследованию и понимается в тесной взаимосвязи с понятиями «система». Мы уже останавливались подробно на описании сущности образовательной среды и её функциях [5, 37]. Остановимся лишь кратко на определении образовательной среды В.А. Ясвина, которое по нашему мнению наиболее ёмко и комплексно отражает сущность образовательной среды. Образовательная среда по В.А. Ясвину - система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении, т.о. образовательную среду можно представить как совокупность материальных факторов образовательного процесса и межчеловеческих отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия.

В последние годы в образовании стало появляться всё больше учреждений, представляющих собой комплекс функционально объединённых социальных институтов, реализующих средовой подход в конструировании образовательного простран- ства - интеграцию среды. Один из вариантов такого образовательного учреждения это социально-педагогический комплекс. В нашей работе предметом конструирования является единая предметно-образовательная среда сельского образовательного педагогического комплекса «ДОУ - начальная школа» р.п. Чишмы Республики Башкортостан. В нашем исследовании мы понимаем предметно-образовательную среду как систему влияний и условий (педагогических, психологических) формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее гармоничного развития, содержащихся в предметном окружении сельского образовательного комплекса (предметное окружение: дидактическое, материально-техническое, санитарно-гигиеническое, эргономическое). Ограниченные возможности социальной сферы села, изолированность сельской школы от профессионального сообщества служат объективной причиной интеграции школы с немногочисленными учреждениями социальной сферы, хозяйствами, расположенными в микросоциуме. Сложившееся на практике многообразие интегративных моделей сельских школ - закономерное явление, отражающее стратегию выживания малых социальных общностей. Среди интегративных видов сельских школ можно выделить интеграционное учреждение: «детский сад-школа». Отличительной особенностью сельской школы, наиболее интересной и проблемной, является ее стихийная интегративность (возрастная, территориальная, предметная). В сельской школе вместе обучаются дети вполне здоровые, нормально развитые и дети с особыми потребностями, т.е. происходит то, чего на протяжении десятилетий не удавалось достичь отечественной городской школе и к чему с большим упорством, издержками и достижениями идет в последние 25-30 лет мировая школа. Такое интегративное обучение детей ставит перед педагогами довольно сложную задачу: сформировать знания, умения, навыки на уровне государственных стандартов. Но если в городе можно выбрать разные виды вариативных программ обучения и группы и классы, то на селе такой возможности нет. Возникает закономерный вопрос: «Каким образом повысить эффективность образовательного процесса в данных условиях?» Что будет активно способствовать развитию детей? Для ответа на этот вопрос вспомним, что развитие обучаемых происходит во взаимодействии их с предметно-образовательной и социальной средой. «Потенциям детей должен быть дан толчок через предметную среду [3]. «Из предметной среды ребёнок берёт «строительный материал», необходимый для развития собственной личности. Таким образом, предметная среда есть средство, которым мы можем оказать большое влияние на ребёнка» [7, 30]. Чтобы предметная среда стала развивающей её необходимо соответствующим образом подготовить. Для своей предметно-образовательной среды мы используем дидактические материалы М. Монтессори. В Монтессори - педагогике употребляется термин «подготовленная среда» - это такая среда которая даёт возможность каждому ребёнку развиваться в своём индивидуальном темпе. Она должна содержать разнообразные предметы, вызывающие интерес детей и побуждающие их к спонтанной созидательной деятельности. Среда должна отвечать потребностям развития детей в каждый возрастной период, поэтому «подготовленные среды» детского сада и школы имеют существенные различия. Что же представляет собой предметно-образовательная среда? Предметно-образовательная среда - это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, педагогических и психологических условий, обеспечивающих организацию деятельности детей и взрослых в образовательном учреждении, призванных удовлетворять жизненно важные потребности детей, обеспечивать их безопасность и охрану здоровья, способствовать развитию духовных, познавательных, общекультурных навыков в общении с другими людьми [2]. Теперь обратимся к определению единой предметно-образовательной среды. Единая предметно-образовательная среда представляет собой своеобразную зону взаимодействия образовательных систем, образовательного материала и субъектов образовательных процессов. Интегративная целостность единой предметно-образовательной среды сельского социально-педагогического комплекса «ДОУ-начальная школа» обуславливается единой целью, общностью функционирования, внутренней организацией, обеспечиваемой взаимодействием различных структурных и социальных элементов между собой. Можно разделить единую предметно-образовательную среда на два компонента: предметный и образовательный, рассмотрим их более подробнее. Предметный компонент образовательного учреждения - это вся окружающая обучающихся предметная среда, которая способствует физическому, социально-личностному, познавательному, художественно-эстетическому развитию. Выход в широкий социальный мир способствует полноценному развитию детей, расширяет их представления об окружающем [2, 223]. Образовательная компонент «учреждений «начальная школа - ДОУ» структурирован и можно выделить 3 его уровня:

  1. Образовательный компонент как динамическая целостность, интегрирующая взаимодействия пространственных отношений архитектурной, материально-технической, социокультурной (гуманитарной), информационной, педагогической сред.
  2. Образовательный компонент как совокупность встроенных по концентрическому принципу компонентов: образовательная среда отдельных кабинетов, залов, групп, классов, предметная среда каждого блока - дошкольного и начального.
  3. Образовательный компонент как духовная общность, возникающая в межсубъектном взаимодействии и способствующая личностному становлению воспитанников и учащихся. Что представляет собой конструирование единой предметно-образовательной среды? В педагогическом словаре: «конструирование - создание новых дидактических материалов, новых форм, методов, организации педагогического процесса» [4, 63].

Предмет конструирования - все то, что находится в границах деятельности конструирования в определенном аспекте рассмотрения. Что касается проектирования и конструирования, как указывает А.Н. Дахин, их различие также носит достаточно относительный характер. Но все, же отличие видят в том, что проектирование может быть и теоретическим (на бумаге или компьютере), а конструирование предполагает материальное (реальное) воплощение проектной деятельности. Таким образом, для реализации конструкта необходимо предварительно педагогическое проектирование. Педагогическое проектирование единой предметно-образовательной сре- ды - сложная многоступенчатая деятельность, которая состоит:

  1. Анализ объекта проектирования - образовательной среды - поиск противоречий, выявление несоответствий между компонентами, общим состоянием, требованиями, целеполагание, выделение проблемы или проблем.
  2. Теоретическое обеспечение проектирования: построение системы понятий, анализ, отбор ведущих принципов и структурирование информации, определение показателей.
  3. Педагогическое моделирование: выбор ведущего фактора - системообразующего, создание модели, дальнейшая её разработка.
  4. Создание конструкта - дальнейшая детализация, доведение до уровня использования в конкретных условиях реальными участниками образовательного процесса.
  5. Выбор технологии реализации конструкта.
  6. Организация совместной деятельности обучающего и обучаемого.
  7. Педагогическая рефлексия результатов (оценка, самопроверка, корректировка).

Единая предметно-образовательная среда конструируется, с целью предоставления детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной деятельности, в том числе она должна способствовать формированию познавательной активности ребёнка. В разнообразных видах деятельности дети удовлетворяют свои насущные жизненные потребности. Дети ищут свой предмет, который бы отвечал данной потребности, удовлетворял бы его. К примеру, познавательная потребность удовлетворяется лишь там, где её предмет (материальный или духов- ный - идеальный) неисчерпаем. Сконструированная единая предметно-образовательная среда должна отвечать тем же требованиям. Правильно сконструированная единая предметно-образовательная среда стимулирует развитие деятельности детей, формирует их познавательную активность, так как в ней заложена «информация», которая сразу себя не обнаруживает полностью, а побуждает детей к поиску [1, 252]. Единая предметно-образовательная среда не только обеспечивает разные виды активности детей (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности, своеобразной лабораторией его самообразования. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование ее отдельных элементов. При конструировании предметной среды образовательного учреждения следует исходить из необходимости учета следующих факторов: индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей; любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей; индивидуальных социально-психологических особенностей детей; особенностей их эмоционально-личностного развития; возрастных особенностей. Учет возрастных особенностей детей, их индивидуальных особенностей требует при конструировании предметно-образовательной среды предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов.

Для диагностики, проектирования и конструирования образовательной среды разработан аппарат ее формального абстрактного анализа и описания на основе системы соответствующих параметров. В качестве методической основы такого описания образовательной среды мы используем систему психодиагностических параметров, разработанную для анализа отношений (В.Н. Мясищев, 1960; Б.Ф. Ломов, 1984; С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, 1994). Мы провели системную психолого-педагогическую экспертизу единой предметно-образовательной среды МБОУ ДОУ «Солнышко» и МБОУ СОШ №4 р.п. Чишмы муниципального района Чишминский район РБ. Мы рассмотрели параметры диагностики образовательной среды: пять «базовых» параметров: широта, интенсивность, модальность, степень осознаваемости и устойчивость; а также шесть параметров «второго порядка»: эмоциональность, обобщенность, доминантность, когерентность, принципиальность, активность. Диагностические данные поставили перед нами задачу улучшения качества широты и интенсивности единой предметно-образовательной среды.

Сконструированная единая предметно-образовательная среда должна создаваться по принципу зонирования и побуждать детей к поиску информации, стимулировать их познавательную и исследовательскую деятельность. Принципы зонирования в предметной среде, а также в отдельных помещениях успешно использовались в педагогике. Так в детских садах и начальных школах, работающих по системе М. Монтессори существует строгое зонирование помещения, где проводятся занятия с автодидактическими материалами. Организованная единая предметно-образовательная среда комплекса может быть разделена на предметно и деятельностно-ориентированные мини-центры, которые предназначены для обеспечения разнообразной деятельности детей. Так можно выделить следующие центры для дошкольников: книжный уголок, центр экспериментирования, природный уголок, игровой центр и центр сенсорного развития, уголок ряженья, групповая комната, центр творчества, спортивный центр, уголки уединения. Для начальной школы это отдельные кабинеты: математики, русского языка, природоведения, трудового обучения, изобразительной деятельности. Все зоны и кабинеты единой предметно-образовательной среды содержат дидактические средства обучения, сконструированные на основе дидактического материала М. Монтессори. Основной целью воспитательной системы нашего сельского социально-педагогического комплекса является - актуализация и обогащение индивидуального опыта, личностных качеств, субъектности, способностей и интересов детей с 3 до 10 лет в условиях непрерывного преемственного образования и развития. Предметное окружение в этом случае - это компонент, который включает в себя помещение комплекса, насыщенное предметно-образовательной средой. Вообще организация специально подготовленной единой образовательной среды имеет для воспитанников и учащихся существенное значение, так как истинное познавательное и личностное развитие детей сопряжено с освоением ими предметного пространства, которое значительно расширяется, если оно профессионально организованно [8, 8]. Рассмотрим зоны единой предметно-образовательной среды более подробно. Книжный центр - уголок может быть представлен в виде книжного трансформируемого стола, шкафа, полок с книгами, которые располагаются при входе в группу или в помещении группы или класса. Центр экспериментирования может быть представлен в виде трансформируемого стола с дидактическими средствами обучения, созданными на основе дидактических материалов М. Монетссори. В начальном блоке это может быть материал для опытов по природоведению. Природный центр - уголок, также может быть как в дошкольном так и в начальном блоке - в уголке содержатся различные комнатные растения, аквариум с рыбками, в природном уголке дети проводят наблюдения и ухаживают за растениями, рыбками. Центр сенсорного развития тоже должен быть организован в дошкольном блоке - он обеспечивает детям богатство сенсорных впечатлений. При его разработке подбираются материалы с учётом разнообразия цвета, формы, величины. Не рекомендуется стремиться к чрезмерному перенасыщению этой зоны сенсорными играми и игрушками: определенная бедность облегчает определённый выбор детям (М. Монтессори). За каждым материалом закреплено его место. В зоне должна быть «доска творчества», на которой дети имеют возможности по своему желанию «творить» гуашью, фломастером, маркером, восковым мелком, пальцем, а иногда и всей ладошкой. Спортивный центр может быть также как в дошкольном блоке, так и в начальном - это может быть зал для физкультурных занятий - центр способствует развитию движений детей, включает турник, кольца, шведскую стенку, мячи разных размеров, батуты, велосипеды, мягкие спортивные модули - трансформеры, которые обеспечивают разнообразие движение детей. Уголки уединения - функциональное назначение этих уголков - релаксация. В этом уголке дети могут отдохнуть, вздремнуть, посмотреть книжку. Появление этого уголка позволяет снизить агрессивность и конфликтность детей. Во втором уголке уединения должна быть отделённая, закрытая прозрачными шторами зона, оклеенная нежными светлыми со светящимися в темноте звёздочками обоями, здесь же должен находиться мягкий коврик и небольшое зеркало. Центр помогает формировать у ребёнка образ собственного «Я», т.е. развитию самосознанию детей [1, 256]. Наряду с общими требованиями к организации единой предметно-образовательной среды важно определить содержание деятельности обоих пластов - как детей дошкольного возраста, так и младшего школьного возраста, при этом соблюдая преемственность между этими звеньями учебного комплекса. Таким образом, мы рассмотрели актуальность исследования предметно-образовательной среды, её диагностики и конструирования. Образовательная среда в целом и единая предметно-образовательная среда в частности в теории воспитательных систем понимается как компонент, оказывающий влияние на функционирование и развитие системы в целом. Целенаправленно обновляя и конструируя единую предметно-образовательную среду нашего сельского социально-педагогического комплекса «ДОУ-начальная школа» мы планируем улучшить параметры образовательной системы.

Список литературы

  1. Белобородова Н.С. Подготовка будущих работников дошкольного образования к сохранению экологически равновесного жизненного пространства. - М.: Гуманитарный центр - «ВЛАДОС»2006. - 252 с.
  2. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраст: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Гуманитарный центр - «ВЛАДОС», 2007. - 301 с.
  3. Grundgedanken der Montessori-Padagogik / Hg. von P. Oswald u. G. Schulz-Benesch. - Freiburg; Basel; Wien, 1990.
  4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
  5. Овчинникова Е.В. Сущность «единой предметно-образовательной «среды и её функции // Искусство и образование. - 2008. - №11. - С. 37-43.
  6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т.2. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
  7. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика: учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 384 с.
  8. Хилтунен Е. Практическая Монтессори - педагогика. - М.: ЮНИОН-паблик-АЛЬТА-ПРИНТ, 2005. - 336 с.