Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

На сегодняшний момент изменения происходят во всех естественных монополиях, в том числе и в «Газпроме». Это - признак правильного понимания государством его места в системе естественных монополий России.

В настоящее время в России, по существу, сложилось два альтернативных подхода к реформированию естественных монополий. Сторонники первого считают наличие конкуренции не только главным условием, но и критерием эффективности функционирования всей экономики. Приверженцы второго подхода не отрицают положительного эффекта от распространения конкуренции, но считают необходимым оценивать конкретную величину подобного эффекта в сопоставлении ее с величиной неизбежных в таких случаях трансформационных издержек.

Во-первых, для того, чтобы изменить организационную структуру «Газпрома» и вывести из него какие-либо активы, исполнительной власти придется нарушить существующее правовое поле.

Во-вторых, при существующих российских макроэкономических реалиях, радикальная реформа «Газпрома» вредна. От того, что «Газпром» - это 25% налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, 10% валютных поступлений в РФ от экспорта, 6% ВВП и 8% от общего объема промышленного производства, никуда не деться.

В-третьих, правительство РФ заметно дистанцировалось от МВФ, отказавшись от традиционного подписания с Фондом годовой программы сотрудничества.

Постоянно растущие финансовые потребности на фоне падения добычи - это сегодня основное слабое место «Газпрома».

Основные проблемы, связанные с деятельностью ЕМ в России можно разбить на две основные группы: теоретические и практические. Актуальные теоретические проблемы:

  1. Это отсутствие четкого определения ЕМ как структуры рынка и субъекта хозяйственной деятельности;
  2. Отсутствие методов и опыта идентификации ЕМ, адаптированных к российским условиям;
  3. Недостаточная теоретическая обоснованность форм и методов ГР ЕМ.

К первоочередным и наиболее актуальным практическим проблемам оптимизации деятельности ЕМ на примере ОАО «Газпром» можно отнести:

  1. Преодоление негативных последствий вступления основных нефтегазовых провинций в стадию падающей добычи, ресурсосбережения и углубленная переработка сырья;
  2. Оптимизация маркетинговой стратегии и освоение новых рынков сбыта (газовый рынок Юго-Восточной Азии);
  3. Поэтапная оптимизация цен на газ.