Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

В современных условиях развития общества в высшем учебном заведении актуальным является процесс не только формирования профессиональных качеств студентов. Все большее значение приобретают личностные качества человека, его культурный уровень, духовное развитие, воспитанность. Именно поэтому высшее образование в последнее время ориентировано на гуманитаризацию обучения, обеспечивающую формирование личности, в которой сочетаются профессиональные знания и умения с высокой общей культурой.

Сегодня, необходимым компонентом общей культуры специалистов любого профиля, в значительной степени определяющим успех их профессиональной деятельности, является свободное владение русским литературным языком, умение использовать его как инструмент эффективного профессионального и межличностного общения.

Кроме того, в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалистов на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной устной и письменной речи. Не секрет, что из проявлений общей сложной ситуации в сфере речевой культуры российского общества является языковая безграмотность студентов не только технических, но и гуманитарных вузов. Наблюдения показали, что выпускники вузов вынуждены осуществлять свою профессиональную деятельность, не имея четких представлений о специфике общения как особого вида взаимодействия людей, об особенностях грамотной речи, стилистике современного русского языка, правилах создания оригинального и научного текстов. Знакомство с их профессиональной деятельностью убеждает нас в том, что низкая языковая подготовка является серьёзной помехой в выполнении ими своих обязанностей и не позволяет максимально реализовать свои возможности.

Таким образом, внесение коррективов в образовательную ориентацию высшей школы вполне оправдано, и включение курса «Русский язык и культура речи» в программы Российских вузов отвечает насущным влияниям времени. Оно позволит расширить знания студентов о русском языке, формах его реализации и тенденциях развития, пробудить интерес и уважение к языку как национальному достоянию. Решение этой задачи тесно связано с повышениями общей культуры и уровня гуманитарной образованности студентов, с развитием их коммуникативных способностей и психологической готовности эффективно взаимодействовать с партнёром по общению, с появлением у каждого из студентов стремления найти свой стиль, свои приёмы общения и выработать собственную систему речевого самосовершенствования.

Культура речи обозначает совершенный уровень владения языком, то есть овладение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, словоупотребления, грамматики, ударения, стилистики).

Однако культура речи может быть представлена как совокупность ряда многообразных характеристик доминирующих качества, которыми должна обладать речь, чтобы оказать наилучшее воздействие на данного адресата в конкретной обстановке и в соответствие с поставленной задачей. К ним относятся: правильность, точность и ясность речи, понятность, чистота, богатство и выразительность.

Правильность - первое и непременное требование к любому общению. Особенно распространённым недостатком говорящих людей являются ошибки в произношении и ударении, которые отвлекают от существа сказанного и создают негативный фон. Правильная речь предполагает соблюдение нормы также в лексике и стилистике. Неоправданное использование отглагольных существительных, жаргонных и диалектных слов, ошибки в словоупотреблении мешают говорящему донести до слушателя свою мысль.

Точность и ясность речи - важнейшее требование к любому общению. Точность возникает тогда, когда говорящий или пишущий адекватно передаёт в своей речи ситуацию общения. Чтобы речь человека была точной, слова нужно употреблять в соответствии с теми значениями, которые за ними закреплены. Если говорящий плохо знает предмет разговора, то он может ошибаться, путать факты, искажать события, нарушать логику повествования. Есть еще причина, которая делает речь неточной - это недостаточное знание русского языка и его особенностей.

Ясность изложения обеспечивается путем точного и однозначного употребления слов, терминов, словосочетаний, грамматических конструкций. Точность и ясность взаимосвязаны, так как точность придаёт им ясность, а ясность высказываний вытекает из их точности.

Понятность речи - одно из требований, предъявляемых к речи говорящего и пишущего, важнейшее коммуникативное качество речи, так как оно связано с действенностью, эффективностью устного слова. По мнению исследователей, понятность речи определяется прежде всего отбором речевых средств, использованием слов, известных слушателю.

Чистота речи - это незасоренность её внелитературными элементами (слова - «сорняки», слова - «паразиты»). Такие слова не просто засоряют речь говорящих, но и затрудняют её восприятие. Лишние слова - это серьёзный речевой недостаток, они делают речь водянистой, отбирают у неё силу и эмоциональность. Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности.

Принято считать хорошей речью ту, которая характеризуется такими качествами, как богатая и выразительная. Богатство любого языка прежде всего определяется богатством словаря. Лексическое богатство русского языка отражается в различных лингвистических словарях. Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей.

Следовательно, для того чтобы состояться как высококвалифицированный специалист, необходимо обладать определёнными коммуникативными навыками, без этого невозможно управлять персоналом, организовать и направлять их работу, вести деловые беседы, переговоры, совещания, оказывать различные услуги и быть востребованным на рынке труда в условиях жесткой конкуренции.

Отметим и тот факт, что помимо коммуникативных умений целесообразно развивать гностические (умения выделять главное, формулировать гипотезы, производить анализы, синтез, обобщение), проектировочные (формировать цель, результат речи), конструктивные (составление плана, тезисы предстоящего сообщения, умение делать выводы, обобщения). На наш взгляд, данные умения являются важнейшими составляющими профессиональной культуры человека, поскольку позволяют создавать собственное суждение.

Итак, культура речи означает не просто уметь говорить, а также изъясняться, докладывать, резюмировать. Согласимся, что недостаточная культура речи заметно снижает рейтинг человека, а его речевые ошибки часто становятся мишенью насмешек, а это пагубно сказывается и на оценке профессиональной деятельности человека. Владение культурой речи - своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи для инженеров. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003.

Работа представлена на VII научную конференцию с международным участием, «Перспективы развития вузовской науки»,  "Дагомыс" (Сочи), 4-7 сентября 2006 г. Поступила в редакцию 12.10.2006г.