Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Мониторинг процессов в сельском хозяйстве позволяет определить направления его развития, выявить мероприятия, которые необходимы для системы ведения агропромышленного производства каждой области.

По данным академика И. Хицкова (1), государство недооценивает роль отрасли в экономике страны, что обуславливает сохраняющийся диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, большую кредиторскую и налоговую задолженность сельхозпредприятий.

В настоящее время сельхозпроизводители не имеют возможности приобретать технику на собственные средства: основная их масса не получает прибыли, высока задолженность по кредитам, налоговым платежам и зарплате. Все это формирует тяжелое финансовое положение.

Одним из необходимых условий успешного реформирования аграрного сектора экономики России является научно-обоснованная система налогообложения сельхозтоваропроизводителей. Существовавшая до недавнего времени налоговая система слабо учитывала специфику сельского хозяйства, была ориентирована на изъятие значительной части произведенного дохода, что лишало товаропроизводителей внутренних источников развития.

Расчеты В. Кузьменко и И. Кожевниковой (2) свидетельствуют о том, что при прочих равных условиях сельхозтоваропроизводитель, ведущий производственный процесс более эффективными способами, должен нести и более высокое налоговое бремя. Совершенно очевидно, такая система налогообложения не только не выравнивает социально-экономические условия хозяйствования, но и обостряет.

По состоянию на 01.01.2005 года в налоговых органах Курской области состоит на учете 2221 организация отрасли «сельское хозяйство» различных форм собственности.

За 2004 год в бюджеты всех уровней от этих организаций поступило 85,2 млн. рублей, что составляет 55,3% к поступлениям 2003 года (153,8 млн. рублей) при общем росте объемов платежей в целом по области 144,2 процента.

Доля их в общей сумме поступлений занимает 0,7 процента.

Более двух третей организаций сельского хозяйства (66,4%) имеют задолженность по обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Задолженность этих организаций по обязательным платежам в бюджет в 2004 году увеличилась на 197,0 млн. рублей или на 13,1% и составила на 01.01.2005 г. 1695,5 млн. рублей, что на 8,4 процента выше, чем в целом по области. Доля задолженности организаций сельского хозяйства в целом по области составляет 17,7 процента.

Одним из мероприятий, проводимых в целях финансового оздоровления и улучшения платежеспособности сельскохозяйственных организаций, является реструктуризация кредиторской задолженности перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами. На территории области реструктуризация для сельхозтоваропроизводителей осуществлялась в соответствии с постановлениями Правительства, Федеральным законом и принятыми аналогичными документами Правительства Курской области, органами местного самоуправления.

В настоящее время в области проводится работа по заключению соглашений о реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с Федеральным законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», предоставившим право налогоплательщикам реструктурировать все долги, в том числе и перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами.

С момента действия выше названного закона заключили соглашения о реструктуризации долгов 124 сельскохозяйственных товаропроизводителя (5,6% организаций отрасли). Сумма задолженности, на которую заключены соглашения, составила 741,0 млн. рублей, в том числе по налогам и сборам, страховым взносам - 280,6 млн. рублей, по пеням и штрафам - 460,4 млн. рублей.

Реструктуризация кредиторской задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей положительно отразилась на увеличении объема платежей и своевременности уплаты текущих налоговых платежей.

В 2004 году по этим организациям начислено 69,1 млн. рублей, что на 12,7 млн. рублей или на 22,6% больше, чем в 2003 году, по организациям сельского хозяйства в целом данный показатель уменьшился на 28,5%.

За этот период ими уплачено в бюджет обязательных платежей на сумму 55,6 млн. рублей, что на 11,0 млн. рублей или на 24,7% больше, чем в 2003 году, по организациям сельского хозяйства в целом данный показатель уменьшился на 44,7%.

Соответственно доля начисленных и уплаченных платежей сельскохозяйственных организаций, находящихся на финансовом оздоровлении, в общем объеме платежей организаций отрасли «сельское хозяйство» увеличилась: начисленных сумм - с 18,7% до 32,0% или на 13,3%; уплаченных - с 29,0% до 65,3% или на 36,3 процента.

По 103 организациям, заключивших соглашения о реструктуризации долгов до 1 апреля 2004 года, в соответствии с Указом Президента от 16.07.2003г. № 784 произведено единовременное списание задолженности по пеням и штрафам на 01.01.2002г. в сумме 304,0 млн. рублей, в том числе по региональным и местным налогам - 13,9 млн. рублей.

Необходимо отметить, что принятые решения о реструктуризации задолженности оказали положительное влияние на финансово-экономическое состояние предприятий и организаций и осуществление ими хозяйственной деятельности. У организаций, реструктурировавших свою задолженность перед бюджетом, отмечается снижение кредиторской задолженности в целом.

Еще одной важной составляющей этого процесса является снижение долгов предприятий госсектора по заработной плате и энергосберегающим организациям. Таким образом, многие налогоплательщики, реструктурировавшие свою задолженность, уверенно чувствуют себя на рынке и наращивают текущие платежи в бюджет.

В связи с невыполнением условий реструктуризации, приостановлено право на реструктуризацию кредиторской задолженности 48 организациям (38,7% находившихся на реструктуризации). Отменено 9 соглашений о реструктуризации долгов (7,3%) на сумму 39,3 млн. рублей (5,3%), общая сумма их задолженности составила 48,3 млн. рублей.

В отношении организаций, по которым отменены соглашения, применяются все, предусмотренные действующим законодательством, меры ее принудительного взыскания.

Налоговыми органами направлено требований об уплате налога и пени на сумму 47,4 млн. рублей, инкассовых поручений к расчетным счетам в банках на сумму 45,9 млн. рублей, вынесено 228 решений о приостановлении расходных операций по счетам в банках, принято постановлений о взыскании налога за счет имущества должников на сумму 43,4 млн. рублей.

Поступило от этих организаций за счет мер принудительного взыскания 1,0 млн. рублей, в том числе в ходе проведения исполнительных действий - 0,2 млн. рублей, что составляет 2,1% и 0,4% соответственно от суммы их задолженности на 01.03.2005 года. Службой судебных приставов области возвращено без исполнения с актами о невозможности взыскания вышеуказанных постановлений на сумму 1,3 млн. рублей.

По состоянию на 01.03.2005 года в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в процедурах несостоятельности (банкротстве) находится 153 предприятия АПК Курской области, в том числе по процедурам:

- наблюдение - 13;

- внешнее управление - 7;

- конкурсное производство - 133.

Инициаторами процедур банкротства предприятий АПК выступили коммерческие кредиторы - 27 дел, налоговый орган - 49 дел, должник - 40 дел, ФСФО России - 37 дел.

Из 153 предприятий-банкротов АПК: 77 - сельскохозяйственные организации, 37 - предприятия, обслуживающие сельское хозяйство (МТС, агрохимия, агроснабы и т.п.), 34 - предприятия переработки.

Временная динамика дел о банкротстве предприятий АПК на 1 января соответствующего года выглядит следующим образом:

- на 01.01.1996 года - 3 дела;

- на 01.01.1997 года - 4 дела;

- на 01.01.1998 года - 1 дело;

- на 01.01.1999 года - 8 дел;

- на 01.01.2000 года - 16 дел;

- на 01.01.2001 года - 20 дел;

- на 01.01.2002 года - 25 дел;

- на 01.01.2003 года - 89 дела;

- на 01.01.2004 года - 145 дел;

- на 01.01.2005 года - 147 дел.

Большинство дел о банкротстве предприятий АПК Курской области возбуждалось ФСФО России на основании уведомлений судебных приставов и налоговыми органами. Распределение количества дел о банкротстве по районам определялось активностью службы судебных приставов и налоговой инспекции того или иного района.

Скачкообразный рост количества дел о банкротстве предприятий АПК Курской области наблюдался в конце 2002 года, начале 2003 года, когда налоговыми органами были инициировано более 70 дел о банкротстве сельхозтоваропроизводителей.

В последний год ситуация с банкротством предприятий АПК в определенном смысле стабилизировалась - в течение 2004 года количество дел о банкротстве предприятий АПК Курской области находится на уровне 150 дел. Однако, в начале 2005 года арбитражным судом Курской области принято более 20 заявлений только налогового органа о признании предприятий Курской области несостоятельными банкротами - большинство из них сельскохозяйственные предприятия. По всей видимости, ожидается значительный рост количества дел о банкротстве предприятий АПК, поскольку они, как правило, имеют большую задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

Совокупная задолженность по налоговым платежам в бюджет по этим организациям по состоянию на 01.03.2005 г. составляет 369,5 млн. рублей или 3,7% от суммы задолженности в целом по области.

С момента введения процедуры банкротства задолженность организаций отрасли «сельское хозяйство» снизилась на 26,7 млн. рублей или на 6,7 процента.

Сумма задолженности, непогашенная за счет конкурсной массы и списанная после определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в отношении сельскохозяйственных организаций составила 17,1 млн. рублей или 2,6% от общей суммы, списанной в целом по области, в том числе по региональным и местным налогам - 5,4 млн. рублей.

В этой ситуации задача органов государственной власти Курской области взять ситуацию под контроль и ввести процесс банкротства предприятий АПК в управляемое русло.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Хицков И. АПК Центрального Черноземья: основные тенденции и перспективы развития сельхозпроизводства //АПК: экономика, управление.- 2005.- №1.- С. 14-21.
  2. Кузьменко В., Кожевникова И. Налоговое стимулирование эффективности производства в АПК //АПК: экономика, управление.- 2004.- №10.- С. 33-37.