Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Судостроение относится к индустриобразующим отраслям промышленности, поскольку собирает воедино усилия тысяч самых разных предприятий многих отраслей. Судостроительная продукция является наукоемкой и технологически насыщенной.

Основная продукция судостроительных предприятий - это суда и плавучие сооружения, представляющие собой сложные инженерно-технические сооружения с высокой степенью оснащенности энергетическими установками, различными механизмами, судовыми системами и средствами автоматизации управления ими. Процесс управления строительством таких сооружений обладает рядом особенностей: длительный цикл строительства, высокая трудоемкость работ, значительный объем и номенклатура потребляемых ресурсов, а также неравномерность их потребления по этапам строительства. Поэтому система управления судостроительным предприятием формируется в зависимости от типа производимой продукции и ее серийности.

Конструктивно-технологические сложности судов и плавучих сооружений, длительный цикл изготовления элементов и самого судостроительного объекта, сочетание рабочего проектирования с параллельным строительством приводит к значительному количеству изменений в документации, а также к принятию корректирующих решений в технологии и организации создания готового объекта. Указанные особенности оказывают существенное влияние на документооборот, и соответственно, на систему управления производством.

Судостроительная промышленность имеет присущие только ей экономические особенности: большой объем незавершенного производства, дискретный характер изменения товарной продукции, определенную систему оплаты строительства объектов, привлечение значительных кредитных средств для строительства судов, получение прибыли только после реализации продукции, использование государственной поддержки в виде налоговых льгот и др. Все эти особенности усложняют управление судостроительным производством, что выражается в значительной размерности информационной базы задач управления.

Систему управления судостроительным производством следует рассматривать как совокупность средств и методов, предписывающих определённые взаимоотношения между специалистами предприятия и контрагентами для достижения взаимосогласованных действий. При определении методов совершенствования управления в условиях рыночных отношений во главу угла ставятся экономические оценки производственно-хозяйственной деятельности подразделений, которые пронизывают все слои управленческих структур как по горизонтали, так и по вертикали. Методология современной системы управления производством строится на стимулах экономической заинтересованности при комплексном и качественном выполнении работ.

Основными объектами в системе управления производством являются информация, интегрированная в потоки, описывающие производственные процессы. Управление производством подразделяется на уровни и фазы: планирование, учёт, контроль, анализ и регулирование

В связи с большим объёмом обрабатываемой информации и сложностью объекта управления применяются экономико-математические методы и средства компьютерной техники с программным инструментарием. Однако, используемая программная среда формирует и обрабатывает информацию по правилам, принятым на предприятии с учетом эффективной системы управления производством. При этом программно-технический инструментарий системы управления производством должен соответствовать современным информационным технологиям обработки данных и адекватно решать задачи по оптимальному использованию всех видов ресурсов в соответствии с принятой технологией производственного процесса, обеспечивающего заданную продолжительность строительства судна или другого плавучего сооружения и требуемый уровень качества.

Специфической особенностью управления судостроительным производством является применение специальной системы планово-учётных единиц (ПУЕ) работ. Применение системы ПУЕ объясняется необходимостью определения номенклатуры работ по технологическим взаимосвязям среди участников производственного процесса строительства объекта. От содержания работы на каждом уровне управления зависит эффективность решения поставленных задач, связанная с оптимальным использованием трудовых и энергетических ресурсов.

Поэтому в основу системы ПУЕ работ положен принцип организационной увязки их с конструктивной разбивкой судна (на блоки, секции, судовые устройства, судовые системы, кабельные трассы и др.) в соответствии с разработанной технической документацией. Система ПУЕ позволяет эффективно управлять производством за счет предметного и адресного выполнения работ на строящемся объекте и представлять достоверную информацию о выполнении работ на судне руководству предприятия для принятия обоснованных решений. Система ПУЕ работ дает возможность моделировать процесс строительства любого плавучего сооружения.

Система управления судостроительным производством строится на строгом учёте всех видов ресурсов. Учёт на различных уровнях управления осуществляется методом агрегирования показателей на основе иерархии системы. Это позволяет получить объективную и достоверную информацию о производственном процессе.

В настоящее время в развитых странах значительная часть экономических субъектов ориентирована в своей деятельности на процессорное управление всем циклом проектирования, создания и эксплуатации объекта, вплоть до его утилизации, что позволяет оптимизировать процессы управления. Основой инженерного обеспечения строительства судов на современном судостроительном предприятии служит интегрированная система проектирования, технологической подготовки производства и управления материальными и трудовыми потоками (CAD /CAM/CAE). Системы, используемые в судостроении, учитывают специфику производства - длительность проектирования судов и других плавучих сооружений и этапов их строительства, совмещение периодов эскизного, технического и рабочего проектирования, начало строительства, спуск на воду, окончание строительства, необходимость модификации серийного судна. Наиболее эффективно решаются подобные комплексы задач при использовании интегрированных систем, допускающих одновременную работу инженеров и конструкторов разных специализаций. Они поддерживают электронную модель судна, интерактивную обработку графической информации и обеспечивают потребности в инженерных данных на всех этапах проектирования и строительства - от моделирования поведения судна на воде до разработки управляющих программ для изготовления деталей и корпусных конструкций, формирования информации для сборки и сварки корпуса на стапеле, монтажа механизмов, судовых систем и устройств.

Применение интегрированных систем проектирования дало судостроительным предприятиям возможность получить целый ряд преимуществ: сократить сроки разработки изделий и их стоимость при высоком качестве продукции, обеспечить полное информационное сопровождение на протяжении всего жизненного цикла выпускаемой продукции, а также временные и материальные затраты, связанные с выпуском новой продукции.

Современный уровень развития технических и программных средств в мире, средств коммуникации позволяет перейти к принципиально новым методам проектирования, строительства и обеспечения эксплуатации судов и различных плавучих сооружений, основанных на едином информационном пространстве и обеспечивающих информационную поддержку всех стадий жизненного цикла плавучего объекта (CALS-технологии). В современных условиях CALS-технологии являются важнейшим инструментом повышения эффективности бизнеса, конкурентоспособности и привлекательности продукции.