Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Особенность нынешнего состояния системы образования заключается в том, что её реформирование проходит на фоне неоднородности и ограниченности кадровых ресурсов образовательных учреждений. Число новых проблем и порожденных ими новых задач, неуклонно возрастает, при этом многие из них принципиально новы и не могут быть решены на основе прежнего опыта. Сложившаяся ситуация усложняет управленческую деятельность, в частности в плане работы по найму персонала.

Целью нашей работы стало изучение особенностей понимания значимых качеств профессионализма с точки зрения работодателя и выпускника педагогического вуза. В исследовании приняли участие руководители ряда образовательных учреждений г. Перми и студенты выпускных курсов Пермского государственного педагогического университета. Для изучения обозначенного феномена была разработана «Анкета для работодателей», основное содержание которой составили следующие факторы:

I. Уровень социализации личности (конвенциальность, нормативность поведения): высокий уровень правосознания, социальной ответственности; честность, гражданское мужество, совестливость; принципиальность, непримиримость в борьбе с нарушениями правопорядка; обязательность, доброжелательность, исполнительность, дисциплинированность; доминирование социально значимых мотивов в сфере профессиональной деятельности; низкий нравственный облик, нечестность, склонность к обману, употреблению алкоголя; безответственное отношение к выполнению служебных заданий, недисциплинированность.

II. Нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности: выносливость к длительно воздействующим психофизическим перегрузкам, высокая работоспособность; нервно-психическая устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над своими эмоциями и настроением, стенический тип реагирования в критических, вызывающих фрустрацию ситуациях; развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, пластичность нервных процессов); низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряженность; избыточная агрессивность, импульсивность поступков; невротические симптомы, быстрая истощаемость нервных процессов; психопатические свойства характера.

III. Познавательная (когнитивная) активность, продуктивность мышления: развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция; гибкое, творческое мышление, высокая умственная работоспособность, сообразительность; аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделить главное; активность, подвижность психических познавательных процессов (восприятия, мышления, внимания), емкая память; развитые воображение, интуиция, способность к абстрагированию, рефлексии; низкая умственная работоспособность, сниженная познавательная активность; сниженные интеллект и эрудиция; неразвитое воображение; слабая память.

IV. Коммуникативная компетентность работника: способность устанавливать и поддерживать эмоциональные контакты с участниками общения; способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, мотивы поведения, психическое состояние; доброжелательность, вежливость по отношению к людям, умение слушать, эмпатийность; свободное владение вербальными и невербальными средствами общения; умение в конфликте выстраивать адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения; способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений; развитый самоконтроль над эмоциями и настроением, стенический тип реагирования в психогенных ситуациях; адекватная самооценка; чувство юмора; замкнутость, повышенная сосредоточенность на своих проблемах и переживаниях; повышенная обидчивость, тревожность, легко ранимое самолюбие; конфликтность, избыточная агрессивность.

V. Организаторские способности: активность, инициативность, находчивость, распорядительность; смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность, умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений; самостоятельность; чувство ответственности за свои поступки; организованность, планомерность в работе; в мотивационной сфере доминирование социально значимых мотивов достижения успеха в работе; отсутствие организаторских способностей; психопатические черты и свойства характера, эмоциональная неустойчивость, несбалансированность процессов торможения и возбуждения.

Руководителям образовательных учреждений было предложено выделить те позиции, которые более всего соответствуют их требованиям к профессионалу, и при желании дополнить список профессионально значимых и нежелательных качеств потенциального работника. Получены интересные данные (см. табл. 1).

Таблица 1. Профессионально значимые качества работника с точки зрения работодателя

Компоненты факторов профессиональной пригодности

Уровень значимости фактора

Обязательность (фактор 1)

19%

Доброжелательность (фактор 4)

18%

Способность к сотрудничеству (фактор 4)

17%

Чувство юмора (фактор 4)

13%

Высокая работоспособность (фактор 2)

9%

Развитый интеллект (фактор 3)

9%

Активность, инициативность (фактор 5)

9%

Достижение компромиссов (фактор 4)

6%

Как видно из таблицы, в числе приоритетных качеств работодатели выделяют обязательность, доброжелательность и способность к сотрудничеству. Определённое значение имеют для них и другие обозначенные в таблице характеристики. В ходе исследования установлено также, что с точки зрения руководителей образовательных учреждений наибольший интерес представляет тот претендент, чье эффективное трудовое поведение проявляется и в любви к детям, стремлении понять их; в желании работать над собой, своим общим и специальным кругозором, методической компетентностью; в умении привить любовь к изучаемому, в стремлении к знаниям и совершенствованию себя; в умении взаимодействовать с коллегами; в хорошем знании своего предмета. Следует отметить, что все положительные характеристики работников, предложенные для выбора, были отмечены потенциальными работодателями как желательные, а все негативные - как нежелательные. Таким видят своего потенциального работника руководители образовательных учреждений. Интересно, что в отличие от них, выпускники допускают возможность проявления в профессиональной деятельности и негативных качеств.

Для изучения особенностей понимания выпускниками вуза профессионально значимых качеств педагога нами были использованы следующие методики: «Опросник профессиональных предпочтений» (Дж. Холланд), «Изучение факторов привлекательности профессии» (В.А. Ядов), «Ценностные ориентации» (М. Рокич), «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири). Обработка первичных данных осуществлялась с помощью корреляционного анализа и пакета прикладных программ «Statistika 6.0 for Windows». Получены интересные факты. Например, установлено, что выпускники, относящиеся к предпринимательскому типу личности, в будущей профессиональной деятельности видят себя в качестве ответственного лидера, от инициативности которого зависит успешное достижение организационных и экономических целей. Они готовы принять на себя финансовый и межличностный риск, в.т.ч. допускают возможность нарушения корпоративных норм и правил, а в межличностных отношениях - агрессивность, авторитаризм и эгоизм. При этом респонденты понимают, что лидеру, чья авторитарность не ставится под сомнение, необходимо общаться в социуме, быть от него зависимым, проявлять альтруистические черты.

При доминировании конвенционального типа личности выпускники ориентированы на получение образования, профессиональное саморазвитие. Важным гарантом их уверенности в себе является материальное благополучие. Но чем более успешен такой работник (получил высшее образование, имеет достойную должность, высокую зарплату, уверен в завтрашнем дне), тем менее выражена у него познавательная потребность.

Для испытуемых эгоистического и подозрительного типов личности ядерными характеристиками являются авторитарность и агрессивность, признание необходимости жесткой борьбы за рабочее место. При этом выпускники эгоистического типа готовы направить свою профессиональную активность либо на достижение максимального карьерного роста, либо на поиск интересной работы. В первом случае они проявляют авторитарность, агрессивность и подозрительность, а также уверенность в себе и жизнерадостность. Во втором случае доминантными становятся терпимость и самоконтроль. В отличие от данных испытуемых, выпускники подозрительного типа приоритетным считают материальное благополучие. Высокая зарплата компенсирует тот факт, что работа для них не интересна. И наоборот, если выбранная профессия представляет несомненный интерес, то испытуемые готовы выполнять ее за небольшую зарплату.

Анализ корреляционных связей позволяет сделать вывод, что профессиональная направленность выпускников имеет сложный многоуровневый характер и частично определяется осмысленностью выбора. Профессиональное самоопределение испытуемых тесно связано с мотивационной направленностью личности, при этом в качестве доминирующих мотивов выступают либо материальное благополучие (основной фактор привлекательности деятельности), либо интересная работа.