Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

В настоящее время резко увеличилось число детей, испытывающих трудности в процессе обучения в массовой общеобразовательной школе (по многочисленным оценкам различных источников, к числу детей «группы риска» может быть отнесено до 40-60% школьников). Становится понятным, что требования школы расходятся с возможностями некоторых учащихся.

Педагогическая помощь таким ученикам не может сводиться только к организации дополнительных занятий. Помощь должна носить комплексный характер и оказываться всеми специалистами, работающими с детьми (учителями, психологами, дефектологами, логопедами, социальными педагогами, методистами, администраторами и т.д.).

При правильной организации и обоснованном выявлении проблем детей, положительные результаты показывает система коррекционно-развивающего обучения (КРО), основные принципы которой разработаны Институтом коррекционной педагогики.

При организации обучения и воспитания в классах КРО общеобразовательной школы соблюдаются основные требования личностно-ориентированного обучения: применение разнообразных видов деятельности; ученик должен выступать в роли субъекта, участника и одного из организаторов образовательного процесса; деятельность подростков должна быть социально значимой и творческой для них; подгонять следует не подростка к школьной среде, а школьную среду делать адекватной потребностям конкретного ученика.

Методические основы проведения педагогической коррекции определяются следующей схемой:

  • инициация творческой позиции и самостоятельности суждений; всемерная активизация контрольно-оценочного компонента учебной деятельности, рефлексии учащихся;
  • использование разнообразных мер помощи учащимся со стороны учителя и одноклассников; широкое внедрение методов групповой работы с целью более полного включения каждого ученика в решение учебных задач, преодоления коммуникативных барьеров, расширения арсенала способов учебной деятельности, создания ситуаций успеха;
  • применение специальных приемов закрепления учебного материала (его многократное проговаривание в разных контекстах, повторение в игровом ключе, составление заданий для товарища по изученной теме, конструирование аналогичных или обратных задач, разработка опорных схем по теме и т.п.);
  • обеспечение условий для осмысленного, целостного восприятия учебного материала, преодоления фрагментарности усвоения (внутрипредметное и межпредметное интегрирование, выполнение творческих заданий практического характера, требующих применений знаний и умений по разных разделам изучаемой дисциплины, экспресс-опросы по разным разделам программы, экспресс-повторение в групповой работе с использованием учебника, материала разных тем для ответа на проблемные вопросы с фиксацией в тетради забытого и непонятного и т.п.).