Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Применение в образовании информационных и телекоммуникационных технологий, педагогически организованных дистанционных образовательных технологий делает вполне реальной возможность реализации различных моделей организации учебного процесса, в котором участвуют территориально распределенные обучающиеся и преподаватели, применяющие в своей работе распределенные информационно - образовательные ресурсы и современные инновационные технологии педагогического взаимодействия.

Качественно однородная группа предприятий, организаций и учреждений, роль которой в общественном производстве совокупного продукта предопределяется общественным разделением труда, в экономической науке принято называть отраслью. Все образовательные учреждения вне зависимости от их уровня, формы собственности или ведомственной принадлежности, расположенные на территории Российской Федерации, образуют отрасль «система образования», которую с достаточной степенью условности можно отнести к сфере услуг. Таким образом, существует также проблема корректной классификационной принадлежности отрасли «система образования». Несколько ниже рассмотрим ряд последствий этого для развития целой отрасли национальной экономики.

Эволюция отрасли «система образования» под влиянием

  • интенсивного развития процессов информа-тизации образования;
  • расширения применения дистанционных образовательных технологий в педагогической практике;
  • инновационных педагогических методов и форм взаимодействия субъектов образовательного процесса;
  • формирования и апробации инновационных моделей организации образовательного процесса в их конструктивном разнообразии привела к формированию «системы открытого дистанционного образования».

Отрасль «система образования» представляет собой определенным образом сформированную совокупность организаций, учреждений и ведомств, осуществляющих свою деятельность в сфере образования. Система открытого дистанционного образования представляет собой единую информационно-образовательную среду, объединяющую субъектов традиционной системы образования посредством информационных и телекоммуникационных средств и педагогически организованных дистанционных образовательных технологий. Она объединяет научно-образовательный потенциал вовлеченных в нее национальных образовательных учреждений и формируется как сегмент мировой образовательной системы [19, с.58-62; 23, с.451-452].

Характерные отличительные принципы системы открытого дистанционного образования от традиционной системы образования заключаются в следующих положениях:

  • отсутствие конкурсного приема и возрастного ценза для обучающихся;
  • возможность выбора каждым индивидом своей образовательной траектории для удовлетворения в максимальной степени своих образовательных потребностей и наиболее полной самореализации личности в социально-экономических отношениях;
  • возможность осуществления "образования через всю жизнь", т.е. осуществления принципа непрерывности образования.
  • отражение в наиболее полной степени новой образовательной концепции: "образование для всех".

Применение в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, расширения информатизации образования не сводится только к проблеме замены учебно-методической литературы в виде традиционных книг, выполненных с применением полиграфической технологии, на электронные учебные издания, распространяемые на дисках или доступные в компьютерных сетях.

Эти факторы и технологии оказывают очень сильное влияние на всю систему образования в целом: они вызывают процесс конвергенции традиционного и открытого образования в единую образовательную систему с гармоничным сочетанием различных видов образовательных технологий и способствуют формированию специфической подотрасли, определяющей динамику развития отраслевой экономики.

Развитие открытых форм дистанционного образования в настоящее время является общемировой тенденцией. Процесс информатизации образования в передовых странах запада, который по времени предшествовал российскому опыту, показал, что информатизация образования и широкое распространение дистанционных образовательных технологий ставит перед специалистами ряд неотложных задач и сложных проблем [23, с.451-452; 27, с. 6-17; 30, с.32-67], среди которых выделяются такие, как:

  • переосмысление фундаментальных представлений о сущности образовательного процесса, его месте в системе социально-экономических отношений;
  • пересмотр функционального наполнения деятельности преподавателя и изменение его профессионального репертуара [24];
  • определение роли и места в практике обучения средств и способов представления образовательного содержания [25];
  • планирование ресурсного обеспечения функционирования и развития системы открытого дистанционного образования и контроля учебного процесса [12, с. 168-177; 14, c. 111-171];
  • сравнительная оценка различных моделей организации учебного процесса с использованием технологий открытого дистанционного обучения [16; 17];
  • разработка критериев, систем обеспечения и управления качеством в открытом дистанционном образовании [12, c.168-177].

Открытое дистанционное образование это образовательная система [15, с.147-156], в которой реализуется

  • в соответствии с определенными моделями организации процесс обучения [16, с.42-57] и подтверждения соответствия образовательному стандарту образовательного ценза, полученного обучающимися;
  • при частичном или полном применении различных дистанционных образовательных технологий отдельно или в их конструктивном сочетании [8].

Основу образовательного процесса в открытом образовании составляет организованная самостоятельная работа обучающегося, который может осваивать образовательную программу в удобном для себя месте, по индивидуальному учебному плану и расписанию, получая знания в одном или нескольких образовательных учреждениях.

Сформулировать цели открытого дистанционного образования необходимо на основе оценки корректности отраслевой принадлежности отрасли система образования и понятийного содержания термина «образовательная услуга», принятого сегодня в гражданско-правовом обороте.

Процесс оказания «образовательных услуг» может быть отнесен к сфере услуг условно в cилу ряда присущих ему принципиальных отличий от классического понимания традиционной услуги [15, с.147-156]:

Принципиальные отличия процесса оказания «образовательной услуги» от классического понимания процесса оказания традиционных услуг можно сформулировать в виде достаточно обширного перечня:

  1. Сложность структуры процесса.
  2. Содержание основных этапов процесса.
  3. Количество субъектов, непосредственно или опосредовано принимающих участие в процессе.
  4. Характер возникающих в процессе оказания услуги отношений и взаимодействий между субъектами.
  5. Особенности организации процесса оказания услуги.
  6. Широта и продолжительность процесса.
  7. Результативность влияния на общественные отношения.
  8. Значительность разнесения во времени непосредственной деятельности по оказанию услуги и проявлении «результативного» эффекта.
  9. Требования обязательности активного участия и взаимодействия всех субъектов процесса для получения существенного результата.
  10. Куммулятивность характера проявления результата.
  11. Длительность проявления результата оказания услуги.
  12. Необходимость непрерывного осуществления процесса для получения максимального «результативного» эффекта.
  13. Направленность результата процесса преимущественно на удовлетворение непосредственных потребностей третьих лиц по отношению к процессу, и только опосредовано, через удовлетворение этих потребностей, решение потребностей непосредственного участника процесса.

Процесс формирования общественных экономических отношений в сфере образования достаточно сложное явление. Для его структурирования можно условно выделить несколько этапов:

  • период формирования устойчивых общественных и индивидуальных потребностей в получения образования;
  • период формирования научных и образовательных школ;
  • период непосредственного осуществления образовательного процесса (его организацию, ведение, управление и развитие) во время которого формируются и реализуются правоотношения субъектов процесса;
  • период проявления результативного эффекта «образовательной услуги» (которым непосредственно пользуются преимущественно третьи лица).

Существующие особенности противоречий правоотношений субъектов образовательного процесса проявляются в экономике сферы образования следующим образом:

  • результативным эффектом т.н. "образовательной услуги" чаще всего непосредственно пользуется третья сторона - работодатели, которые при купле-продаже на рынке трудовых ресурсов услуг работника - носителя результатов оказания "образовательной услуги" вряд ли захотят добровольно возместить в полной мере затраты образовательной системы, произведенные в достаточно далеком прошлом,
  • потребителю "образовательной услуги" правомочному субъекту правоотношений по поводу оказания «образовательных услуг» (обучающемуся) бывает сложно, а порой и невозможно оценить её результат в экономических категориях, поскольку цена трудовых ресурсов во многом зависит от конъюнктуры рынка и непосредственно не связана с формальным уровнем образования и его квалификации;
  • непрерывность и значительная продолжительность процесса оказания "образовательной услуги", которая по длительности осуществления полного цикла значительно превышает временные периоды, принятые для отчетности образовательных учреждений по результатам финансово-хозяйственной деятельности, что не позволяет объективно отражать в управленческом учете, в бухгалтерском учете и в налоговом учете реальные издержки даже одного из субъектов правоотношений по поводу оказания "образовательной услуги" - образовательного учреждения;
  • сущностная особенность образовательного процесса, которая проявляется в необходимости активной познавательной деятельности обучающегося для получения существенного результата, не позволяет производить экономическую оценку полных издержек образовательного процесса субъектов правоотношений по поводу оказания "образовательной услуги".

В связи с существованием явных противоречий сложившейся системы правоотношений субъектов по поводу оказания «образовательных услуг» с системой общественного использования результативного эффекта образовательного процесса необходимо пересмотреть содержание понятия «образовательная услуга. В сложившихся условиях в качестве временного компромисса можно введенный в настоящее время в гражданско-правовой оборот термин «образовательная услуга» трактовать как услугу по доступу к образовательному процессу.

В этой связи можно сформулировать основную цель открытого дистанционного образования, которая состоит:

  • в расширении возможностей граждан в получении услуг по доступу к качественному образовательному процессу,
  • в наиболее полноценном удовлетворении их образовательных потребностей вне зависимости
  • от места проживания,
  • материального положения,
  • возраста,
  • состояния здоровья
  • и других обстоятельств жизнедеятельности индивидов.

Открытое дистанционное образование ни в коей мере не противопоставляется действующей традиционной системе образования. Применение в учебном процессе современных информационно-телекоммуникационных средств и дистанционных образовательных технологий только расширяет и видоизменяет арсенал дидактических средств, не затрагивая фундаментальных принципов и социальных функций системы образования, делая их более достижимыми в современной образовательной практике.

В качестве основных базовых принципов организации отрасли «система образования» в целом [15, с.147-156] (вне зависимости от применяемых образовательных технологий, моделей организации, управления, мониторинга и проведения учебного процесса) можно выделить следующие:

  • демократичность, реализуемая посредством закрепленного в Конституции РФ права всех российских граждан на получение и совершенствование своего образования;
  • системность, которую можно определить как целостность и взаимосвязанность компонентов обучения, цель которого состоит в формировании совокупности теоретических знаний, практических умений и навыков обучающихся;
  • научность, понимаемая как направленность образования на формирование научного мировоззрения обучающихся, освоение ими в процессе обучения объективно существующих закономерностей развития природы и человеческого общества;
  • многоуровневостъ обучения, которое предполагает последовательное расширение и усложнение совокупности понятий, методов и средств, которые необходимо освоить и научиться применять обучающимся на каждом уровне образования;
  • практико-ориентированность подготовки, которая предполагает освоение в процессе обучения не только знаний на теоретическом уровне, но и овладение практическими навыками решения профессионально значимых задач на эмпирическом междисциплинарном уровне;
  • профессиональная специализация, определяющая принципы отбора и применения в обучении учебно-методических материалов и технических средств, имеющих целью подготовку обучающихся к будущей профессиональной деятельности в выбранном направлении;
  • отраслевая направленность, связываемая с повышенным вниманием в обучении к специальным проблемам, характерным для конкретной области применения технических устройств, систем, технологических процессов и др.;
  • территориальная распределенность образовательных учреждений, необходимая для того, чтобы приблизить их к местам проживания обучающихся и, следовательно, повысить доступность образования для граждан;
  • непрерывность, предполагающую, что обучение на предыдущем уровне согласовано с входными требованиями следующего уровня образования.

Для оценки выполнения социально-значимых функций «системой открытого дистанционного образования» могут использоваться следующие критерии:

  • степень удовлетворения потребностей граждан в получении или повышении уровня образования, показывающая в какой мере запросы конкретных граждан могут быть удовлетворены системой образования;
  • общественная значимость, определяющая степень удовлетворения системой образования потребностей не только отдельных граждан, но и общества в целом в рамках действующего перечня предоставляемых образовательных услуг;
  • государственная целесообразность, оцениваемая полнотой охвата системой образования совокупности задач, которые необходимо решать государству и к числу которых, прежде всего, относятся оборона, охрана общественного порядка, здравоохранение, воспитание, обучение и образование населения;
  • экономичность, понимаемая как целесообразность и обоснованность затрат средств и времени на получение образования определенного уровня со стороны отдельных индивидов и общества в целом;
  • признание полученного образования в различных регионах России, а также в международных масштабах, позволяющее оценить степень соответствия уровня профессиональных знаний, умений и навыков выпускников образовательных учреждений нормам, признанным в местах их профессиональной деятельности;
  • качество образования, характеризующее уровень подготовки выпускников образовательных учреждений к решению совокупности задач, возникающих в процессе их профессиональной деятельности и формально определяемое государственным образовательным стандартом;
  • доступность образования, показывающая в какой мере конституционная норма выполнима в жизни реальных людей, которые имеют индивидуальные способности и запросы, уровни доходов, разные места жительства и другие жизненные обстоятельства;
  • результативность образования, отражающая возможности образовательных учреждений в процессе обучения снабдить конкретных людей, обладающих регламентируемым уровнем начальной подготовки, именно теми знаниями, умениями и навыками, которые им необходимы.

Сегодня можно выделить основные факторы формирования подотрасли "система открытого дистанционного образования" в отраслевой совокупности "система образования":

  • единое нормативно-законодательное оформление деятельности системы образования в целом [1; 2; 3];
  • формирование нормативно-законодательного обеспечения открытого дистанционного образования [13, с.26-51];
  • определенное организационное и административное обособление системы образования по отношению к другим отраслям национальной экономики [5];
  • расширение организационно-административной и научно-технологической поддержки развития открытого дистанционного образования государственными органами управления образованием;
  • государственные инвестиции в форме целевых федеральных программ [6, с.118-122];
  • обеспечение единой отраслевой системы государственного управления, распределение функций между органами управления различных уровней, специфические отраслевые методы управления [1; 2];
  • сложившаяся система государственного финансирования и единая государственная политика в отношении системы образования и развития открытого дистанционного образования [4; 8];
  • наличие в качестве основных системообразующих элементов подотрасли образовательных учреждений, которые широко используют дистанционные образовательные технологии [7, с.68-72];
  • активная отработка процедур государственного управления отраслью и подотраслью [7, с.68-72; 9; 10; 11].

Действующими в настоящее время нормативно-законодательными актами в сфере образования установлен ряд отраслевых особенностей "системы открытого дистанционного образования":

  • тип организации, способной осуществлять образовательную деятельность с использованием дистанционных образовательных технологий частично и в полном объеме;
  •  отношения собственности в сфере образования в целом и в сфере авторского права и смежных прав;
  • пределы осуществления образовательными учреждениями предпринимательской и иной приносящий доход деятельности и порядок распоряжения получаемыми от этой деятельности доходами;
  • государственные гарантии для сферы образования и для граждан по получению образования определенного уровня;
  • принцип автономии образовательных учреждений.

Все перечисленное позволяет рассматривать «Систему открытого дистанционного образования» как организационно оформленную совокупность образовательных учреждений, объединенных

  • законодательной и нормативной базой,
  • системой управления и
  • единым организационно-экономическим механизмом функционирования.

Она представляет собой результат эволюционных изменений традиционной «системы образования» под влиянием информатизации и развития педагогических образовательных технологий.

Состав основных экономических характеристик отрасли «система образования» [29, с.26] и подотрасли «система открытого дистанционного образования» [15, с.147-156] определяется:

  • содержанием форм государственной статистической отчетности;
  • сложившейся практикой количественной оценки развития системы образования в целом;
  • складывающимися нормами оценки готовности образовательных учреждений к применению в учебном процессе дистанционных образовательных технологий в полном объеме [26, с.27-61].

В качестве отраслевых экономических характеристик могут использоваться следующие группы показателей [15; 26; 29; 32]:

  • общее количество образовательных учреждений и количество учреждений, применяющих дистанционные образовательные технологии в полном объеме и частично, показатели динамики изменения количества этих категорий учреждений, распределение по формам собственности, территориальному расположению;
  • объемы и структура доходов и расходов образовательных учреждений в целом и от реализации образовательных процессов с использованием дистанционных образовательных технологий;
  • общая численность и структура обучающихся, а также численность и структура обучающихся на основе применения различных дистанционных образовательных технологий по отдельным специальностям, направлениям и уровням профессионального образования, динамика изменения этих показателей;
  • квалификационные характеристики преподавательского состава в образовательных учреждениях, профессиональная репертуарная численность и структура преподавателей в соответствии с особыми функциональными обязанностями при использовании различных дистанционных образовательных технологий в учреждениях по отдельным специальностям, направлениям и уровням профессионального образования, динамика изменения этих показателей;
  • показатели развития материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе стоимостные и натуральные показатели, характеризующие степень оснащенности образовательных учреждений информационно-образовательными ресурсами в целом по образовательным учреждениям и в расчете на одного обучающегося.

Ряд важнейших особенностей отраслевой экономики системы открытого дистанционного образования определяет её место и роль в национальной экономике любого индустриально развитого государства:

  • экономика системы открытого дистанционного образования [32] представляет собой одновременно
  • элемент экономики общественного сектора и
  • üэлемент экономики свободного предпринимательства;
  • сфера образования - область, где в основном происходит формирование человеческого капитала;
  • система открытого дистанционного образования способна с наибольшей эффективностью обеспечивать формирование и повышение качества человеческого капитала.

Соотношение элементов экономики общественного сектора и экономики свободного предпринимательства, доминанта того или другого компонента в экономике конкретного образовательного учреждения и в отраслевых особенностях экономики определяется:

  • уровнем и организационно-правовым статусом образовательного учреждения,
  • количеством, направленностью и уровнем реализуемых образовательных программ,
  • плотностью и особенностью конкурентного окружения образовательного учреждения;
  • уровнем индустриального и социального развития региона, территории и государства в целом;
  • общественно-социальным статусом (имиджем) образовательного учреждения;
  • степенью профессиональной компетентности и подготовки руководителей образовательных учреждений к работе в условиях рыночной экономики;
  • осознанными общественными потребностями формирования определенного уровня образованности населения и уровнем их актуализации;
  • платежеспособным спросом со стороны индивидов, корпоративных структур и общества в целом;
  • национальными потребностями и возможностям в обеспечении качества результатов общественного производства и рядом других факторов.

Человеческий капитал, представляющий собой одну из наиболее существенных разновидностей основного фактора из совокупности факторов общественного производства экономических благ, формируется в основном в сфере образования. Человеческий капитал представляет собой ресурс, созданный людьми для производства экономических благ, особый вид капиталовложений, который характеризует затраты на воспроизводство и повышение качества трудовых ресурсов. В число характеристик человеческого капитала принято включать: уровень квалификации, знания, умения и навыки, практический опыт, состояние здоровья, производительность труда и ряд других. Человеческий капитал рассматривается в современной экономике как долговременный экономический ресурс [28, с.437]:

  • воспроизводственный оборот этого ресурса в 5-6 раз продолжительнее, чем у основного капитала,
  • характеристики «износа» этой разновидности капитала имеют отрицательное значение, в связи с возрастанием ценности работников с течением времени до определенного возраста человека (45-65 лет в зависимости от сферы деятельности).

Рядом исследований установлено и в современных условиях являются общепринятыми следующие факты:

  • достаточный объем инвестиций в человеческий капитал позволяет обеспечить не менее 30% прироста национального дохода страны;
  • в 192-х наиболее развитых странах мира не менее 64% национального богатства формируется за счет человеческого капитала (по данным МБ).

В связи с приведенными данными становится ясной значимость и определяющая роль успешного и динамичного развития открытого дистанционного образования для национальной экономики страны. Системы образования, которая позволяет использовать международные информационно-образовательные ресурсы [19, с. 58-62] для формирования и повышения качества человеческого капитала в национальной экономике России.

Открытость образования предполагает сосуществование, гармоничное взаимодействие различных педагогически организованных образовательных технологий с учетом в полной мере существующей тенденции к существенному увеличению доли самостоятельной индивидуальной учебной работы обучающихся вне зависимости от принятой технологии и используемых моделей организации образовательного процесса. В этой связи требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса должны формулироваться по-новому [25].

Организация обеспечения учебного процесса информационно-образовательными ресурсами для применения в педагогической практике дистанционных образовательных технологий в полном объеме представляет собой весьма значительную по объему и комплексности работу, которая может оказаться не под силу любому отдельно взятому учебному заведению. В связи с этим возникает объективная необходимость объединения усилий отдельных образовательных учреждений на горизонтальных и вертикальных уровнях системы образования для решения масштабных задач, целью которых является создание и развитие систем открытого дистанционного образования. Для этого предлагается создавать консорциумы и объединения образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов, как по родственным направлениям, так и направлениям подготовки различных уровней. [19, с. 58-62; 22, с.180-198; 20, с.34-37].

В этом случае экономические издержки и продолжительность перехода учреждений системы образования на новые образовательные технологии окажутся вполне приемлемыми. В результате проведения совместной работы над новыми средствами обеспечения учебного процесса в составе объединений учебных заведений возникнут реальные возможности для проявления и реализации принципов открытости и академической мобильности в системе открытого дистанционного образования.

В системе открытого дистанционного образования сосуществуют различные формы педагогического и информационного взаимодействия участников образовательного процесса и способы передачи знаний между ними. В процесс обмена знаниями интенсивно вовлекаются не только преподаватели, но и сами обучающиеся, которые объединяются общими интересами при изучении конкретных учебных дисциплин. В современных условиях· [33] только 25% преподавателей в США в своей работе ограничиваются дистанционными формами взаимодействия, никогда при этом не встречаясь с обучающимися. Оставшиеся 75% преподавателей предпочитают совмещать дистанционные формы общения с традиционными лекциями и практическими занятиями. Многочисленные исследования показывают, что если традиционные формы учебной работы полностью заменяются дистанционными формами взаимодействия субъектов образовательного процесса, то конечные результаты остаются примерно одинаковыми. Если же в реальном учебном процессе осуществляется разумное сочетание традиционных и дистанционных форм взаимодействия, то эффективность и результативность обучения значительно повышается [18, с.62-67; 19].

Результаты проведенного Минобразования России эксперимента в области дистанционного образования [30, с.32-67] в период с 1997-2002 г.г. и анализ динамики продвижения дистанционных образовательных технологий на рынок образовательных услуг [6; 30; 31] показал, что:

  • в России существуют десятки государственных и негосударственных образовательных учреждений, которые готовы заявить о применении дистанционных образовательных технологий в учебном процессе в полном объеме;
  • во многих образовательных учреждениях в последнее десятилетие созданы структурные подразделения, которые занимаются проблемами открытого и дистанционного образования на профессиональной основе;
  • организованы специализированные государственные научные учреждения, разрабатывающие проблематику открытого образования дистанционных образовательных технологий и информатизации образования в целом.

Анализ общих признаков и системных характеристик показывает, что в настоящее время в отраслевой экономике «системы образования» сформировалась и динамично развивается подотрасль «система открытого дистанционного образования». Интенсивность формирования нормативно-законодательного обеспечения этой подсистемы отраслевой экономики, динамика её развития и уровень государственной поддержки свидетельствует об экономической значимости этой сферы для развития и модернизации образовательного процесса в современных учреждениях образования. Эти факты свидетельствуют о том, что в условиях глобализации рынка "образовательных услуг" в ближайшей перспективе экономика системы открытого дистанционного образования может определять не только отраслевые черты экономики системы образования в целом, но и темпы развития национальной экономики страны как эффективное средство формирования и повышения качества человеческого капитала, в том числе за счет использования международных информационно-образовательных ресурсов.

Литература и информационные источники

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» от 10.01.2003 №11-ФЗ.
  2. Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» в редакции Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» от 10.01.2003 №11-ФЗ.
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2003 №11-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"» /Российская газета, №4 (3118) от 14.01.2003 г.
  4. Федеральная программа развития образования. Принята Федеральным законом Российской Федерации от 10.04.2000 г. №51-ФЗ.
  5. Положение «О Министерстве образования Российской Федерации». Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 г. №258.
  6. Решение Коллегии Минобразования России от 25.06.2002 г. «Об итогах эксперимента в области дистанционного обучения и перспективах развития дистанционных образовательных технологий». - В сб.: Эксперимент в области дистанционного образования: результаты и перспективы.- М.: МГИУ, 2002 .- 188 с., с.118-122 .
  7. Решение коллегии Минобразования России от 26.06.2002 г. / В сб.: Эксперимент в области дистанционного образования: результаты и перспективы./ Под ред. В.Е.Бочкова - М.:МГИУ, 2002.- 188 с., с.68-72.
  8.  Приказ Минобразования России от 18.12.2002 г. №4452 «Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации» (зарег. Минюстом России от 24.12.2002 №4071). /Российская газета №( (3123) от 18.01.2003 г.
  9. Приказ Минобразования России от 26.08.2003 г. №3387 «Об утверждении перечня документов, представляемых на лицензионную экспертизу образовательными учреждениями среднего, высшего, дополнительного профессионального образования и их филиалами, использующими дистанционные образовательные технологии для реализации образовательных программ частично или в полном объеме».
  10. Распоряжение Минобразования России от 26.08.2003 г. №985-24 «О расчете предельной численности обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий».
  11. Временные требования, предъявляемые к образовательным учреждениям среднего, высшего и дополнительного профессионального образования при проведении лицензионной экспертизы и проверки готовности к реализации образовательных программ с использованием в полном объеме дистанционных образовательных технологий. Утверждены 04.12.2003 г. Минобразования России.
  12. Бочков В.Е. Методология планирования ресурсного обеспечения дистанционного учебного процесса как основа для разработки лицензионных требований к условиям применения дистанционных образовательных технологий и создания федеральной системы обеспечения качества профессионального образования: Системы управления качеством высшего образования: Труды 3-ей Международной научно-методической конференции (3-4 июня 2003 г.) - Воронеж: ВГУ, 2003.- 361 с. с.165-177.
  13. Бочков В.Е. Нормотворческая деятельность в сфере дистанционных образовательных технологий. Право и образование, №6, 2003 г., с.26-51.
  14. Бочков В.Е. Организация дистанционного учебного процесса: модели, управление и планирование ресурсного обеспечения. Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация. /Под ред. В.И.Солдаткина.- М.: МГИУ , 2003.- 508 с.
  15. Бочков В.Е. Отраслевые признаки и характеристики экономики системы открытого образования и особенности нормативно-законодательного регулирования применения дистанционных образовательных технологий./Модернизация профессиональной подготовки молодежи в системе учреждений образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции в 2-х частях , ч.1.(26-27 февраля 2004)/Под ред. В.Г.Тимирясова.- Москва-Казань: Таглимат (ИЭУиП).- 264 с., с.147-156.
  16. Бочков В.Е. Оценка особенностей инновационных моделей организации учебного процесса на основе феноменологической классификационной системы./Ж.: Качество. Инновации. Образование. - М.: ЕЦК - 2003.- №4 (8), с. 42-57.
  17. Бочков В.Е. Оценка различных моделей организации дистанционного обучения на основе феноменологической классификационной системы. Образовательные технологии. Межвузовский сборник научных трудов - Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2003 - 192 с., с.169-175.
  18. Бочков В.Е. Потенциалы различных моделей организации дистанционного обучения в области обеспечения качества профессионального образования. Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения. / Сборник научных докладов международной научно-практической конференции EDQ-2003. 8 декабря 2003. - М.: МГИУ, 2003. - 224 с., с.62-67.
  19. Бочков В.Е. Реальное формирование единого образовательного пространства на постсоветской территории как цель при создании и развитии межгосударственной сети открытого дистанционного образования. Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения. Доклады международной научно-практической конференции EDQ-2003 (8 декабря 2003 г.) - Москва: МГИУ, 2003.- 224 с., с.58-62.
  20. Бочков В.Е. Университетский образовательный комплекс как форма обеспечения непрерывности открытого многоуровневого дистанционного образования. Дистанционное обучение - образовательная среда ХХI века: Материалы Ш Международной научно-методической конференции, 13-15 ноября 2003 . - Мн.: БГУИР, 2003 -536 с., с.34-37.
  21. Бочков В.Е. Феноменологическая система классификации моделей организации учебного процесса для комплексной оценки применения дистанционных образовательных технологий. В учебнике: Информационные и коммуникационные технологии в СОО/ Под ред. С.Г.Григорьева. - М.: РУДН, 2003.
  22. Бочков В.Е., Валентинов В.В., Кондратьев С.В. Дополнительное профессиональное образование Российской Федерации как стратегический ресурс развития открытого и дистанционного образования. Экономика и менеджмент: проблемы теории и практики. Научные труды МИМ «ЛИНК»/Под ред. Н.В.Сычева.- Жуковский: МИМ «ЛИНК», 2003. - 280 с., с.180-198.
  23. Бочков В.Е., Демин Ю.Н., Вержбицкий В.В. Межгосударственная сеть открытого дистанционного образования и реальное формирование единого образовательного пространства. В сб.: Дистанционное обучение - образовательная среда XXI века. /Труды III Международной научно-методической конференции (13-15 ноября 2003 г.) - Минск: БГУИР, 2003.- 536 с., с.451-452.
  24. Бочков В.Е., Калабин С.М., Крекотень С.П. Функциональное наполнение деятельности преподавателей и требования к ним в различных моделях организации дистанционного обучения. Труды международной научно-практической конференции EDQ-2003 (8 декабря 2003) Москва: МГИУ.- 2004. - 460 с.
  25. Бочков В.Е., Мартынова Т.Н., Краснова Г.А. Учебно-методический комплекс как основа и элемент обеспечения качества дистанционного образования./Ж: Качество. Инновации. Образование. - М.: ЕЦК - 2004.- №1(9).
  26. Бочков В.Е., Нежурина М.И. Об организации подготовки проекта лицензионных требований к условиям осуществления образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий в учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования. / Актуальные проблемы гуманитарных. Социальных, экономических и технических наук. Межвузовский сборник научных и научно-методических трудов. Вып.2, том.1/Под ред. Н.Г.Хохлова - М.: МГИУ- 2003.- 315 с., с. 27-61.
  27. Долгоруков А.М. Научно-методическая разработка и учебно-методическое обеспечение образовательных программ базовой подготовки и повышения квалификации преподавателей-тьюторов для системы открытого и дистанционного образования на уровне СПО./ Отчет по НИР в рамках ФЦНТП «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» (Код проекта: 1.1.2.3.(299). 428) /Под рук. А.М Долгорукова.- М: ИПР СПО - 2001., 81 с., с. 6-17.
  28. Егоршин А.П., Кожин В.А. Экономика образования. В уч. пос.: Менеджмент, маркетинг и экономика образования./Под ред. А.П.Егоршина.- Н.Новгород: НИМБ, 2001- 624 с., с.437.
  29. Федотов А.В. Методология оценки и повышения эффективности государственной системы высшего профессионального образования: Дис. на соиск. ученой степени доктора эконом. наук. Ст. Петербург: Ст.ПГТУ.- 2002. - 312 с., с. 26.
  30. Обобщение и краткий анализ результатов эксперимента в области дистанционного образования./ М.С.Антропов, В.Е.Бочков, О.М.Карпенко, В.А.Леднев. - В сб.: Эксперимент в области дистанционного образования: результаты и перспективы. /Под ред. В.Е.Бочкова. - М.: МГИУ, 2002. - 188 с, с.32-67.
  31. Разработка структуры открытого энергетического института в составе МЭИ (ТУ)/ Ю.В. Арбузов, В.Н. Воронов; Б.Р. Липай. С.И. Маслов, и др: Отчет о НИР (заключит.). Шифр темы (01.02.056) 01.01.112; Гр. № 01200105475; Инв.№ 46773/ Под рук. В.Н. Воронова.. - М:МЭИ, - 2002.
  32. Экономика и финансы системы открытого образования. Учебник для многоуровневой подготовки кадров системы открытого образования./Под ред. В.Е.Бочкова. - М.: МГИУ-РУДН.- 2004.
  33. The institute, 2001, volume 25, number 3.

·   По данным периодического издания Международного общества инженеров электриков и электронщиков. См.: The institute, 2001, volume 25, number 3.